Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 1 «Геолог»

Долгосрочный проект по развитию речи для детей группы раннего возраста «Пальчик, ручка, язычок»

Подготовила:

Воспитатель Фай А.А.

Долгосрочный проект по развитию речи для детей группы раннего развития «Пальчик, ручка, язычок» - Фай Анна Александровна. Возраст: дети группы раннего возраста. Участники проекта: дети, воспитатель, родители. Тип проекта: учебно - игровой Продолжительность: долгосрочный (1 год) По числу участников проекта: групповой Сроки реализации проекта: август - май 2025 г. Актуальность Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон. Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка. Я выбрала проект по данной теме в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа проекта направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет. Цель: Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формирование и воспитание нравственно – волевых качеств: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. Задачи: Привить детям любовь к художественному слову. Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром. Развивать фантазию и творческое воображение. Развитие коммуникативных навыков. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp Для реализации проекта использовались методы: ♦ Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия. ♦ Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть. ♦ Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания. ♦ Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал: - различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; - использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; - решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев Форма работы проекта в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка. Работа по реализации проекта, проводится один раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы. Этапы работы над проектом 1. Подготовительный этап: ⁕ Составление перспективного плана мероприятий проекта. ⁕ Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д. ⁕ Выявление уровня развития мелкой моторики у детей. ⁕ Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев». ⁕ Пополнение предметно-развивающей среды группы. 2. Основной этап: № п/п Сроки реализации Название мероприятия Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp ии Сентябрь 1. 1 неделя Су – Джок терапия «Овощи» Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Пальчиковая гимнастика «Я – зелёная капуста» Дидактическая игра «Где чей нос?» (крышки) 2. 2 неделя Су – Джок терапия «Фрукты» Артикуляционная гимнастика «Птенцы» Пальчиковая гимнастика «Жёлтый-жёлтый наш лимон» Дидактическая игра «Собери гусеницу» (крышки) 3. 3 неделя Су – Джок терапия «Грибы» Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Пальчиковая гимнастика «Красный-красный мухомор» Дидактическая игра «Разложи по коробочкам» (макароны) Аппликация семенами «Бусы» (фасоль) 4. 4 неделя Су – Джок терапия «Ягоды» Артикуляционная гимнастика «Трубочка» Пальчиковая гимнастика «С ветки ягодки снимаю…» Дидактическая игра «Разложи фигуры по местам!» Октябрь 5. 1 неделя Су – Джок терапия «Солнышко греет уже еле – еле…» Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка» Пальчиковая гимнастика «Вышла осень погулять» Дидактическая игра «Спрячь в ладошке!» 6. 2 неделя Су – Джок терапия «Дикие животные» Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» Пальчиковая гимнастика «Заяц и ёжик» Аппликация семенами «Платье для куклы» (семена тыквы, кукурузы) 7. 3 неделя Су – Джок терапия «Крючочки» Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» Пальчиковая гимнастика «Зайка – ушки на макушке» Дидактическая игра «Собери картинку из пазлов» 8. 4 неделя Су – Джок терапия «Мы колечки надеваем» Артикуляционная гимнастика «Заборчик» Пальчиковая гимнастика «Муку в тесто замесили» Дидактическая игра «Выгладим платочки для мамы и для дочки» (бумага) Ноябрь 9. 1 неделя Су – Джок терапия «Домашние животные» Артикуляционная гимнастика «Бублик» Пальчиковая гимнастика «Вот, убрав царапки, кошка Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp моет лапки…» Дидактическая игра «Маленькие помощники» (прищепки) 10. 2 неделя Су – Джок терапия «Мебель» Артикуляционная гимнастика «Шарик» Пальчиковая гимнастика «На кроватке мы поспали» Дидактическая игра «Золушка» (фасоль) 11. 3 неделя Су – Джок терапия «Сказка про ёжика» Артикуляционная гимнастика «Часики» Пальчиковая гимнастика «По шоссе идут машины» Самомассаж шестигранным карандашом. 12. 4 неделя Су – Джок терапия «Подводный мир» Артикуляционная гимнастика «Лошадка» Пальчиковая гимнастика «Мой весёлый, звонкий мяч» Дидактическая игра «Разрезные картинки» Декабрь 13. 1 неделя Су – Джок терапия «Посуда» Артикуляционная гимнастика «Качели» Пальчиковая гимнастика «Из тарелок, как один…» Аппликация семенами «Узор» (горох) 14. 2 неделя Су – Джок терапия «Снег» Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» Пальчиковая гимнастика «Зима» Упражнение «Шаловливый котёнок» (моток ниток) 15. 3 неделя Су – Джок терапия «Новый год» Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка» Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Дедушка Мороз!» Аппликация семенами «Ёлочка» (семена арбуза, горох, фасоль) 16. 4 неделя Су – Джок терапия «Ёлка» Артикуляционная гимнастика «Пятачок» Пальчиковая гимнастика «Дедушка Мороз» Дидактическая игра «Волшебные палочки» (счетные палочки) Январь 17. 2 неделя Су – Джок терапия «Медведь в берлоге крепко спит» Артикуляционная гимнастика «Посчитаем нижние зубки» Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит» Дидактическая игра «Колечки» (резинка для волос) 18. 3 неделя Су – Джок терапия «Зимние забавы» Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки» Пальчиковая гимнастика «Что зимой мы любим делать?» Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp Аппликация семенами «Рамка для фото «Сердечко» (семена подсолнечника, яблок) 19. 