Ященко Татьяна Владимировна

«Открытый урок по литературе»

учитель русского языка и литературы

МБОУ Жирятинская СОШ им. А.Ф. Возликова

Урок литературы по теме " М.Ю. Лермонтов. Тема любви в лирике поэта». 9-й класс

Тип урока: изучение нового материала с выходом на мини- проект.

При подготовке к уроку была поставлена цель: изучить любовную лирику М.Ю. Лермонтова

Для достижения этой цели на уроке решались следующие задачи:

Обучающие:

.

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомить учащихся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова на тему любви.

Дать представление об избранницах поэта, которым

он адресовал свои произведения

Выполнить анализ стихов о любви

М.

Ю

Лермонтова

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Формирование умения определять и формулировать

тему и

цель на уроке с помощью учителя;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Высказывать свое предположение.

Формирование умения привлечь внимания других школьников в изучении лирики поэта в виде рекламы.

Познавательные УУД:

Формировать устойчивый и

нтерес к получению новых знаний и изучению творчества М.

Ю

.

Лермонтова.

Коммуникативные:

Учиться работать в группах,

в парах,

высказывать свою точку зрения,

используя литературные тексты для аргументации ответа;

выслушивать

и уважать

мнения других.

Личностные:

Воспитывать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость,

уважение,

а также эстетический вкус к классической литературе.

В уроке я отразила универсальные учебные действия .Цель урока привязана к задачам и планируемым результатам

Урок я провела в начале 2 четверти. Это второй урок по лирике М .Ю.Лермонтова .Усвоению данной темы предшествовало знакомство учащихся с жизнью и творчеством поэта .

Учащиеся 9 класса имеют хорошие учебные возможности .В классе 10 учеников. По литературе оценку «5» имеют 3девочкианимаются на «4» четверо учеников ,а на отметку «3»двое.

При планировании данного урока я учла возрастные особенности ребят ,их интерес к данной теме и реальные возможности учеников 9 класса.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания на уроке

Орг

анизационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок. Посмотрите на фотографию . Что вы видите на ней? (ответы ребят).Действительно, мы видим взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Какие взаимоотношения оставляют самый яркий след в жизни?( ответы) Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам работать дружно,. помогая и поддерживая друг друга и узнать что-то новое и интересное каждому из вас .

Приветствуют учителя, садятся

Отвечают на поставленный вопрос..

Определить по фотографии, какие взаимоотношения запечатлены.

Целеполагание

-Посмотрите, пожалуйста, на презентацию. (Зачитать эпиграф.)

Я не могу любовь определить, 
Но это страсть сильнейшая! – любить 
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил

Лермонтов М.Ю. Стих «1831-го июня 11 дня»
(презентация).

– Ребята, как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок?

Ответы учеников

Сформулировать тему урока

- Верно. Сегодня мы с вами поговорим о любовной лирике Михаила Юрьевича Лермонтова, а точнее о тех его возлюбленных, которым он посвящал свои стихотворения.

- Какие цели и задачи вы для себя поставите?

•Познакомиться с любовной лирикой М.Ю. Лермонтова.

Получить представление об избранницах поэта.

•Рассмотреть, как художник раскрывает тему любви в своих произведениях

•Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую устную речь

Сформулировать цели урока

- Итак, в конце занятия вам нужно будет . сделать свой мини-проект, работая в группах.

А

ктуализация знаний

– Что такое для вас любовь? Подумайте и обсудите в группах. Определения записать на отдельных листах.

Обсуждение ответа.

Записать определение. «Любовь – это…».

- Готовы? Выберите самое точное определения в группе и зачитайте.

Зачитывают по одному определению от группы.

В словаре Ожегова дана такая трактовка любви (презентация).

«Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности».

Это всего лишь определения любви, но они приобретают смысл, когда мы влюбляемся. У всех это происходит по-разному. Одни ждут любви с замиранием сердца, другие ищут предмет обожания сами, вглядываясь в лица окружающих.

Ребята, как вы считаете ,существует ли проблема любви в современной культуре?

Обсудите в группах данную проблему и запишите актуальность на отдельном листе.

Действительно ,ребята, сегодня остро встает вопрос о кризисе духовности в культуре взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

«Технический прогресс в отрыве от духовного приведет к закату культуры» Е.С Турутина

Каждая группа высказывает свою точку зрения по данному вопросу. Ребята записывают на листах актуальность темы.

Обсудить в группе и записать актуальность темы на отдельном листе.

Перв

ичные УНЗ

.

А теперь мы узнаем, как относились к любви в 19 веке. О первой влюбленности М.Ю. Лермонтова нам расскажет Панченков Игорь ( дать заранее).

