Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей старшей группы с ОНР на тему: «Ознакомление с натюрмортом И. Машкова «Ананасы и бананы»

Выполнили: воспитатель Вольнова О.Ю., логопед Шимко О.В. МБДОУ « детский сад № 264» городского округа Самара

Цель: Приобщение воспитанников к новому жанру изобразительного искусства «Натюрморт».

Задачи:

Образовательные:

- учить внимательно вглядываться в произведения искусства, видеть красоту, изображаемых художников предметов,

- закрепить знания по лексическим темам «Фрукты», «Посуда»,

- закрепить навык составления предложений с заданными словами,

- закрепить умение согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Развивающие:

- развивать чувство формы и цвета,

- развивать творческие способности с учетом индивидуальных возможностей,

- развивать пространственное мышление, воображение,

- развивать самостоятельность и инициативу.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изобразительному искусству и аппликации.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия

Дети заходят в зал, учитель — логопед обращает их внимание на картины, которые размещены на мольбертах.

Учитель-логопед задает вопросы детям:

Ребята чего много в зале? (много картин)

Как называется место

,

где можно увидеть много картин? (выставка, картинная галерея)

Учитель-логопед: Мы с вами сегодня оказались на выставке картин

Как называются картины, на которых изображена природа (пейзаж)

Как называются картины, на которых изображен человек (портрет)

Посмотрите на эти картины

,

на них изображен человек? Виды природы? (нет)

А что на них изображено? (дети перечисляют

,

что видят на картинах)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это натюрморт.

Картина, на которых изображены не живые предметы называется НАТЮРМОРТ (дети проговаривают это слово все вместе)

Сегодня мы с вами рассмотрим подробно одну картину. Это картина художника Ильи Машкова «Ананасы и бананы»

Как вы думаете, почему она так называется? (дети говорят свои предположения)

Учитель-логопед:

В центре натюрморта разрезанный ананас, который так и притягивает глаз своей солнечной сочной мякотью. Справа от него — большой целый ананас. Мы видим его форму, фактуру кожуры золотисто-коричневого цвета, чем-то напоминающую шишку хвойного дерева, пучок коротких листьев на верхушке плода. Массивный стеклянный кувшин с рельефным узором на ручке и тулове (объяснить понятие), наполненный соком, круглая вазочка из гладкого стекла, на котором лежит маленький кусочек сочного ананаса, с небольшим стаканчиком из тонкого стекла с соком. Рядом лежат металлический фруктовый нож, чайная ложка в сахарнице овальной формы с сахарным песком. Бананы закругленной формы с гладкой кожицей желтого цвета. На два ярких апельсина по-разному падает свет, поэтому они такие разные по оттенку. В этом натюрморте художник любуется и предметами, и солнечным светом, который, падая на различные поверхности, играет, бликует и по-разному их освещает.

Затем ребята, используя слова слева, справа, за, перед рассказывают, что изображено на картине (слева от ананаса стоит кувшин и т.д.)

Физкультминутка Танец «Буги — Вуги» (на ориентировку в пространстве)

Воспитатель: Ребята, а хотите сами составить свой натюрморт? (ответы детей). Воспитатель приглашает детей за столы для аппликации.

Воспитатель: Мы будем создавать натюрморт из фруктов, а выполним работу в технике аппликация. Посмотрите, на столе перед вами лежат заготовки фруктов и предметов, из которых вы будите создавать свой натюрморт. Вначале нам нужно составить его, не наклеивая на лист бумаги. Это творческая работа, чтобы красивым получился натюрморт, попробовать разные варианты размещения предметов на вашем листе. Раскладывая их, надо помнить, что большие предметы должны находиться на дальнем плане, то есть сзади, а предметы поменьше, лучше положить впереди, справа или слева от главного объекта вашей композиции.

Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимаем и разжимаем пальцы в кулак)

Будем пальцы разминать.

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Что мизинцем называем, - (Соединяем все пальцы одной руки по очереди

Мы с большим соединяем. с большим)

Звучит спокойная, красивая музыка

https://zvukipro.com/music/1723-muzyka-dlja-risovanija-bez-slov-dlja-fona.html

А теперь я предлагаю вам выбрать фон для своего натюрморта, салфетку на которой будет расположен натюрморт и можете выбрать различные предметы и фрукты для своего натюрморта. Дети выбирают необходимые материалы для аппликации, располагают на листе, воспитатель при необходимости оказывает помощь.

Давайте вспомним, как нужно пользоваться клеем. После того, как вы нанесете клей на деталь, её аккуратно прикладываем к листу, наклеиваем на лист и разглаживаем тряпочной салфеткой, чтобы аппликация получилась аккуратной. После работы клей закрываем и убираем.

Вы можете приступать к выполнению аппликации. Воспитатель хвалит детей за аккуратную, творческую работу, при необходимости оказывает помощь детям.

  Рефлексия

Дети, что вы сегодня создавали? (Натюрморт)

- Что такое натюрморт? (Это рисунок, на котором изображены посуда, фрукты, овощи, ягоды, цветы)

С какими трудностями вы столкнулись в работе?

Кому вы можете рассказать и показать, как создать натюрморт?

Работы детей выставляются на стенде. Дети любуются своими натюрмортами.

Воспитатель: Какие изумительные натюрморты у вас получились! Наше занятие закончилось. Давайте прощаться!