Тема: «Урок 26 (ОНЗ)
Сложение и вычитание многозначных чисел»
Основные цели:
Метапредметные:
Тренировать умение использовать алгоритм и опорный сигнал сравнения двух объектов.
Тренировать умение использовать алгоритм составления плана открытия нового знания.
Тренировать умение применять алгоритм определения места и причины затруднения.
Тренировать умение применять понятия «цель», «план».
Предметные:
Сформировать умение выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик.
Тренировать умение читать, писать и сравнивать многозначные числа.
Тренировать вычислительные навыки (сложение и вычитание)
.
Заметки на полях
На уроке 26 вводится сложение и вычитание многозначных чисел. Учащиеся узнают, что принцип выполнения действий и запись остаются такими же, как и для трехзначных чисел, лишь увеличивается число разрядов. Поэтому на уроке, чтобы подготовить учащихся к изучению нового материала, важно повторить с ними сложение и вычитание трехзначных чисел.
Для того чтобы распространить известные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел на случай многозначных чисел, дети должны осознать, что принцип записи многозначных чисел не изменился: 10 единиц каждого разряда образуют 1 единицу следующего, более старшего разряда. А значит, сохранятся и известные приемы сложения и вычитания: они выполняются поразрядно. Если при сложении оказалось больше 10 единиц, добавляем число образовавшихся десятков к единицам следующего разряда; если при вычитании в уменьшаемом не хватает единиц — дробим единицы старших разрядов.
На уроке учащиеся выполняют следующие виды математических действий:
складывают и вычитают многозначные числа, решают примеры, задачи на сложение и вычитание многозначных чисел;
представляют числа в виде суммы разрядных слагаемых;
решают вычислительные примеры, задачи;
выполняют задания поискового и творческого характера.
Основные структурные элементы урока:
Новое знание: алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.
Пробное действие: найти
сумму
49500
+
12742
, используя изв
естный алго
ритм
сложения
.
Фиксация затруднения:
Я
пока не смог найти сумму многозначных чисел, используя известный алгоритм. Я пока не могу обосновать свои действия.
Фиксация причины затруднения: Н
ет способа сложения многозначных чисел.
Цель деятельности учащихся: «Уточнить и
звестный алгоритм сложения трёх
значных чисел для случая многозначных чисел».
Фиксация нового знания: Уточненный ал
горитм сложения многозначных чи
сел.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
1 Высказывание;
2 Рисунок изображающий восхождение к вершине знаний;
3 Алгоритм для чтения многозначного числа;
4 Карточки-памятки о правилах нумерации многозначных чисел;
5
Опорные схемы письменного сложения и вычитания
двухзначных и
трёхзначных чисел:
+ +11 – 10 – 900 10
6 Алгоритм для сравнения многозначных чисел;
7 Задание для пробного действия;
8 Эталон письменного сложения
и вычитания многозначных чисел.
Раздаточный материал:
Задания
для
работы в группах.
П
резентация к уроку: слайды 1−18
.
Печатная и электронная фо
рма учебника (3 класс, часть 1)
.
Рабочая тетрадь к учебнику (3 класс, часть 1).
Ход урока:
Организационный момент
.
Мотивация к учебной деятельности
.
(На одной из створок доски с обратной стороны):
Школа – это детская страна,
Где много света и тепла,
Где много счастья и добра!
Чистописание
.
(работа по учебнику «Учусь учиться» 1-я часть, стр. 83, задание 5)
- Какие числа записали?
- Почему их называют многозначными?
- Как вы думаете, почему у нас сегодня было такое чистописание?
- Чем мы будем далее заниматься?
Устная работа
.
Нахождение компонентов сложения и вычитания двухзначных чисел
(21 и 17, 72 и 66, 86 и 30, 96 и 13, 54 и 20, 80 и 70)
- Как вы выполняли сложение и вычитание, чем пользовались?
