Космическое путешествие в страну ?Глаголию?

Тема:Глагол как часть речи.
Тип уроков: Урок обобщения
Цели: Образовательные:  обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме ?Глагол?;учить практическому применению знаний по теме;
вырабатывать навык самооценки знаний.
Развивающие: развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений; работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать у школьников любовь к русскому языку;
создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения. Расширить представления школьников о космосе, космонавтике. Способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.
Оборудование:   карточки (текст с пропусками),  учебник

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. 
Какой праздник отмечается 12 апреля?
-Да, 12 апреля - День космонавтики. Этому событию и будет посвящен наш урок. Видеоролик
В космическое путешествие отправится отряд юных космонавтов, состоящий из 4 человек.  Но прежде, чем отправиться туда, вы должны получить необходимый багаж знаний.



II. Стадия вызова.
Инд сообщения 1,2,3
Ребята, вы умеете считать до 5, а обратный счет 5,4,3,2,1, ?Поехали? слайд 1.
Чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему ?Имя прилагательное?. К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.
Веселый – грустный
Грубый - ласковый
Неряшливый - аккуратный
Холодный - горячий
Небольшой - огромный
Трудолюбивый – ленивый
Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол
Запишите тему урока ?Глагол как часть речи?.
Как вы думаете, что мы должны знать об этой части речи и что хотели бы узнать?
Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.


III. Формулирование темы и целей урока.

Я уверена, что вам многое известно о Дне Космонавтики, но сегодня хотелось бы рассмотреть его с позиций науки о языке – лингвистике. И это будет наше с вами лингвистическое путешествие. 
- А как вы думаете, для людей, которые должны были совершить полет в космос, стояли какие-то задачи? (Да, они чувствовали очень большую ответственность, должны были исследовать и изучить незнакомое космическое пространство, планеты, звезды).

-Значит перед нами тоже должны стоять определенные задачи? . Какие задачи будут стоять перед нами? 

?- Что такое глагол?
- Какова роль глагола в предложении и в речи?
- Какие морфологические признаки имеет глагол?
(За правильный ответ звездочка)
1 вид
2перех., неперех.
3.спряжение.
4.время
5.род в прош.вр.
6. число.

Давайте вместе попробуем определить цели сегодняшнего урока:
Повторить и обобщить знания о глаголе.
Систематизировать знания и уметь определять грамматические признаки глагола.
Повторить морфологические признаки глагола и уметь их определять УЗНАТЬ НОВОЕ
Молодцы! Вы самостоятельно и верно определили учебную задачу урока.
Путешествие на планету 

Регулятивные УУД:
1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Систематизация и углубление изученного о глаголе как части речи.


А) Происхождение слова ?глагол? (слайд)
Кто знает, от какого слова образовалось слово глагол?
Название ?глагол? происходит от старославянского слова ?глаголить – говорить?.
Одним из значений слова ?глагол? в древнерусском языке было ?слово?, ?речь вообще?. Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении ?Пророк?: ?Глаголом жги сердца людей?.
Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый. Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово ?разглагольствовать? (туманно рассуждать).

Ух ты, какая интересная планета, называется ?Опросник?.(Слайд 6)
- Как вы думаете, что здесь необходимо нам сделать? (ответить правильно на вопросы, которые касаются части речи ?глагол?)

Задание:?ответить на следующие вопросы ?Да?, ?Нет?. (Слайд 9)
Глагол – это служебная часть речи? (нет)
Глагол обозначает действие предмета? (да)
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? (да)
В настоящем и будущем времени можно определить род глагола? (нет)
Глаголы ?брить, стелить? относятся ко 2 спр.? (нет)
Глаголы ?гнать, держать, дышать, слышать? - это глаголы 2 спр. ? (да)
Не с глаголами всегда пишется раздельно? (нет)
У глаголов 2 лица, ед. ч., после Ш всегда пишется Ь? (да)
В предложениях глагол является сказуемым? (да)
Проверка слад
Работа с текстом.
Работа с текстом (№1). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся)
- Прочитайте текст.
12 апреля 1961 года человек впервые?покорил?космос. С космодрома Байконур старт..вал советский космический корабль ?Восток?. Пилотом?являлся?лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Этот полёт?стал?историческим событием мирового уровня.
Хочет..ся?знать, что он при этом чувств..вал ? После полёта в своём первом интервью Юрий Гагарин сказал?о том, что он увид..л,?как прекрасна наша планета. ?Люди,?храните?и?умножайте?эту красоту, а?не разрушайте?её?, - хочется?сказать?всем людям на земле. Гагарин наде..лся на то, что мы?услыш.м?его и буд..м береч.. нашу планету. Ведь это совет нашего первого космонавта.
Если?знал (бы)?Гагарин, как его полёт?повлия.т?на развитие космоса!
-Какова тема текста? (Полёт Юрия Гагарина в космос)
--Идея? (? Первый человек в космосе)
-Как можно?озаглавить текст?
-Что увидел Гагарин из космоса?
-Какой совет дал космонавт?
Работаем с текстом

1)Наклонение
-Ребята, в тексте выделены слова. Как вы думаете, почему? Чем они отличаются?
-Определите их наклонения.
-У какого глагола вы не определили наклонение? Почему? (инфинитив)
2)переходность
-Прочитайте подчёркнутые слова. Какие существительные зависят от них? Выпишите эти словосочетания. Определите переходные глаголы или непереходные.
-Как вы определили?

