Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Тема: «Волшебная вода».

Составитель: Сальникова Ольга

Леонидовна

Воспитатель

МАДОУ «ДС №477 г. Челябинска»

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Физическое развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Коррекционные:

- закреплять навыки правильной осанки;

- профилактика плоскостопия;

Образовательные:

- ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы, текучесть,

- развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой: стеклянной и прозрачной.

- закрепить умение работать с растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Развивающие:

- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

Воспитательные:

- активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества;

- воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща;

- прививать бережное отношение к воде;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Материалы и оборудование:

- иллюстрации с изображением круговорота воды в природе;

- вещества для растворения в воде: соль, сахар, гранулы кофе, молоко;

- глобус;

- геометрический куб и шар;

- прозрачные стаканы;

- тучка для рефлексии.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой

Чтение сказки «Капитошка»

Чтение сказки «Путешествие Капельки»

Познавательная игра «Где, какая вода бывает

?

»

Знакомство с круговоротом воды в природе

Планируемый результат:

Дети будут проявлять инициативность, самостоятельность, активизируют словарь, устанавливать причинно – следственные зависимости, учиться делать выводы.

Организационный момент.

Мотивация.

Ребята, отгадайте загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны? (глобус)

А что такое глобус? (Глобус – это модель земли)

Создание игровой ситуации

- Ребята, а как вы понимаете – модель Земли?

(дети объясняют)

- Правильно, Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки (показать на глобусе).

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера)

Чтение стихотворения

Читает ребенок:

Если на карту Земли посмотреть

Земли на Земле всего одна треть

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода?

Игра: «Кому нужна вода?»

- Ребята, а вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? Почему? (дети объясняют). А что вы знаете о воде? Какая она? Кому нужна вода? Зачем вода нужна растениям? А как они её получают? Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода? (дети объясняют, делают выводы)

Чтение стихотворения о воде

- Я прочитаю вам стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»

Вы слыхали о воде

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

Как вода попадает к нам в дома?

- Для жизни человека вода имеет очень важное значение (докажите).

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная.

- А какая это вода – пресная? Может, вы знаете о ней?

- Пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода – солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин – это в деревнях и поселках. А в городах, где много живет людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (дети объясняют)

А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой, реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как поступает вода в реку?

- Что такое круговорот воды в природе? (объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс (кругом двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Экспериментальная деятельность

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты).

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в ученых и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств.

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы, Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

- Приступим к нашему исследованию.

1 ОПЫТ: Какой формы вода?

На столе кубик и шарик.

- Какой формы эти предметы? А имеет ли форму вода? Возьмем узкую баночку и наполним её водой, перельём воду в широкую баночку, форма которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.

Итак, вода не имеет формы!

2 ОПЫТ: Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода – прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать не прозрачной.

3 ОПЫТ: Ввода – растворитель.

- А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение. Предложить ребенку размешать в воде сахар, другому - соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

Что изменилось?

У воды появился вкус.

Вывод: своего вкуса у воды нет! А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Физкультминутка

Беленькое облако (округление руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей, (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше.

Ветер – это облако (плавные покачивания руками над головой)

Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако (руками описать через стороны вниз круг)

В дождевую тучу (присесть)

От разминки польза есть, что ж пора присесть!

4 ОПЫТ: Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах (ответы детей)

Размешать в воде гранулы кофе. И предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде, различные вещества меняют цвет у воды: цвет, вкус, запах.

ИТОГ

Показ таблицы со свойствами воды.

- Ребята, о чём мы сегодня говорили?

- С какими свойствами воды мы познакомились?

Изучив свойства воды, можно сделать вывод о том, что вода – вещество, которое чаще находится в жидком состоянии, оно бесцветное, прозрачное, не имеет запаха, оно может изменять форму и может растворять разные вещества.

РЕФЛЕКСИЯ

Посмотрите перед вами тучка. Если вы считаете, что достаточно много знаете о свойствах воды, то нарисуйте свою капельку у самой земли, если ничего не знаете, то совсем близко к тучке. (Дети синим маркером рисуют капельки).