Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Конспект открытого занятия: «Лесные жители Югры»
по ознакомлению с окружающим миром
Средняя группа
Цель: формирование представлений о жизни диких животных Югорских лесов, об их повадках и поведении, их детенышах, и условиях жизни.
Задачи:
Образовательные:
расширить представление детей о внешнем виде, жилище, образе жизни диких животных.
Развивающие:
развивать познавательную активность, любознательность, способствовать развитию связной речи.
Воспитательные: формировать экологическую культуру, воспитывать любовь к животным, родной природе.
Предварительная работа: дидактические игры: «Дикие животные», «Помоги собрать детенышей», ситуативные разговоры о среде обитания и жизни животных, сочинение рассказов, чтение рассказов, сказок «Древнего лося», просмотр мультфильма по сказке В.Г. Сутеева «Раз, два – дружно», загадок.
Материал и оборудование: изображения диких животных.
Методы и приёмы: проблемная ситуация; отгадывание загадок; беседа, вопросы к детям; выполнение заданий по указаниям; сюрпризный момент;
Ход НОД:
1 этап. Вводная часть (организационный, мотивационный, поисковый этап)
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, веселых, с хорошим настроением! Давайте радовать друг друга улыбками!
(Присаживаются на стульчики на ковре)
Ребята, сегодня сорока рассказала, что в лесу она видела разных животных, а вот как их зовут она не знает и просила нас ей помочь.
Как мы можем ей помочь? (Ответы детей)
Воспитатель: Богата и разнообразна природа нашего края.
Югорские земли – красивы и удивительны, ее таежный мир – это представление северной природы. Ребята, если вы отгадаете загадки, то узнаете какие звери живут в лесах родного края.
1 Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Волк какой? (Ответы детей)
Как называется его дом? Дети: Логово
Воспитатель: Волк – самый умный и хитрый северный хищник, он имеет серый окрас, поэтому его не видно ночью; они живут и охотятся стаями.
Питается волк в лесу разными животными и растительной пищей:
олени, лоси, дикие кабаны, дикие гуси и утки, зайцы, а также ягоды, грибы.
Когда волк воет, он перекликается с волками своей стаи.
2 Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Белка какая? (Ответы детей)
Воспитатель: как называется домик, в котором живет белка? (Ответ детей)
Белка зимой серая, а летом рыжая, на ушах кисточки, живет в лесах и городских парках, делает запасы на зиму.
Ребята, а какие запасы делает белочка на зиму (Ответы детей)
3 Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет, а в деревне кур крадет (Лиса)
Воспитатель: Лиса какая? (Ответы детей)
Как называется домик лисы? (Ответ детей)
Воспитатель: Лиса имеет ярко-рыжий окрас, острые уши и длинный пушистый хвост.
Питается мелкими грызунами, зайцами, может охотится на птиц и разорять их гнезда.
4 Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Под кустом сидит от всего дрожит (Заяц)
Воспитатель: расскажите, какой заяц? (Ответы детей)
Воспитатель: есть ли у него дом? (Ответы детей)
Воспитатель: Зайчиха выводит своих зайчат в гнезде, в высокой траве. Днем он спит в траве, а вечером выходит на поиски пропитания. Заяц в лесу питается травой, сеном, молодыми веточками деревьев. Также он может есть ягоды, если удаётся их найти. Зимой заяц роет в снегу норку.
5 Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Воспитатель: Расскажите про медведя. Какой медведь? (Ответы детей)
Воспитатель: как называется дом медведя? (Дети: зимой берлога, летом весь лес)
У медведя окрас бурый/коричневый цвет. Питается ягодами, медом диких пчёл, орехами, корешками растений, рыбой. Зимой медведь впадает в спячку.
6 Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось)
Воспитатель: Какой лось? (Ответы детей)
Воспитатель: Жилище лося в лесу называется лёжка – это, место отдыха прямо на земле или снегу. Летом, ищет место так, чтобы на него обдувало ветром, такие как опушки леса, берега рек. Зимой лось устраивает лежку прямо в снегу, заваливаясь на бок и подбирая под себя ноги.
