Открытый урок
по музыке в 4 А классе
«Музыкальная сказка на сцене, на экране»
Учитель Батырова Ф.А.
Тема урока: «Музыкальная сказка на сцене, на экране» - 4 А класс.
Программа «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Цель: расширить понятие «музыкальная сказка», познакомить с творчеством композитора Н. А. Римского – Корсакова.
Задачи:
Образовательные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром.
Воспитательные: приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Развивающие: развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса.
Планируемые результаты:
предметные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «опера», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка».
метапредметные: регулятивные- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; познавательные- осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и выполнения творческих заданий; коммуникативные- формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки с использованием музыкальных терминов и понятий, её оценки и представления в творческих формах работы;
личностные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись, видеозапись. Портреты: Н.А. Римского – Корсакова; А. С. Пушкина
Музыкальный материал: Н. А. Римский-Корсаков: Симфоническая сюита «Шехеразада» 1 часть (фрагменты);
Оборудование и материалы:
компьютер, проектор.
Текст (начало) сказки «Тысяча и одна ночь»
Технологические этапы
Ход урока
Методические комментарии
Фаза вызова: пробуждение имеющихся знаний, интересов к получению
новой информации
Фаза реализации смысла.
получение новой информации
Фаза: рефлексии, осмысления, рождения нового знания
Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть!
- Скажите, любите ли вы сказки? Много ли сказок знаете? - Зачем нужны сказки? - Какие самые любимые?
Конечно, сказки любят все. Сегодня мы послушаем такую сказку, которую любят и дети, и взрослые во всем мире.
Давайте её почитаем.
Те, кто не читает в данный момент вслух, следят по тексту и выделяют слова, обозначающие характер каждого персонажа.
Слова-характеристики выписываются на доске.
Шахриар
Шехерезада
Злой
Жестокий
Умная
Образованная
Весёлая
Довольная
Учитель:
- Какой может быть музыка, которая расскажет нам о каждом из этих персонажей будущей сказки?
- Какие инструменты могли бы передать характер каждого из героев?
- Сейчас мы послушаем, как музыка нам расскажет сказку, что нового мы узнаем про наших героев?
Слушание…
Давайте дополним характеристики сказочных персонажей из словаря образных характеристик. (см. Приложение 2.)
Шахриар
Шехерезада
Злой
Жестокий
Резкий
Грубый
Яростный
Грозный
Бурный
Умная
Образованная
Весёлая
Довольная
Нежная
Ласковая
Мягкая
Светлая
Давайте назовём музыкальные средства выразительности, которые помогают нам точно услышать и понять музыкальную речь героев сказки.
- Чей голос мы слышим прежде всего? Это голос Шахриара. Как можно определить его характер?
(музыка звучала грозно и величественно, с волевым и энергичным ритмом, с тяжёлыми акцентами)
- Тембр, каких инструментов передает нам такое ощущение? (низкие струнные и духовые инструменты)
- В каком регистре звучал голос Шахриара? (низкий, средний регистр)
Да, конечно именно все это и передает нам черты суровости, музыкальная интонация напоминает повелительную речь Шахриара.
А теперь давайте охарактеризуем музыкальную речь Шехерезады.
- Вы написали, что она ласковая, нежная, светлая…, а как вы это поняли? (Изменилось настроение музыки, она стала более легкой, плавной, изящной)
- Какими инструментами композитор передает нам такой образ? (скрипка, арфа).
А также соло скрипки, с аккомпанементом арфы, сочетает в себе черты восточного инструментального наигрыша и напевной интонации.
- Скажите, в каком регистре звучала музыкальная речь Шехерезады ? (в высоком)
- Менялся ли ритм? (ритм в основном был ровным)
Действительно, ритмическая ровность хорошо передает нам женственную мягкость образа Шехерезады.
Итак, именно музыка помогла нам более точно услышать и почувствовать характер главных сказочных персонажей.
А теперь давайте слушать саму сказку, которую рассказывает ШехерезадаШахриару, но прежде, я дам вам маленькую подсказку. У вас на столах есть еще один листочек с началом этой сказки. Внимательно прочитайте его. (см. Приложение 5.)
- Как имя у главного героя этой сказки? (Синдбад)
- И вот однажды… (пауза). Что же произойдёт дальше? Интригующая ситуация.
