Особенности проведения тематических смен в лагере дневного пребывания при учреждении дополнительного образования
Лето - это период, когда дети могут отдохнуть от учёбы, наполнить свою жизнь интересными знакомствами, полезными увлечениями и занятиями, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой проводить свободное время.
Летние каникулы - самая лучшая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Именно лагерь с дневным пребыванием детей дает хорошие возможности для развития детей. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
В Центре развития творчества детей и юношества «Радуга» города Кирова ежегодно летом организуются смены лагеря с дневным пребыванием, которые проходят в форме сюжетно-ролевой игры. Именно в игре ребёнок, сам того не подозревая, раскрывается, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь, учиться побеждать и проигрывать.
Разработанные программы лагерей с дневным пребыванием детей являются составной частью образовательного процесса Центра «Радуга».
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Первый Заводной» была реализована в июне 2022 года на базе Центра.
Цель программы - создание условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их физическое, эмоциональное и творческое развитие, путём включения в систему воспитательных мероприятий.
Задачи:
Формирование новых знаний
, умений
при пров
едения тематических мероприятий.
Развитие самодеятельности, творчества, способностей
участников программы
.
Содействие формированию
духовно-нравственных качеств детей.
Девиз лагерной смены: «Будь уверен в себе, заряжайся и заряжай позитивом, находи новых друзей, двигайся только вперёд и будь первым на Первом!».
Участники лагеря – это учащиеся детских объединений в возрасте 7-13 лет.
Реализация программы осуществлялась в ходе нескольких этапов:
I этап – организационно – подготовительный - написание программы, обсуждение на общем собрании коллектива (апрель - май), формирование разновозрастных отрядов.
II этап – реализация программы (июнь).
III этап – итоговый - аналитический (июль-август).
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
- учет возрастных особенностей каждого участника лагеря;
- возможность проявления своих способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
- достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
- четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
- моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
- ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Современные школьники очень любят снимать фото и видео. Создавать интересные видеоролики от идеи до конечного продукта, применять эффекты в обработке видео, достойно себя презентовать в любых конкурсах и проектах - всё это положительно сказывается на развитии личностных качеств ребёнка.
Владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни. Работа в составе киностудии имеет четкие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого человека большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.
Лагерь «Первый Заводной» - большой телевизионный канал. Начальник лагеря – генеральный директор телеканала, старший вожатый – продюсер. Каждый отряд – телестудия. Дети – участники творческой группы. Вожатые – виджеи (специалисты по видеоряду). В каждой телестудии работает креативная группа (наиболее активные дети), непосредственно получающая задание на каждое мероприятие у продюсера. На дверях учебных кабинетов, где располагаются отряды – названия телестудий. Внутри каждого отряда также могут быть распределены роли среди ребят (костюмер, гримёр, оператор и т.п.).
Проводя ежедневные мероприятия с отрядами, старший вожатый (продюсер) придерживается общей тематики смены, работает с креативными группами каждой телестудии. За время смены в целях знакомства с работой телевидения организуется экскурсия на местный телецентр. Работая в своих телестудиях, творческие группы за время смены готовят совместно с виджеями презентации телестудий (в начале смены), творческие проекты, являющиеся итогом работы телестудий за смену.
Финал сюжетно-ролевой игры – представление творческих проектов (передач, отражающих обзор прошедших мероприятий, работу креативных групп, яркие моменты жизни и работы телестудии и отдельных её участников) каждой телестудией и Церемония вручения премии «Самый Заводной».
В рамках реализации программы были проведены мероприятия по различным направлениям и видам деятельности.
1) Мероприятия по формированию ЗОЖ:
- прогулки и игры на свежем воздухе (создание видеоряда «Движение- жизнь»);
- шуточные соревнования «Вожатые против!» (в программе «Новости спортивных комментаторов»);
- ежедневная утренняя зарядка;
- конкурс на лучший видеоролик «ЗОЖ – это по-нашему».
2) Обеспечение безопасности пребывания детей в лагере:
- инструктаж по ППБ (интервьюирование инспектора ГПН);
- учебная эвакуация;
- просмотр фильма «Не играй с огнём»;
- игровая ситуация «По тревоге»;
- просмотр спектакля «кОмната сБывшихся Желаний».
3) Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма:
- инструктаж по ПДД;
- встреча с инспектором ГИБДД;
- просмотр фильма по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
4) Мероприятия на формирование толерантных отношений, профилактике экстремизма в детской и подростковой среде:
- игровая программа «Стань частью команды»;
- просмотр спектакля, подходящего по тематике;
- игровая программа «Вместе веселее»;
- КВН.
5) Экологическое воспитание:
- просмотр спектакля «Чистый лес»;
- экологический суд «Модный приговор»;
- экологический квест «В поисках мамонта».
6) Патриотическое и нравственное воспитание:
- танцевальный флэш-моб к Дню России «Новое поколение»;
- митинг, посвящённый началу ВОВ;
- концертная программа «Во имя жизни на Земле» (трансляция из концертного зала «Радуга»);
- конкурс рисунков «В память о Великой войне» (репортаж с выставки).
Вовлекаясь в игру, дети проявляют активность, самостоятельность в принятии решений, учатся доводить начатое дело до конца, получают новые знания, учатся работать в коллективе, у многих участников лагеря проявляются творческие способности, которых не замечали ранее. Летний отдых в лагере – это яркие эмоции, переживания и встреча с друзьями. А ещё игровая смена – это мотив прийти в лагерь на следующий год, ожидание новых интересных впечатлений.