Особенности развития дошкольников с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования.

Воспитатель МБДОУ ?Детский сад №71 ?Незабудка ?Россомахина Валентина Павловна
Жить полноценной жизнью и ориентироваться в окружающем мире человеку позволяют органы чувств, такие как слух, зрение, обоняние и осязание.
Основная особенность слуха - это отражение окружающего мира в форме звуковых образов. Одной из важных характеристик окружающего мира, живой и не живой природы, является непосредственно звук, который обогащает представление человека об окружающем мире. Слух позволяет определить место расположения предмета в пространстве, понять направление движения и расстояние до объекта. На основании услышанных звуков, возможно, смоделировать происходящую ситуацию, воспринимать и понимать речь, контролировать собственную речь. 
В последнее время, в дошкольной образовательной практике все чаще встречается инклюзивное воспитание детей с нарушениями слуха, которое предполагает организацию совместных занятий и дополнительного образования лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений. В связи, с чем перед педагогами и психологами встает проблема инклюзивного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время многие родители, воспитывающие ребенка с нарушением слуха, прикладывают большие усилия для того чтобы, дети с особыми образовательными потребностями (ООП) воспитывались и обучались в одном дошкольном учреждении с нормально развивающимися сверстниками. 
Помощь, оказанная слабослышащим или глухим детям на ранних стадиях, способна значительным образом нормализовать развитие и реабилитировать ребенка, что в свою очередь подготовит его к дальнейшей интеграции в общеобразовательное дошкольное учреждение.
Одним из направлений психолого-педагогической деятельности  дошкольных образовательных учреждений является инклюзивное образование.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в дошкольных учреждениях и общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Мы понимаем и учитываем восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Сэмюэл Л.Одом (Samuel L.Odom), профессор университета штата Индиана США, являющийся руководителем пятилетнего проекта, направленного на изучение факторов, препятствующих и способствующих успешной дошкольной интеграции, отмечает, что сегодня единого определения инклюзии применительно к процессам, происходящим в детских дошкольных учреждениях нет. Концептуально европейские ученые, которые участвовали в вышеназванном исследовании, единодушно определяют инклюзию следующим образом: ?Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех детей, что в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями - в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада?.
Основные задачи инклюзивного образования: 
- обеспечить равное отношение ко всем детям; 
- дать полноценное качественное образование; 
- обеспечить успешную социализацию детей. 
Инклюзивное образование нужно всем:
 семье, для сохранения ребенка, развития ответственной родительской позиции;
 нормально – развивающимся детям,  для опыта преодоления своих ограничений, ценности здоровья, лекарства от лени;
 детям с ОВЗ, для оптимальных условий социализации и полноценного развития;
 обществу, для равных прав, ценности человеческого достоинства и индивидуальности;
 педагогам, для поиска новых форм воспитания и обучения, новой педагогической позиции;
 детскому саду, для использования новых ценностей и новых образовательных технологий;
Основными преимуществами инклюзивного образования являются
 возможность активного и постоянного участия детей с овз  во всех мероприятиях общеобразовательного и воспитательного  процессов;
 адаптация в детском коллективе навязчива и не способствует выработке отрицательных стереотипов;
 коррекционная индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ребенка от общего коллектива детей;
 у детей с овз появляются возможности для получения, обобщения и передачи коммуникативных и других необходимых для жизни навыков; 
 воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности;
 используются технологии оценки эффективности инклюзивного образования;
В процессе инклюзивного воспитания детей с нарушенным слухом педагоги и психологи сталкиваются с рядом проблем, решение которых необходимо для успешной воспитательной работы:
? неготовность педагогов к инновационной деятельности. В начале воспитательной работы у педагога могут возникнуть трудности с перестройкой методов работы на инклюзивное воспитание. Так же, важно чтобы педагог был достаточно информирован по вопросам интегрированного образования детей с нарушением слуха и здоровых воспитанников. Немало важным фактором является установление коммуникации между ребенком с ОВЗ, здоровым ребенком и воспитателем в процессе развивающих занятий. Необходимо стимулировать педагогов к осознанному самообразованию, творческой инициативе, умению планировать и реализовывать свою деятельность.
? знание педагогами возрастных и индивидуальных особенностей детей, умение включать детей в единое задание и игру таким образом, чтобы для каждого нашлось посильное задание. Для этого необходимо участие всех педагогов и воспитателей в единую команду.
? трудности с совмещением занятий. Необходимо составить расписание мероприятий так, что дети не пропускали основные занятия. Также, важно спланировать тему мероприятия таким образом, чтобы занятие было интересно и здоровым детям, и детям с нарушением слуха. Тема не должна поддерживать интересы ни одной из сторон мероприятия. Педагогу необходимо помогать ребенку справляться со своими проблемами, разрешать внутренние конфликты.
? взаимодействие с родителями. Трудности в общении с родителями, которые имеют нарушения слуха.
Чем раньше дети с нарушением слуха получают доступ к инклюзивному образованию, тем полноценнее происходит их личностное и познавательное развитие. Такие дети раньше становятся партнерами слышащих детей в различных видах деятельности. Но все, же не все дети с нарушением слуха могут сразу посещать общеобразовательные группы детского сада. Это зависит от нескольких факторов и в частности от того момента, когда произошло слухопротезирование, привык ли ребенок к аппарату, имеются ли другие нарушения кроме нарушения слуха. И, конечно же, ребенок должен иметь некоторый словарный запас для взаимодействия со сверстниками.
При инклюзивном обучении ребенка с нарушением слуха в общеобразовательных детских садах, необходимо учитывать тот факт, что дети с нарушением слуха в разные годы отстают в речевом развитии от своих слышащих сверстников, примерно на 1-2 года, поэтому массовую группу для взаимодействия следует подбирать на год младше.

Литература
Бут А. Политика включения и исключения в Англии: в чьих руках сосредоточен контроль? / Хрестоматия по курсу. Сост.: Шуламит Рамон, В. Шмидт, М., 2003.
Зыков?С.А.?Методика обучения глухих детей языку. М.: Просвещение, 1977.
Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации /Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. Серия ?Научные доклады: независимый экономический анализ?, № 205., М., 2008.
Кулакова?Е.В., Любимов / М.Л.?Методические рекомендации по включению детей с нарушениями слуха в дошкольное образовательное учреждение?// Московский городской психолого-педагогический университет, 2013. - 50?с. - (Инклюзивное образование)?М. - 2013.
Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального образования. Дефектология, № 6, 1994 г. С.3-9
Миронова?Э.В., Шматко?Н.Д. / Интеграция детей с нарушениями слуха в дошкольные учреждения общего типа?// Дефектология. - 1995 - №4.-с.?66-74.
Поощрение прав детей с ограниченными возможностями здоровья. Дайджест Инноченти, № 13. ЮНИСЕФ, 2008.
Россия: на пути к равным возможностям. Доклад / Руководитель авторского коллектива Гонтмахер Е.Ш. М., 2009.





32410123525