Алгоритм сложения и вычитания
Ответы детей и запись на доске
- Пишу пример.
- Складываю или вычитаю единицы.
- Складываю или вычитаю десятки.
- Пишу ответ.
- Напомните мне, как поменяется алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел?
- Какой вывод сделаем из алгоритма сложения и вычитания трехзначных чисел?
- Чем мы сегодня будем заниматься?
- Да, многозначные числа складываем и вычитаем как трехзначные числа, пользуясь тем же алгоритмом.
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость?
- А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине радости, надо помнить, какие трудности уже преодолели.
Задание 1.
- Расставьте многозначные числа в порядке возрастания:
98 – В, 4295 – Е, 3846 – Е, 20000 – Л, 34295 – Е, 45348 – Н, 1309400 – Я, 923527 – А, 500004 – Н
- Что такое «в порядке возрастания»?
- Какое слово получилось?
- Что такое «Вселенная»?
- Какие планеты нашей Солнечной системы вы знаете?
- А хотите узнать размер некоторых из них?
Задание 2.
- Решите примеры и узнаете размер планет
6000 + 700 + 90 (км) диаметр Марса
10000 + 2000 + 100 (км) диаметр Венеры
10000 + 2000 + 700 + 40 + 2 (км) диаметр Земли
50000 + 4000 (км) диаметр Урана
40000 + 9000 + 500 (км) диаметр Нептуна
- Скажите, что вы уже знаете и умеете?
Устное сложение и вычитание многозначных чиселРазрядный состав многозначных чиселМногозначные числаЧтение и запись многозначных чиселСравнениемногозначных чисел
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел (в столбик)
Задание 3.
Работа в группах.
Сравнение чисел.
- Как вы думаете, насколько диаметр Венеры больше диаметра Марса?
(1-я группа)
- Как вы думаете, насколько диаметр Земли меньше диаметра Нептуна?
(2-я Группа)
- Найдите разницу между самой большой и самой маленькой планетами?
(3-я группа)
Задание 4.
- На какой планете мы живем?
- Запомнили её размер? (12742 км.)
Запишите цифру, которая обозначает разряд сотен первого класса (7)
Запишите цифру, если разряд в числе отсутствует (0)
Запишите цифру, которая обозначает разряд единиц второго класса (2)
Запишите цифру, которая обозначает разряд десятков первого класса (4)
- Составьте из этих цифр самое большое число (7420)
- Составьте самое маленькое число, чтобы цифры не повторялись (2047)
Физзарядка.
Задание 5.
Решение задачи.
Масса космического корабля «Восток» составляет 4730 тонн, а масса корабля «Восход» 5320 тонн.
Насколько меньше масса корабля «Восток»?
Внимательно читаем задачу.
Составьте алгоритм решения задачи.
Записываем краткую запись.
Выделяем вопрос.
Записываем решение.
Записываем ответ.
Дети решают задачу.
Задание 6.
- Ну и, наконец, мы должны вернуться на Землю. А для этого мы должны закрепить наши знания о сложении и вычитании многозначных чисел. (работа по учебнику «Учусь учиться» 1-я часть, стр. 84, задание «б»)
- Какую цель вы перед собой поставили? (Научиться складывать и вычитать многозначные числа.)
- Вам удалось достичь цель? (Да.)
- Как вы это сделали? (Мы стали записывать решение столбиком, используя те же приемы, что, и при сложении, и вычитании в столбик двузначных и трехзначных чисел.)
- Где вам может пригодиться новое знание? (При решении примеров, задач с многозначными числами.)
- У кого остались проблемы, кому нужно поработать дополнительно над опорной схемой или разрядным составом многозначных чисел?
- Вспомните свои проблемные места, которые вы выделяли в заданиях, и дома потренируйтесь дополнительно.
- Как вы оцениваете свою работу сегодня?
- Успеха.
Домашнее задание.
(стр. 84 №10а, стр. 85 №11.)