Летом лось ест свежие побеги листьев, кору деревьев, мох, любит ягоды черники, малины, брусники, грибы (предпочитает боровики, моховики и подберёзовики), траву.
Зимой лось кормится ветками деревьев и кустарников, подгрызая кору, снимая зелёную хвою.
7. Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста два развесистых куста,
Знают все, кому не лень, это — северный (олень)
Воспитатель: Олени живут в лесах с густым кустарником, любят дубовые рощи, а зимой их можно встретить и сосновых борах. Также олени живут поодиночке или небольшими группами.
Олень питается листвой, ветвями, корой деревьев и кустарников.
8. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж)
Воспитатель: Какое жилище у ежа? (Ответы детей)
Воспитатель: Ежик – ночное животное, днем он спит, а ночью ищет пищу.
Ёж — хищник. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек. Также ест грибы, мох, желуди, злаковые семена - растения, у которых семена находятся в колосе и любые сладкие ягоды (малина, земляника, ежевика).
На зиму он уходит в спячку. Они устраиваются под кучей веток, листвы, сухой травы.
Молодцы, все загадки отгадали.
2 этап. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель: Ребята, как назвать, одним словом этих животные?
В каких лесах они живут?
Дети: «В Югорских лесах». Они живут далеко в природных условиях, без помощи человека.
Физкультминутка «Пошли дети в лес гулять»
Пошли дети в лес гулять,
чтоб зверюшек повстречать,
На полянке зайки скачут (показывают ушки зайца)
Белки хвостиками машут, ((покачивающиеся движения из стороны в сторону)
Серый волк по лесу рыщет (посмотреть по сторонам)
Он себе добычу ищет, (нюхают носом)
Вот и лисонька – лиса -
Всему лесу ты краса. (ходьба на месте)
Мишка бурый здесь живет,
Любит ягоды и мед (гладим животик)
Ежик, ежик убегает
Только пяточки сверкают (бег на месте)
Малоподвижная игра с мячом «Доскажи детеныша»
Детеныш медведя бурый (медвежонок)
Детеныш волка серенький (волчонок)
Детеныш зайца пушистенький (зайчонок)
Детеныш лисички рыженький (лисенок)
Детеныш белки (бельчонок)
Детеныш лосихи (лосёнок)
Детеныш оленихи (олененок)
И у ежа есть маленький колючий ребятёнок – зовется он (ежонок)
Дидактическая игра «Лесные животные»
В Югорских лесах живет много диких животных, всех ли животных вы запомнили?
(На столе лежит нарисованный лес – детям нужно разместить их по месту обитания)
Лисичка, хитрая сестричка – прячет в норке рыжий хвост
Зайчишка, серенький трусишка – под кустом в траве сидит
Волк, серый и злой – в логово забрался он
Медведь, бурый и мохнатый – весь лес его жильё
Лось, высокий и рогатый, лежка – дом его родной
Олень, тоже житель лесной
Белка рыжая – в дупле
Ёжик колючий, под пенечком живет.
3 этап. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия)
Воспитатель: Дорога наша была длинной и интересной.
Сегодня мы помогли сороке вспомнить названия диких животным, узнали, где они живут и чем питаются.
Ребята, а вы будете хорошо относиться к животным, любить и оберегать лес, и учить других ребят беречь лес? (ответы детей)
Воспитатель: А почему нужно беречь лес и животных, которые там живут? (ответы детей)
Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, тут какой-то сундучок стоит, давай те посмотрим, что там? (открываю сундучок, читаю благодарность от сороки, раздаю медальки «лучший знаток леса»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо вам за помощь!
Используемая литература:
учебное методическое пособие «Моя Югра. Край, в котором я живу» 4-5 лет авторов Е. С. Зашихина, Е. А. Киричек, Т. Н. Просняковой.