Летом 1825г. М.Ю. Лермонтов пережил первую детскую влюбленность. Он сам рассказывал об этом в записи, датированной 8 июля 1830 года: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9… Я не помню, хороша собой была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю, почему…

Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз… И так рано! В 10 лет… о, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! – но чаще плакать».

Остальные ребята слушают и отвечают на вопросы учителя.

-Действительно, впервые М.Ю. Лермонтов испытал чувства любви в 10 лет. После он влюблялся не однажды и любил сильно и страстно. А какой именно была его любовь? Это та задача, которую нам придется сегодня решать.

Но прежде давайте с вами определим, какая бывает любовь. Обсудите и запишите прилагательные в своих листах. Минимум 3.

Используйте личный опыт, жизненные наблюдения, прочитанные произведения, просмотренные кинофильмы.

(после ответов вывести на презентацию несколько слов
Романтическая, счастливая, взаимная, чистая, неразделённая, искренняя, несчастная, восторженная, трагическая, взаимная, страстная, бескорыстная, безответная).

- Зачитайте по 2-3 слова, которые у вас получились.

А теперь создайте синквейн на тему любовь

Обсуждают и записывают прилагательные.

Каждая группа составляет синквейн .Первая о счастливой любви, а вторая о несчастной.

Записывают и зачитывают прилагательные на отдельном листе.

Каждая группа записывает и зачитывает свой синквейн .

Какую же именно любовь М.Ю. Лермонтов испытывал к своим избранницам ?Об этом вы нам сейчас и расскажите.

Кто же они, те женщины, сыгравшие большую роль в судьбе поэта и его творчестве?

Да, это были:

Наталья Федоровна Ив

а

нова,

Мария Алексеевна Щербатова,

Екатерина Александровна Сушкова

,

Варвара Александровна Лопухина

.

(

презентация)

Ответы учащихся. (Заранее сказать, чтобы подготовились)

Задание Начнем с первой группы. Вам нужно рассказать только самую основную информацию о девушке, ее портретном образе и прочитать стихотворение, какое посвятил поэт девушке..

(В это время на презентации нужно включать портреты.

Наталья Федоровна Ив

а

нова,

Мария Алексеевна Щербатова,

Екатерина Александровна Сушкова

,

Варвара Александровна Лопухина.)

- Кстати, п

ортрет Варвары Александровны Лопухиной – это акварель Михаила Юрьевича Лермонтова, изобразившего Лопухину испанской монахиней.

Рассказывают кратко об избраннице, описывают ее портретный облик, читают наизусть стихотворение,

по 2 человека от группы.

Ребята прилагают свои сообщения, портреты девушек .тексты стихов к своему мини- пректу.

Екатерина Александровна Сушкова, (рассказывают Винокурова Надежда и Хворостинина Вероника)

Наталья Федоровна Иванов (рассказывают Петухов Илья и Рузиев Мирон).

Варвара Александровна Лопухина (рассказывают Тетерюкова Ирина и Костикова Полина).

Мария Алексеевна Щербатова (рассказывают Честнихина Ксения и Кирина Татьяна)..

Закрепление знаний и способов действий

- Вы познакомились со стихотворениями, посвященными каждой из женщин. Теперь ваша задача проанализировать стихи по плану, указанному на экране(презентация). («Сонет», «Нищий», «Она негордою красою…» , "Мне грустно", старинный русский романс (слова М.Лермонтова, музыка А.Даргомыжского))

Читают все участники группы по очереди каждый пункт анализа.

Анализ записывают на листах.

Схема анализа

1. О чём это стихотворение? Какова его тема?
2. Какова основная мысль стихотворения?
3. Какая любовь в нём описана?

4. С помощью каких художественных средств автор выражает свои чувства?

5. Рифма, размер.

Вам нужно записать анализ на отдельном листе. Это будет следующий раздел вашего мини-пректа.

«Нищий»

«Сонет»,

«Она не гордой красотою…»,

«Отчего»,

– Из ответов одноклассников сделайте вывод, какие мысли и чувства лирического героя повторяются во всех стихах?

Ответы учеников.

- Да, вы правы, это мысли об одиночестве, измене, предательстве в любви, трагичности происходящего.
Мы видим, что лирическому герою М.Ю.Лермонтова суждено остаться одиноким и непонятым, потому что, по мнению поэта, счастье в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света невозможно!»

(зачитывается эпиграф.)

– Эти строки я взяла эпиграфом к нашему уроку. 


– Как вы думаете, почему любить – необходимость для поэта?

- Согласитесь ли вы с моей мыслью, что лирика Лермонтова – это лирика сильнейших страстей и глубоких страданий?

Ответ приблизительный: Одиночество усиливает в Лермонтове поиски «души родной», трагические попытки поэта найти спасение в любви.
(Ответы учеников.)