- Запишите у себя в тетрадях, о чем вам расскажет музыка
- Услышим ли мы что-то новое, может быть, появятся новые персонажи?
Слушание музыки…
Работа в тетради…
- Что нам расскажет музыка дальше? Слушаем дальше и до конца (звучит реприза).
- Голос Шахриара звучит так же, как в начале?
- Почему музыкальная сказка заканчивается темой Шехерезады, её мелодией?
Действительно, в самом конце музыкальной сказки, звучит мелодия Шехерезады. Ведь она закончила свою первую сказку о Синдбаде, но для того чтобы продолжить её снова в следующую ночь.
- Знаете ли вы, кто сочинил эту музыкальную сказку?
Это замечательный русский композитор Н.Римский-Корсаков. Вы наверно удивитесь, когда узнаете, что прежде, чем стать композитором, он был настоящим военным офицером. И хотя в детстве у него был абсолютный музыкальный слух, и он уже с 6 лет играл на рояле, больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли.В 12 лет отец привёз его в Санкт-Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание, а вернувшись из путешествия, окончательно решил стать композитором.
Симфоническую сюиту «Шехерезада», первую часть которой мы послушали, Римский-Корсаковыйнаписал всего за два месяца в 1888 году.
Теперь нам понятно, почему композитору удалось так ярко и мощно создать звуковую картину моря, показать могучую водную стихию. Ведь он сам пережил сильнейшие впечатления во время плавания на корабле.
Внимательно прочитайте определение «Сюита», и запишите себе в тетрадь.
Сюита– это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.
Четыре части сюиты Н.А. Римского-Корсакова это четыре сказки, рассказанные юной Шехерезадой
Ребята, а сейчас посмотрите на две картины художника И.К.Айвазовского, и выберете ту, которая наиболее соответствует музыкальному образу моря.
- Чем отличаются эти картины? (море спокойное, море буйное)
- Какая картина, на ваш взгляд, больше соответствует музыкальному образу моря?
(Учащиеся приходят к выводу, что обе картины подходят.)
- Что именно в музыкальном повествовании позволяет нам сделать такой вывод?
- Какому именно моменту сказки соответствует каждая из картин моря?
Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке, и чтобы ваши знания закрепить, давайте распишем вот такие (показать) кораблики. На парусах нужно написать название сказки, перечислить музыкальные инструменты, голоса которых мы слышали в музыкальной сказке, имена персонажей и ключевые слова сегодняшнего урока.
Домашнее задание на выбор:
- нарисуйте любого персонажа этой сказки и обязательно прочитайте сказки о путешествиях Синдбада, а я дома прочитаю ваши истории.
- сочините синквейн по материалам урока
Создание атмосферы комфортности (доброжелательная интонация)
Текст сказки у каждого учащегося на парте. (См. Приложение 4).
Организация работы с текстом.
Учащиеся по очереди читают по абзацам.
Метод моделирования.
Чтение с разметкой.
Запись на доске и в тетради.
Универсальность (решение нескольких задач на одном музыкальном произведении)
Размышления о прочитанном.
Работа с таблицей-словарём (чтение, письмо)
Контакт с новой информацией.
Слушание: Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада» 1 часть.
Сопоставление полученной информации с уже имеющимися записями и опытом.
Учащиеся перечисляют средства музыкальной выразительности.
Повторение.
Анализ и обсуждение услышанного и прочитанного.
Приемперефразирования
Вопросы «открытого» характера.
Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания и прогнозом развития сюжета.
Учащиеся записываютсвою версию продолжения сказки.
Слушание: Море и Синдбадов корабль (до репризы)
Чтение записи сказки в тетради (по желанию учеников)
.обсуждение
Слушание: Море и Синдбадов корабль (реприза)
Активация внимания и поиск ответов на возникшие вопросы.
Получение новой информации
Учащиеся читают и пишут (имя, дата, название произведения, определение)
На экране - определение «Сюита»
Многообразие образов
(произведения изобразительного искусства)
На экране представлены две картины И.К.Айвазовского.
«Буря на море ночью» и «Лунная ночь» (1849)
Алгоритм вопросов
Прояснение смысла нового материала.
Заполнение кластера.
Желающий ученик раздает кораблики (заранее приготовленные)
(см. Приложение 6.)
Ребята пишут на парусах
Учащиеся сдают тетради и кораблики
Самоанализ урока музыки
Тема урока: «Музыкальная сказка на сцене, на экране»
Сценарий урока музыки в 4 А классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программой по предмету «Музыка». Тема урока взята из модуля № 2 «Классическая музыка» инвариантной части.
Цель: расширить понятие «музыкальная сказка», познакомить с творчеством композитора Н. А. Римского – Корсакова.
Задачи:
Образовательные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром.
Воспитательные: приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Развивающие: развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса.
Планируемые результаты:
предметные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «опера», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка»;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
метапредметные: регулятивные- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; познавательные- осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и выполнения творческих заданий; коммуникативные- формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки с использованием музыкальных терминов и понятий, её оценки и представления в творческих формах работы;
личностные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись, видеозапись. Портреты: Н.А. Римского – Корсакова; А. С. Пушкина
Музыкальный материал: Н. А. Римский-Корсаков: Симфоническая сюита «Шехеразада» 1 часть (фрагменты);
Оборудование и материалы:
компьютер, проектор.
Текст (начало) сказки «Тысяча и одна ночь»
Сценарий урока в 4 классе ориентирован на применение современных педагогических технологий, личностно-деятельностного подхода к обучению, развитию и воспитанию школьников, с акцентом на активной музыкально-познавательной и музыкально-творческой деятельности обучающихся.
Урок построен в соответствии с программными требованиями, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, спецификой учебного заведения и представляет собой единую совместную музыкально-творческую деятельность учителя и учеников.
Структура занятия была продумана, логично и последовательно выстроены все этапы, что позволило постепенно подвести школьников к осознанию главной идеи музыкального занятия.
На уроке был использован насыщенный материал для слухового и зрительного восприятия .
В ходе урока использовались групповые и индивидуальные формы работы, а так же деятельность обучающихся в парах. Восприятие и анализ музыкальных произведений; работа с дидактическим материалом, выполнение творческих заданий.
Для эффективной реализации темы урока активно использовалась информационно-коммуникационная технология. Содержательный материал был ориентирован на развитие слуховой памяти, внимания, воображения детей, способности к анализу, сопоставлению и обобщению, формирование эмоциональности обучающихся, духовно-нравственных качеств личности, ценностных ориентаций. Так же в уроке были использованы технологии развивающего, проблемного обучения. Обучающимся предоставлялись возможности поиска и открытий, создавались проблемные ситуации.
Использованные в ходе урока формы, приемы и методы в полной мере способствовали вовлечению обучающихся в активный системный образовательный процесс, позволили успешно решать заявленные цели и задачи, сформировать мотивацию к осознанному общению с музыкальным искусством, развивать мыслительные процессы и эмоциональную сферу обучающихся.
Работоспособность на протяжении всего урока обеспечена за счет реализации личностно-ориентированного обучения , системно-деятельностного подхода , частой сменой деятельности ; осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме.
Большая часть времени на уроке ушла на основной этап ( ребята знакомились с новым материалом, участвовали в сравнительном анализе и обобщении, выявляли сходство и отличие в произведениях писателей и композиторов, слушали музыку).
Взаимодействие в группах позволило учащимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, проверить каждому ученику свои силы.
На протяжении всего занятия соблюдались правила здоровьесбережения, активная смена видов деятельности, проведение физкультминутки, позволило обеспечить высокую работоспособность обучающихся в течение всего урока.
Чтобы закрепить знания учащихся , было предложено расписать кораблики. На парусах нужно было написать название сказки, перечислить музыкальные инструменты, голоса которых учащиеся слышали в музыкальной сказке, имена персонажей и ключевые слова сегодняшнего урока.
В сценарий занятия был включён этап рефлексии устный и письменный, что позволило обучающимся, в ходе самоанализа и взаимоанализа оценить качество полученных знаний.
Отбор методов и приёмов, чёткая структура занятия постепенно подводили обучающихся к осознанию главной идеи урока, благодаря чему дети самостоятельно подвели его итог.
В конце урока предложила дифференцированное домашнее задание:
- нарисуйте любого персонажа этой сказки и обязательно прочитайте сказки о путешествиях Синдбада, а я дома прочитаю ваши истории.
- сочините синквейн по материалам урока.
Задание, которое обучающиеся получили на дом (несколько видов), позволит не только закрепить полученные знания, но и проявить свои творческие способности.
Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия.
Считаю, что цель и задачи, поставленные перед уроком, достигнуты в полной мере.