Космическое путешествие в страну ?Глаголию? Тема:Глагол как часть речи. Тип уроков: Урок обобщения Цели: Образовательные: обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме ?Глагол?;учить практическому применению знаний по теме; вырабатывать навык самооценки знаний. Развивающие: развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений; работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: воспитывать у школьников любовь к русскому языку; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения. Расширить представления школьников о космосе, космонавтике. Способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса. Оборудование: карточки (текст с пропусками), учебник Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Какой праздник отмечается 12 апреля? -Да, 12 апреля - День космонавтики. Этому событию и будет посвящен наш урок. Видеоролик В космическое путешествие отправится отряд юных космонавтов, состоящий из 4 человек. Но прежде, чем отправиться туда, вы должны получить необходимый багаж знаний. II. Стадия вызова. Инд сообщения 1,2,3 Ребята, вы умеете считать до 5, а обратный счет 5,4,3,2,1, ?Поехали? слайд 1. Чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему ?Имя прилагательное?. К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик. Веселый – грустный Грубый - ласковый Неряшливый - аккуратный Холодный - горячий Небольшой - огромный Трудолюбивый – ленивый Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол Запишите тему урока ?Глагол как часть речи?. Как вы думаете, что мы должны знать об этой части речи и что хотели бы узнать? Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. III. Формулирование темы и целей урока. Я уверена, что вам многое известно о Дне Космонавтики, но сегодня хотелось бы рассмотреть его с позиций науки о языке – лингвистике. И это будет наше с вами лингвистическое путешествие. - А как вы думаете, для людей, которые должны были совершить полет в космос, стояли какие-то задачи? (Да, они чувствовали очень большую ответственность, должны были исследовать и изучить незнакомое космическое пространство, планеты, звезды). -Значит перед нами тоже должны стоять определенные задачи? . Какие задачи будут стоять перед нами? ?- Что такое глагол? - Какова роль глагола в предложении и в речи? - Какие морфологические признаки имеет глагол? (За правильный ответ звездочка) 1 вид 2перех., неперех. 3.спряжение. 4.время 5.род в прош.вр. 6. число. Давайте вместе попробуем определить цели сегодняшнего урока: Повторить и обобщить знания о глаголе. Систематизировать знания и уметь определять грамматические признаки глагола. Повторить морфологические признаки глагола и уметь их определять УЗНАТЬ НОВОЕ Молодцы! Вы самостоятельно и верно определили учебную задачу урока. Путешествие на планету Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. IV. Систематизация и углубление изученного о глаголе как части речи. А) Происхождение слова ?глагол? (слайд) Кто знает, от какого слова образовалось слово глагол? Название ?глагол? происходит от старославянского слова ?глаголить – говорить?. Одним из значений слова ?глагол? в древнерусском языке было ?слово?, ?речь вообще?. Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении ?Пророк?: ?Глаголом жги сердца людей?. Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый. Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово ?разглагольствовать? (туманно рассуждать). Ух ты, какая интересная планета, называется ?Опросник?.(Слайд 6) - Как вы думаете, что здесь необходимо нам сделать? (ответить правильно на вопросы, которые касаются части речи ?глагол?) Задание:?ответить на следующие вопросы ?Да?, ?Нет?. (Слайд 9) Глагол – это служебная часть речи? (нет) Глагол обозначает действие предмета? (да) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? (да) В настоящем и будущем времени можно определить род глагола? (нет) Глаголы ?брить, стелить? относятся ко 2 спр.? (нет) Глаголы ?гнать, держать, дышать, слышать? - это глаголы 2 спр. ? (да) Не с глаголами всегда пишется раздельно? (нет) У глаголов 2 лица, ед. ч., после Ш всегда пишется Ь? (да) В предложениях глагол является сказуемым? (да) Проверка слад Работа с текстом. Работа с текстом (№1). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся) - Прочитайте текст. 12 апреля 1961 года человек впервые?покорил?космос. С космодрома Байконур старт..вал советский космический корабль ?Восток?. Пилотом?являлся?лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Этот полёт?стал?историческим событием мирового уровня. Хочет..ся?знать, что он при этом чувств..вал ? После полёта в своём первом интервью Юрий Гагарин сказал?о том, что он увид..л,?как прекрасна наша планета. ?Люди,?храните?и?умножайте?эту красоту, а?не разрушайте?её?, - хочется?сказать?всем людям на земле. Гагарин наде..лся на то, что мы?услыш.м?его и буд..м береч.. нашу планету. Ведь это совет нашего первого космонавта. Если?знал (бы)?Гагарин, как его полёт?повлия.т?на развитие космоса! -Какова тема текста? (Полёт Юрия Гагарина в космос) --Идея? (? Первый человек в космосе) -Как можно?озаглавить текст? -Что увидел Гагарин из космоса? -Какой совет дал космонавт? Работаем с текстом 1)Наклонение -Ребята, в тексте выделены слова. Как вы думаете, почему? Чем они отличаются? -Определите их наклонения. -У какого глагола вы не определили наклонение? Почему? (инфинитив) 2)переходность -Прочитайте подчёркнутые слова. Какие существительные зависят от них? Выпишите эти словосочетания. Определите переходные глаголы или непереходные. -Как вы определили? 3)?Орфограммы -?Не случайно в тексте пропущено много букв. Перед вами на парте лежит карточка с этими словами. Работа в парах. Вместе совещаемся, вставляем пропущенные буквы. Обозначаем?орфограммы. За лучшую работу получаете звёздочку. Работайте прямо на карточке. Старт…вал, хочет…ся, чувств…вал ,?увид..л, (не) разрушайте, наде..