План открытого урока
преподавателя МАУ ДО «ДШИ «Гармония»
Власовой Веры Андреевны
Дата: 20.12.2023 г.
Тема урока: «Эмоциональное восприятие цвета. Упражнение «Времена года».
Цель урока:
Научить передавать эмоциональное восприятие цветом. Изображение разных состояний природы. Составление сюжета композиций времен года.
Задачи урока:
Обучающая:
1. Накапливание образных впечатлений о разных временах года.
2. Особенности цветовой палитры времен года.
3. Передача плановости в пейзаже - закон перспективы.
4. Компоновка композиции пейзажа.
Развивающая: наблюдательность, образное мышление, зрительную память, воображение, творческие навыки.
Воспитательная: воспитание чувства любви и бережного отношения к природе, умения увидеть и оценить красоту окружающего мира, воспитание аккуратности, усидчивости и терпения.
Тип урока: практический.
Метод обучения: наглядный.
Оборудование и материалы: репродукции, работы ребят, бумага, гуашь, кисти, стакан для воды, салфетка.
План урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение темы урока.
а) цвет и эмоции
б) показ иллюстрации времен года
в) палитра времен года
г) плановость в рисунке
3. Практическая работа.
а) объяснение последовательности выполнения работы.
4. Оценивание выполненной работы.
Ход урока.
2. Объяснение темы урока.
а) Сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира и как с помощью цвета передать чувства. Тема нашего урока «Эмоциональное восприятие цвета. Упражнение «Времена года».
Цвет сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на группы. Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные цвета. К другой группе относятся хроматические цвета - все цвета кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т.п. Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам.
У хроматических цветов существуют различные качества цвета. Эмоционально одни цвета воспринимаются, как теплые ассоциируются с теплом, холодные ассоциируются с ощущение холода.
Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.
Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным - льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.
Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей,
например:
Зеленый цвет - вызывает покой, доброту, умиротворение, приятное настроение;
Желтый цвет - теплый, веселый, бодрящий, привлекательный;
Оранжевый цвет - радостный, добрый, пламенный;
Красный цвет — цвет Солнца, огня, жизни, согревает, возбуждает , и одновременно устрашает, вызывает тревогу;
Синий - вызывает чувство холода, тоски ,серьезности, печали;
Фиолетовый — соединяет чувства синего и красного, полон жизни в то же время тоски;
Белый — символизирует свежесть, чистоту, молодость ном ожжет означать покой, безжизненность, даже траур у некоторых народов;
Черный — отсутствие цвета и света, все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе.
б) Рассмотрим иллюстрации разных времен года. Каждый день мы проходим мимо удивительной красоты, порой даже не замечая ее. Великолепные закаты и восходы, осенние парки, прекрасные летние лужайки с цветами, весеннее пробуждение природы... Все это находится вокруг нас, а мы часто проходим мимо и не замечаем ничего не обычного.
Красота природы, смена времен года, а каждое из них осень, зима, весна, лето - неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.
в) Многообразие живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом цветов.
Весна. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста - цвет молодой зелени, маково-красный и приглушенный коричневый.
Лето. Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. К каждому локальному Цвету подбирается богатая гамма Разнообразных сложных оттенков.
Осень. Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, излучающие свет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневые, бордовый и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои.
Зима. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные. Романтический образ зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.
Каждому времени года присущи, как и человеку, различные состояния или настроения. Это радость и веселье, когда светит солнышко; грусть, печаль и задумчивость, когда погода пасмурная; сердитая и злая, когда дует ветер мороз на улице ущипнет нос и т.д.
г) Основная цель при изображении природы - передать в рисунке красоту природы.
Чтобы изображать природу необходимо:
а) уметь увидеть и изобразить особенности погодных явлении и изменении в природе;
б) передать плановость в рисунке (передний, средний, задний планы);
в) передать перспективу (по мере удаления предметы уменьшаются, цвет бледнеет, контрастность смягчается, ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно).
3. Практическая работа.
Практическое задание на тему настроения времен года. Необходимо выполнить этюд гуашью, изобразить любое время года с определенным настроением.
4. Оценивание выполненной работы.
Выставка получившихся работ и обсуждение.
Итог урока.
Сегодня на уроке были закреплены основы цветоведения и рассмотрено, как цвет влияет на чувства человека, выполнено упражнение «Времена года».