Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

                                                            Содержание

Введение

Актуальность темы.

 Цель, задачи работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Основная часть

2.1 Практическое содержание разделов.

2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Заключение

1. Введение

1.1. Актуальность темы

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.   Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».

Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

1.2. Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;

углублять представления о живой и неживой природе;

способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;

сформировать навыки самостоятельной деятельности.

2. Основная часть

2.1.  Практическое содержание разделов

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.

На первом этапе мною был составлен перспективный план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач.

Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов.

Тема: «Вода»

Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. 

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возрастаю она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению.          

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Тани» день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. Почему именно песок?  Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки. В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

  На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши  пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

Тема: «Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч», дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

Тема: «Камни»

На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира. Родителей привлекли к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.

Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста»

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; рекомендации: «Проведите с детьми дома»

Была создана фотовыставка детской экспериментаторской деятельности, оформление папка  «Мои открытия»

В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях.

Заключение.

Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.