Любовь Лермонтова – это страдание сердца и душевные муки, которые нашли воплощение в его произведениях, ставших шедеврами классической литературы.
Стихи М.Ю. Лермонтова, по словам В.Г. Белинского , – это «вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою».(читает один из учеников высказывание)

Ребятам необходимо сделать выводы: Какие мотивы в любовной лирике звучат почти в каждом стихотворении

.

-Мне сегодня хотелось ,чтобы вы привлекли внимание других учеников, и они тоже начали изучать творчество М.Ю.Лермонтова.

У вас есть на партах клей, ножницы, дополнительные распечатки, портреты женщин, а также ваши листы с выполненными заданиями на уроке. Вы должны использовать все это при создании рекламы. Реклама должна быть яркой с минимумом текста.

- Все молодцы, заканчиваем выполнять задание. Пожалуйста, расскажите о своей рекламе..

Делают рекламные вывески на листах формата А3.Каждая группа рекламирует любовную лирику поэта.

Сделать рекламу.

Итоги урока.

– Дорогие ребята, вы сейчас находитесь в прекрасном возрасте – начала юности.
Это возраст предчувствия любви – сильного и вдохновенного чувства.
И, наверное, каждый из вас надеется, что любовь будет светлой, чистой, романтической, счастливой. Но не пугайтесь, не отчаивайтесь, если ваша любовь окажется неразделённой. Вспомните о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, о его поисках «родной души». Пусть у него не было взаимной любви, но он был счастлив тем, что любовь его посетила и вдохновила на создание бессмертных лирических произведений.

Домашнее задание

Дома вам нужно доработать проект, напечатав все сведения, которые вы записывали на уроке .Напишите небольшой отзыв о любовной лирике М Ю Лермонтова, это задание станет приложением к вашему проекту.

Оформить мини-проект и написать отзыв.

Рефлексия

Ребята, сегодня вы познакомились с «музами» М. Ю. Лермонтова, вдохновлявшими его на творчество.

-Мне хотелось бы, чтобы в вашей памяти остались самые лучшие минуты нашего урока, давайте вспомним их под прекрасные звуки романса Александра Даргомыжского на стихи М.Ю. Лермонтова.

А мы подводим итог урока. Графа самоанализа у вас дана на ваших листах.

С

амооценка

моей деятельности на уроке

.

Эмоциональный настрой

Узнал (а) новое

,

интересное

Не проявил (а) себя как хотел (а)

Я научился (чему?)

- Спасибо вам за урок. Вы все молодцы. Я проверю ваш мини-проект и выставлю оценки в журнал. До свидания.

Распределяют обязанности в группе

РЕФЛЕКСИЯ

С

амооценка

моей деятельности на уроке

Эмоциональный настрой

Узнал (а) новое

, интересное

Не проявил (а) себя как хотел (а)

Я научился (чему?)

РЕФЛЕКСИЯ

С

амооценка

моей деятельности на уроке

Эмоциональный настрой

Узнал (а) новое

,

интересное

Не проявил (а) себя как хотел (а)

Я научился (чему?)

РЕФЛЕКСИЯ

С

амооценка

моей деятельности на уроке

2.

Эмоциональный настрой

Узнал (а) новое

,

интересное

Не проявил (а) себя как хотел (а)

Я научился (чему?)

РЕФЛЕКСИЯ

С

амооценка

моей деятельности на уроке

Эмоциональный настрой

Узнал (а) новое

,

интересное

Не проявил (а) себя как хотел (а)

Я научился (чему?)

РЕФЛЕКСИЯ

1Самооценка моей деятельности на уроке.

Эмоциональный настрой

Узнал (а) новое

,

интересное

Не проявил (а) себя как хотел (а)

Я научился (чему?)

РЕФЛЕКСИЯ

Самооценка моей деятельности на уроке.

Эмоциональный настрой

Узнал (а) новое

,

интересное

Не проявил (а) себя как хотел (а)

Я научился (чему?)

РЕФЛЕКСИЯ

1.Самооценка моей деятельности на уроке.

Эмоциональный настрой

Узнал (а) новое

,

интересное

Не проявил (а) себя как хотел (а)

Я научился (чему?)

РЕФЛЕКСИЯ

Самооценка моей деятельности на уроке.

Эмоциональный настрой

Узнал (а) новое

,

интересное

Не проявил (а) себя как хотел (а)

Я научился (чему?)

РЕФЛЕКСИЯ

Самооценка моей деятельности на уроке.

Эмоциональный настрой

Узнал (а) новое

,

интересное

Не проявил (а) себя как хотел (а)

Я научился (чему?)

РЕФЛЕКСИЯ

Самооценка моей деятельности на уроке.

Эмоциональный настрой

Узнал (а) новое

,

интересное

Не проявил (а) себя как хотел (а)

Я научился (чему?)