Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» слександровское»

Программа

«Увлекательный танграм»

срок реализации программы: 2023–2024 учебный год

Возраст общающихся: 4-5 лет

Разработчик:

Трифонова О.Г.,

Воспитатель 1К.К.

с. Александровское 2023г

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Парциальная программа «Увлекательный танграм» составлена соответствии с нормативно-правовыми актами, государственными программными документами и реализуется в рамках регионального проекта «Развитие пространственного мышления дошкольников как основы формирования естественно-научных цифровых и инженерных компетенций человека»

1.2 Актуальность программы.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Организация совместной деятельности позволяет приобщить ребенка к игровому взаимодействию, обогатить его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра Введение игр – головоломок в дошкольную практику способствует развитию пространственного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, комбинаторных способностей дошкольников.

Применение напольной здоровьесберегающей игры «Танграм», даёт возможность создавать удивительный мир с фигурами-танами, свободно ориентироваться и перемещаться в пространстве, учиться понимать свойства фигур, комбинировать их на плоскости, работая в команде или в паре.

Нестандартное применение фигур подразумевает включение напольной игры Танграм в различную деятельность детей. Это и опытно-экспериментальная деятельность, и взвешивание фигур, и моделирование мостов и туннелей, использование методики ТРИЗ и STEAM на игровых сеансах.

Напольная игра «Танграм» направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, ориентировке в пространстве, определение отношений «целое» / «часть» - все то, чем необходимо овладеть дошкольнику для развития предпосылок формирования функциональной грамотности.

Поскольку фигуры напольной игры созданы для игр в движении, для эффективности целесообразно все игры проводить на ковре, на полу, через двигательную активность

Отличительные особенности программы:

Занятие танграмом способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

С «Танграмом» ребёнок научится логически мыслить, анализировать изображения, выделяя геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот. Эта игра развивает воображение, комбинаторные способности, внимание, наглядно - образное мышление, умение работать по инструкции, сообразительность, ориентировку в пространстве.

1.3 Цели и задачи реализации программы

Цель:

Развитие пространственного мышления , познавательных способностей детей посредством использования развивающей игры математического содержания "Танграм».

Задачи:

- Создать условия для развития пространственного

мышления, познавательных и творческих

способностей детей в процессе работы с танграмом.

- Формировать приѐмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия): пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности и основные части.

- Развивать интеллектуальные и личностные качества дошкольников. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, развивать логическое мышление, крупную моторику.

- Воспитывать творческую и целеустремленную личность, способную ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

1.4 Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах :

Принцип психологической комфортности.

Принцип творчества и вариативности.

Принцип поэтапности – от простого к сложному, и последовательности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками педагогического процесса.

Принцип сотрудничество ДОО с семьей;

Здоровьезберегающий принцип – «Играю! Двигаюсь! Учусь!»

При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системнодеятельный метод обучения. Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе.

На занятиях в процессе обучения используются дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для обучающихся игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:

-развтию пространственному мышлению

- обучению основам конструирования и моделирования, используя математические представления.

- развитию мышления (умение доказать свою точку зрения, проанализировать свою модель, сравнивать), речи (увеличение словарного запаса), крупной моторики;

-воспитание ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализирующейся личности, к другим людям (прежде всего сверстнику), к труду;

Данная программа может реализовываться и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

1.5 Планируемые результаты освоения программ

Предметные:

- Сформировано начальное представление о работе с конструктором «Танграм»: умение анализировать предмет, выделять его основные части, устанавливать связь между их назначением и строением (находить закономерности в изображаемых предметах, обобщать категории);

-Сформированы умения собирать модели, используя шаблон и различные геометрические фигуры, ориентироваться во времени и пространстве, составлять целое из предложенных частей.

Метапредметные:

- Способны выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, применяя свои знания при сборке моделей.

- Развиты начальные математические способности, основные конструкторские умения и навыки в соответствии с возрастом;

- Способны ставить перед собой цель и задачи и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы, находить оригинальные способы решения, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу, воспринимать и анализировать результат своей деятельности.

Личностные:

- Сформированы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

- Сформированы основы безопасности при работе с шаблонами и конструктором «Танграм»

- Расширен кругозор в области познавательного развития (знают название, свойства и функции основных геометрических фигур); - Развит интерес к развивающим играм математического содержания.

1.6 Система оценки результатов освоения программы (приложение1)

Реализация программы «Увлекательный танграм» предполагает оценку индивидуального развития детей (мониторинг). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг детского развития проводится с детьми 4 – 5 лет два раза в год (в сентябре и мае).