лся, услыш…м,. буд…м , береч.., знал (бы), повлия…т . -Какие орфограммы мы повторили Б) Работа с учебником Прочитать теорию в учебнике на странице 254-255. Вопросы: Что из того, что вы прочитали, уже знаете, а что для вас новое? Что вы еще не знаете? На стр. 255 даны 7 примеров к рассказу о глаголе, соотнесите их с теорией. Немой диктант Один человек от группы выходит и берёт листочек, на котором написан глагол. Без слов, при помощи мимики и жестов он должен показать его так, чтобы члены команды отгадали глагол.1.Плыть2.Нырнуть3. Косить4.Думать 5.Просить6.ЛовитьА теперь более трудные для изображения глаголы: 7.Обидеться8.Рассердиться9.Торжествовать10.Наслаждаться11.Ненавидеть12.Утешать ???????????Проверка Работа группой: В) Продолжаем знакомиться с глаголом: упражнение ?корректор? (карточки с текстом). Прочитайте предложения? О чем они??Можно эти предложения назвать текстом? По каким признакам мы определили, что это текст? Какое название ему можно дать? ?Кто может лететь в космос Для полета в космос искали горячие сердца, быстрый ум, крепкие нервы. Отбор шел в продолжение нескольких недель. Вновь будут исключать немало ребят. Я остался в числе отобранных летчиков – кандидатов в космонавты. Впервые в жизни я, младший офицер, с трепетом в душе надеюсь, что буду беседовать с главным маршалом авиации. И это произошло. Он встретил нас по-отцовски, как своих сыновей. Интересовался прохождением службы, семейными делами, расспрашивал о женах и детях и в заключение сказал:?Родина надеется на вас и доверяет?. Я с сожалением расстаюсь с полком, прощаюсь с товарищами и вместе с семьей отбываю к месту новой службы. Открывается новая, незабываемая, самая интересная страница в моей жизни, которую проживу достойно. (По Ю.Гагарину). 1. Как изменился текст? 2. Почему неподвижная картина ожила и даже как бы зазвучала? 3. С помощью какой части речи это произошло? Ваша задача: Составьте текст на тему ?Космос? из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола (всем классом) Г) Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается) Один день ?Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю, одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу… ?Проверка. в слово целая речь. Итак, глагол – это действие, которое повторяет в описании жизнь, тем самым снова, как живую, представляет ее перед нашими глазами. Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу). Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. V. Развитие учебноязыковых умений. вопросы ?Да?, ?Нет?. Глагол – это служебная часть речи? (нет) Глагол обозначает действие предмета? (да) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? (да) В настоящем и будущем времени можно определить род глагола? (нет) Глаголы ?брить, стелить? относятся ко 2 спр.? (нет) Глаголы ?гнать, держать, дышать, слышать? - это глаголы 2 спр. ? (да) Не с глаголами всегда пишется раздельно? (нет) У глаголов 2 лица, ед. ч., после Ш всегда пишется Ь? (да) В предложениях глагол является сказуемым? (да) Познавательные УУД: 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Анализировать, сравнивать, группировать. 3.Владеть навыками аудирования (выборочного, детального). Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. VI. Итог уроков. Я хочу процитировать слова великого космонавта Гагарина: ?Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее?. Объясните постановку знаков препинания в этом предложении. Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта! До свидания! Сообщение ребят. Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. - Я понял (а) …… - Особенно мне понравилось…… - Мне было трудно (легко)…….. - Теперь я знаю (умею)…….. Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. VII. Домашнее задание. Домашнее задание: параграф 2, упр. 7 (1,2 задания); найти стихотворение, где автор использовал только глаголы (по желанию) Составьте как можно больше слов из букв слова КОСМОНАВТИКА. синквейн по теме глагол Индивидуальное сообщение № 1 И вот 63 года назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник ?Восток? с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Эхо космического старта прокатилось по всей планете, вызывая восхищение и гордость. Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества. Впервые житель планеты ?Земля? устремился к звездам. Впервые человек в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин сделал виток вокруг земли, и этот полет открыл новую эру – эру полетов человечества в космическое пространство. Индивидуальное сообщение № 2 Всего 108 минут продолжался его полёт, но Гагарин был пионером, значит, первым, кто доказал, что человек может работать в космосе. С тех пор 12 апреля стало Днём космонавтики. Индивидуальное сообщение № 3 Именем Гагарина названы: Научно-исследовательское судно ?Космонавт Юрий Гагарин?, Город Гагарин (бывший Гжатск), Кратер на обратной стороне Луны, астероид №1772, Площадь в Москве, где стоит памятник космонавту, Кубок Гагарина, главный трофей новообразованной Континентальной хоккейной лиги (Гагарин был большим хоккейным болельщиком). Во многих городах существуют улицы, проспекты, площади, бульвары, парки, клубы и школы имени Гагарина. Составьте текст повествовательного характера на тему ?Космос? из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола Составьте текст повествовательного характера на тему ?Первые космонавты? из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола Составьте текст повествовательного характера на тему ?Путешествие на Луну? из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола Составьте текст повествовательного характера на тему ?Юрий Гагарин? из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола Составьте текст повествовательного характера на тему ?Есть ли жизнь на других планетах?? из 5-10 предложений; сделать морфологический разбор одного глагола
Космическое путешествие в страну «Глаголию»