3)?Орфограммы
-?Не случайно в тексте пропущено много букв. Перед вами на парте лежит карточка с этими словами. Работа в парах. Вместе совещаемся, вставляем пропущенные буквы. Обозначаем?орфограммы. За лучшую работу получаете звёздочку. Работайте прямо на карточке.
Старт…вал, хочет…ся, чувств…вал ,?увид..л, (не) разрушайте, наде..лся, услыш…м,. буд…м , береч.., знал (бы), повлия…т .

-Какие орфограммы мы повторили



Б) Работа с учебником
Прочитать теорию в учебнике на странице 254-255.
Вопросы:  Что из того, что вы прочитали, уже знаете, а что для вас новое? Что вы еще не знаете?
На стр. 255 даны 7 примеров к рассказу о глаголе, соотнесите их с теорией.
Немой диктант
Один человек от группы выходит и берёт листочек, на котором написан глагол. Без слов, при помощи мимики и жестов он должен показать его так, чтобы члены команды отгадали глагол.1.Плыть2.Нырнуть3. Косить4.Думать 5.Просить6.ЛовитьА теперь более трудные для изображения глаголы: 7.Обидеться8.Рассердиться9.Торжествовать10.Наслаждаться11.Ненавидеть12.Утешать
???????????Проверка

Работа группой: 
В) Продолжаем знакомиться с глаголом: упражнение ?корректор? (карточки с текстом).
Прочитайте предложения? О чем они??Можно эти предложения назвать текстом?
По каким признакам мы определили, что это текст? Какое название ему можно дать?
?Кто может лететь в космос
Для полета  в космос искали горячие сердца, быстрый ум, крепкие нервы. Отбор шел в продолжение нескольких недель. Вновь будут исключать немало ребят. Я остался в числе отобранных летчиков – кандидатов в космонавты.
     Впервые в жизни я, младший офицер, с трепетом в душе надеюсь, что буду беседовать с главным маршалом авиации. И это произошло. Он встретил нас по-отцовски, как своих сыновей. Интересовался  прохождением службы, семейными делами, расспрашивал о женах и детях и в заключение сказал:?Родина надеется на вас и доверяет?.
Я с сожалением расстаюсь с полком, прощаюсь с товарищами и вместе с семьей отбываю  к месту новой службы. Открывается новая, незабываемая, самая интересная страница в моей жизни, которую проживу достойно.
(По Ю.Гагарину).
1. Как изменился текст?
2. Почему неподвижная картина ожила и даже как бы зазвучала?
3. С помощью  какой части речи это произошло?
Ваша задача: Составьте текст на тему ?Космос? из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола
(всем классом)
Г) Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается)
Один день
?Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю, одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу…
?Проверка.
в слово целая речь.
Итак, глагол – это  действие, которое повторяет в описании жизнь, тем самым снова, как живую, представляет ее перед нашими глазами.
Познавательные УУД: 
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).
Коммуникативные УУД: 
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

V. Развитие учебноязыковых умений.


вопросы ?Да?, ?Нет?. 
Глагол – это служебная часть речи? (нет)
Глагол обозначает действие предмета? (да)
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? (да)
В настоящем и будущем времени можно определить род глагола? (нет)
Глаголы ?брить, стелить? относятся ко 2 спр.? (нет)
Глаголы ?гнать, держать, дышать, слышать? - это глаголы 2 спр. ? (да)
Не с глаголами всегда пишется раздельно? (нет)
У глаголов 2 лица, ед. ч., после Ш всегда пишется Ь? (да)
В предложениях глагол является сказуемым? (да)
Познавательные УУД: 
1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2.Анализировать, сравнивать, группировать.
 3.Владеть навыками аудирования (выборочного, детального).

Коммуникативные УУД: 
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


VI.  Итог уроков.

Я хочу процитировать слова великого космонавта Гагарина: ?Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее?. 
Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.
Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта! До свидания!
Сообщение ребят.
Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
- Я понял (а) ……
- Особенно мне понравилось……
- Мне было трудно (легко)……..
- Теперь я знаю (умею)……..

Регулятивные УУД:
1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VII. Домашнее задание. 


Домашнее задание: параграф 2, упр. 7 (1,2 задания); найти стихотворение, где автор использовал только глаголы (по желанию) Составьте как можно больше слов из букв слова КОСМОНАВТИКА. синквейн по теме глагол










Индивидуальное сообщение № 1
И вот 63 года назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник ?Восток? с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Эхо космического старта прокатилось по всей планете, вызывая восхищение и гордость. Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества. Впервые житель планеты ?Земля? устремился к звездам. Впервые человек в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин сделал виток вокруг земли, и этот полет открыл новую эру – эру полетов человечества в космическое пространство. 

Индивидуальное сообщение № 2

Всего 108 минут продолжался его полёт, но Гагарин был пионером, значит, первым, кто доказал, что человек может работать в космосе. С тех пор 12 апреля стало Днём космонавтики.

Индивидуальное сообщение № 3

Именем Гагарина названы:
Научно-исследовательское судно ?Космонавт Юрий Гагарин?,
Город Гагарин (бывший Гжатск),
Кратер на обратной стороне Луны, 
астероид №1772, 
Площадь в Москве, где стоит памятник космонавту,
Кубок Гагарина, главный трофей новообразованной Континентальной хоккейной лиги (Гагарин был большим хоккейным болельщиком).
Во многих городах существуют улицы, проспекты, площади, бульвары, парки, клубы и школы имени Гагарина.



Составьте текст повествовательного характера на тему ?Космос? из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола



Составьте текст повествовательного характера на тему ?Первые космонавты?  из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола



Составьте текст повествовательного характера на тему ?Путешествие на Луну? из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола


Составьте текст повествовательного характера на тему ?Юрий Гагарин? из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола



Составьте текст повествовательного характера на тему ?Есть ли жизнь на других планетах?? из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола