Особенности реализации программы воспитания в детском саду в условиях обновленного ФГОС (базовые ценности российского народа и воспитательные задачи ФОП ДО).

Руденя Светлана Сергеевна воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты

первая квалификационная категория

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан страны. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание граждан будут в огромной степени определять будущее страны.

Поэтому воспитание сегодня очевидный и ясный приоритет государственной политики в области образования. Изменения в Конституции, повлекли за собой правки в 273 Закон об образовании в РФ и привели всех работников системы образования к необходимости разрабатывать собственную программу воспитания в каждой образовательной организации, а также календарный план работы и рабочие программы по воспитанию. В соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании методических рекомендаций в МБДОУ Детский сад №18» г. Воркуты была разработана рабочая программа воспитания, которая являлась приложением к ООП ДО.

На основании приказа от 25 ноября 2022 г. «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847)» Федеральная рабочая программа воспитания является структурным элементом федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Федеральная рабочая программа воспитания определяет содержание воспитательной деятельности, в ходе которой педагоги должны развивать личность детей дошкольного возраста и создавать условия для их социализации на основе социокультурных и духовно – нравственных ценностей российского общества. Программа включает пояснительную записку и три раздела.

Целевой раздел. В разделе – общие цели, задачи воспитания и его основные направления. К шести направлениям из примерной рабочей программы воспитания разработчики добавили седьмое духовно – нравственное, а этико – эстетическое преобразовали в эстетическое.

Направления воспитания:

Патриотическое воспитание, ценности: Родина, природа

Познавательное воспитание, ценности: Познание

Трудовое воспитание, ценности: Труд

Эстетическое воспитание, ценности: Культура, красота

Физическое и оздоровительное воспитание, ценности: Культура

Духовно – нравственное воспитание, ценности: жизнь, милосердие, добро

Социальное воспитание, ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество.

Данный раздел включает так же целевые ориентиры воспитания для двух периодов. Это возрастные характеристики возможных достижений детей к трем годам на этапе завершения освоения программы.

Содержательный раздел. В этом разделе отражается уклад, воспитывающая среда, общности, формы совместной деятельности в детском саду, социальное партнёрство, предметно – пространственную среду.

Организационный раздел. Данный раздел включает кадровое обеспечение, а так же работа с особыми категориями детей.

Ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по решению конкретных задач воспитания является совместная деятельность в образовательных ситуациях. Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОО. Используются следующие формы:

ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;

социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;

чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;

разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды­

инсценировки;

рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;

организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное),

экскурсии музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),

посещение спектаклей, выставок;

игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие)

проектная деятельность.

В Учреждении в предметно – пространственной среде отражен воспитательный потенциал: в дошкольных группах имеется государственные символы, отражен региональный компонент, имеется наглядный материал, игровые атрибуты обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности; отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей; обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину, посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства и т.п.

1 Воспитанники принимают активное участие в конкурсном движении, что позволяет создать благоприятные условий для личностного развития детей дошкольного возраста, формирования научного мировоззрения, популяризации исследовательской деятельности, развития творческих способностей, для пропаганды занятий физической культурой и спортом, здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей, ранней профориентации, воспитания уважения и гордости за свою Родину.

Это такие конкурсы «Профикидс», в городском конкурсе «Моя дорогая Коми земля», спартакиада «Я – будущий чемпион», в детском патриотическом фестивале «Мы – дети твоиРоссияМы – дети твои, Земля!», в музыкальном творческом конкурсе «Воркутинские звездочки».

Огромное значение для реализации воспитательного потенциала имеет социальное партнерство.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, образования и развития.

Для вовлечения родителей в образовательный процесс, мы – педагоги должны постоянно контактировать с ними, открыто показывать и рассказывать обо всём, чем занимаемся с детьми, как строим свой день, что волнует нас при этом. Главное, при общении с родителями мы должны проявлять личную заинтересованность. Для реализации задач воспитания используем эффективные формы взаимодействия с родителями - это мастер – классы, родительские собрания, совместные мероприятия, досуги, проекты и т.п.

В нашем Учреждении налажено тесное сотрудничество с представителями ГИБДД, что позволяет создать условия для эффективного обучения детей правилам дорожного движения. Совместно с сотрудниками проводятся акции, занятия, соревнования, конкурсы.

Для формирования знаний о правилах пожарной безопасности организовано сотрудничество с Пожарной частью, сотрудники проводят экскурсии, организовывают конкурсы.

На протяжении нескольких детский сад сотрудничает с центром тестирования ГТО.

Таким образом, реализация программы воспитания в детском саду позволит приобщить детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России).