4 неделя Су – Джок терапия «Птичья кормушка» Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко» Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирёк» Дидактическая игра «Угадай, что это?» Февраль 20. 1 неделя Су – Джок терапия «Паровоз» Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах» Пальчиковая гимнастика «Самолёт» Пластилинография «Баранки» 21. 2 неделя Су – Джок терапия «Быть шофёром хорошо» Артикуляционная гимнастика «Иголочка» Пальчиковая гимнастика «Доктор» «Рисуем снежинку» (фасоль) 22. 3 неделя Су – Джок терапия «Лодка по волнам плывёт» Артикуляционная гимнастика «Крестик» Пальчиковая гимнастика «Ем я много витаминов» Дидактическая игра «Переложи яйца» (Пластиковые яйца «Киндер сюрприз») 23. 4 неделя Су – Джок терапия «Шарик» Артикуляционная гимнастика «Расческа» Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества» Март 24. 1 неделя Су – Джок терапия «Кручу - верчу» Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота» Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник» Пластилинография «Конфеты для мамочки» 25. 2 неделя Су – Джок терапия «Ловкие пальчики» Артикуляционная гимнастика «Почистим за нижними зубами» Пальчиковая гимнастика «Мы — красавицы матрешки» Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам» 26. 3 неделя Су – Джок терапия «Одежда» Артикуляционная гимнастика «Киска сердится» Пальчиковая гимнастика «Одежда» Пластилинография «Украсим кукле платье» 27. 4 неделя Су – Джок терапия «Обуваем ножки бегать по дорожке» Артикуляционная гимнастика «Парашютик» Пальчиковая гимнастика «Я надену сапоги» Аппликация семенами «Веточка вербы» (семена тыквы) Апрель 28. 1 неделя Су – Джок терапия «Перелетные птицы» Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp Артикуляционная гимнастика «Барабанщик» Пальчиковая гимнастика «Весна» Дидактическая игра «Цветик – семицветик» (прищепки) 29. 2 неделя Су – Джок терапия «Друзья» Артикуляционная гимнастика «Гармошка» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Пластилинография «Дождик» 30. 3 неделя Су – Джок терапия «Сказки» Артикуляционная гимнастика «Блинчик» Пальчиковая гимнастика «Рукавичка» Дидактическая игра «Кто что ест?» 31. 4 неделя Су – Джок терапия «Есть у курицы цыпленок» Артикуляционная гимнастика «Орешки» Пальчиковая гимнастика «Зёрна курочка клюёт» Аппликация семенами «Ёжик» (семена подсолнечника, чечевица) Май 32. 1 неделя Су – Джок терапия «За мамой слонихой шагает слоненок» Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит» Пальчиковая гимнастика «Дятел дерево долбит» Упражнение «Выложи дорожку для лисёнка» 33. 2 неделя Су – Джок терапия «Насекомые» Артикуляционная гимнастика «Маляр» Пальчиковая гимнастика «Мы пошли гулять на луг» Аппликация семенами «Грибы» (косточки слив, оранжевая чечевица) 34. 3 неделя Су – Джок терапия «Довольна корова своими телятами» Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку» Пальчиковая гимнастика «Цветы» Игра в песочнице «Необыкновенные следы» 35. 4 неделя Су – Джок терапия «Будь здоров!» Артикуляционная гимнастика «Кто дальше загонит мяч» Пальчиковая гимнастика «Лето» Пластилинография «Гусеница» 3. Заключительный этап: ⁕ Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями. ⁕ Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp ⁕ Выставка совместных работ родителей и детей с использованием нетрадиционных методов рисования и аппликации. Ожидаемые результаты: - увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной; - возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности; - родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми; - родители получат необходимые знания по данной теме; - предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей; - кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений. Работа с родителями Провести консультации с родителями на темы: - Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей в домашних условиях»; - Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для детей второй младшей группы»; - Консультация для родителей «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»; - Консультация «Рисуем на манке» (световой короб); - Консультация «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»; - Консультация для родителей «Зачем нужны шнуровки»; - Индивидуальное и подгрупповое консультирование «Пальцы помогают говорить», «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша»; - Оформить передвижную папку для родительского уголка «Игры с песком, или песочная терапия»; - Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»; - Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!». - Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей, новинок педагогической литературы. Список литературы: 1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp 2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре». 3. Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют». 4. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». 5. Плутaeвa E. «Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт» 6. Рожков О. П., Дворова И.П. «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. Рекомендации». 7. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». 8. Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». 9. Солнцева В. А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников». 10. Тимофеева Е. Ю. «Пальчиковая гимнастика» 11. Узорова О. В. «Игры с пальчиками». 12. Узорова О. В. «Пальчиковая гимнастика». 13. Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками» 14. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» М.2017 15. И. А. Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» М.2001 16. И. Агапова, М. Давыдова «Аппликация» М. 2008 17. Е. А.Короткова «Рисование, аппликация в детском саду» 18. Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала» 19. Е. Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» 20. И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду» 21. В. О. Скворцова «Развитие творческих способностей дошкольников