Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Тема: «Волшебная вода».
Составитель: Сальникова Ольга
Леонидовна
Воспитатель
МАДОУ «ДС №477 г. Челябинска»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Физическое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Коррекционные:
- закреплять навыки правильной осанки;
- профилактика плоскостопия;
Образовательные:
- ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы, текучесть,
- развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой: стеклянной и прозрачной.
- закрепить умение работать с растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивающие:
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
Воспитательные:
- активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества;
- воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща;
- прививать бережное отношение к воде;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Материалы и оборудование:
- иллюстрации с изображением круговорота воды в природе;
- вещества для растворения в воде: соль, сахар, гранулы кофе, молоко;
- глобус;
- геометрический куб и шар;
- прозрачные стаканы;
- тучка для рефлексии.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
Чтение сказки «Капитошка»
Чтение сказки «Путешествие Капельки»
Познавательная игра «Где, какая вода бывает
?
»
Знакомство с круговоротом воды в природе
Планируемый результат:
Дети будут проявлять инициативность, самостоятельность, активизируют словарь, устанавливать причинно – следственные зависимости, учиться делать выводы.
Организационный момент.
Мотивация.
Ребята, отгадайте загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны? (глобус)
А что такое глобус? (Глобус – это модель земли)
Создание игровой ситуации
- Ребята, а как вы понимаете – модель Земли?
(дети объясняют)
- Правильно, Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?
(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки (показать на глобусе).
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера)
Чтение стихотворения
Читает ребенок:
Если на карту Земли посмотреть
Земли на Земле всего одна треть
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
Игра: «Кому нужна вода?»
- Ребята, а вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? Почему? (дети объясняют). А что вы знаете о воде? Какая она? Кому нужна вода? Зачем вода нужна растениям? А как они её получают? Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода? (дети объясняют, делают выводы)
Чтение стихотворения о воде
- Я прочитаю вам стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»
Вы слыхали о воде
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Как вода попадает к нам в дома?
- Для жизни человека вода имеет очень важное значение (докажите).
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная.
- А какая это вода – пресная? Может, вы знаете о ней?
- Пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода – солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин – это в деревнях и поселках. А в городах, где много живет людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (дети объясняют)
А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой, реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как поступает вода в реку?
- Что такое круговорот воды в природе? (объяснения детей)
- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс (кругом двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Экспериментальная деятельность
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты).
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в ученых и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы, Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
- Приступим к нашему исследованию.
1 ОПЫТ: Какой формы вода?
На столе кубик и шарик.
- Какой формы эти предметы? А имеет ли форму вода? Возьмем узкую баночку и наполним её водой, перельём воду в широкую баночку, форма которую принимает вода, всё время изменяется.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.
Итак, вода не имеет формы!
2 ОПЫТ: Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода – прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать не прозрачной.
3 ОПЫТ: Ввода – растворитель.
- А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение. Предложить ребенку размешать в воде сахар, другому - соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
Что изменилось?
У воды появился вкус.
Вывод: своего вкуса у воды нет! А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
Физкультминутка
Беленькое облако (округление руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей, (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше.
Ветер – это облако (плавные покачивания руками над головой)
Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз круг)
В дождевую тучу (присесть)
От разминки польза есть, что ж пора присесть!
4 ОПЫТ: Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах (ответы детей)
Размешать в воде гранулы кофе. И предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде, различные вещества меняют цвет у воды: цвет, вкус, запах.
ИТОГ
Показ таблицы со свойствами воды.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили?
- С какими свойствами воды мы познакомились?
Изучив свойства воды, можно сделать вывод о том, что вода – вещество, которое чаще находится в жидком состоянии, оно бесцветное, прозрачное, не имеет запаха, оно может изменять форму и может растворять разные вещества.
РЕФЛЕКСИЯ
Посмотрите перед вами тучка. Если вы считаете, что достаточно много знаете о свойствах воды, то нарисуйте свою капельку у самой земли, если ничего не знаете, то совсем близко к тучке. (Дети синим маркером рисуют капельки).