Форма проведения мониторинга детского развития представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности, дидактические игры, упражнения, тесты, организуемые педагогом.

Инструментарий для педагогического мониторинга — карта наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка .

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности с детьми

Раздел 1. Танграм – удивительный конструктор

Что такое танграм? История возникновения игры. Условия игры. Знакомство с частями квадрата – плоскостными геометрическими фигурами. Из чего состоит квадрат? Геометрические фигуры – многоугольники (треугольники, квадрат, их обьединение, деление на группы. Геометрические фигуры. Больше, меньше, столько же. Выше, ниже. Работа по собственному замыслу.

Раздел 2. Семь хитроумных фигур

Транспорт

Животные

Птицы.

Рыбы

Мебель и т

Раздел 3. Волшебный мир фантазий.

Создание сюжетных картинок

Освоение напольной игры Танграм необходимо разделить на несколько этапов по принципу «от простого к сложному»

1 этап

Сортировка по размеру, цвету, форме. Выявление сходства и различия.

Составление простейших фигур

Составление фигур по собственному замыслу

2 этап

Составление фигур методом наложения их на образец. Анализ фигур их на образце поможет в их выборе.

Можно также использовать составление изображений по контуру

3 этап

Составление фигур по контурному изображению путём наложения фигур на контур Определение их размера и формы 2.2 Тематическое планирование

4 этап

После того как дети освоят приёмы соединения фигур, можно использовать их не только по прямому назначению и конструированию по правилам игры. но и в развивающей и образовательной деятельности, опытно-экспериментальной деятельности, проектной. Творческой деятельности.

2.2 Тематическое планирование

Сентябрь

1этап

1 неделя

Танграм – удивительный конструктор. Что такое танграм? История возникновения игры. Условия игры. Знакомство с частями квадрата – плоскостными геометрическими фигурами.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

1 неделя

Игра –эксперимент «Коврики»

Сортировка по размеру, цвету, форме. Выявление сходства и различия.

Составление простейших фигур

Составление фигур по собственному замыслу

1

2 неделя

Игра «Домики»

1

3 неделя

Игра «Разноцветные домики»

1

4 неделя

Игра «сделай домик для Ули»

1

2этап Ноябрь

1 неделя

«Один . много, столько же»

Составление фигур методом наложения их на образец. Анализ фигур их на образце поможет в их выборе.

Можно также использовать составление изображений по контуру

1

2неделя

Игра- эстафета 2Домик для улитки»

1

3 неделя

Комбинаторная игра «Цветы»

1

4 неделя

«Вагончики»

1

Декабрь

1 неделя

«Сколько поездов»

1

2неделя

«Сколько было детей»

1

3недел

1

4неделя

Игра на развитие комбинаторных навыков «Башенки»

1

3 этап Январь

2 неделя

Сюжетно-развивающая игра «Мороженное в рожке»

Составление фигур по контурному изображению путём наложения фигур на контур Определение их размера и формы

1

3 неделя

Игра «Ёлки»

1

4 неделя

Комбинаторная игра – эстафета «Дружные треугольники»

1

Февраль

1 неделя

Сюжетно-ролевая игра-задача «Купи билет в Тан- парк»

Карточки из напольного игры Танграм двухсторонние. На второй- стороне теневое изображение

1

2 неделя

«Шарфик для жирафа»

1

3 неделя

Игра «Подбери к картинкам фигуры»

1

4 неделя

Игра «Летает, едет, плывёт»

1

4 этап Март

1 неделя

Игра «Что у нас по одному?»

После того как дети освоят приёмы соединения фигур, можно использовать их не только по прямому назначению и конструированию по правилам игры. но и в развивающей и образовательной деятельности, опытно-экспериментальной деятельности, проектной. Творческой деятельности.

1

2 неделя

Игра «Сколько всего»

1

3 неделя

Игра «Соединялки»

1

4 неделя

Иигра –эстафета «От квадрата к квадрату»

1

Апрель

1 неделя

Игра «Кубик и таны»

1

2 неделя

Игра «Самолёт»

1

3 неделя

Игра «Цветные таны»

1

4 неделя

Игра «Найди и сделай»

1

Май

Итоговое занятие «Удивительный танграм»

2.3 Формы и методы

В организации учебного процесса используются следующие методы:

- Наглядные (рассматривание обучающих презентаций, схем, шаблонов, иллюстраций, использование дидактических игр, организация выставок, личный пример взрослых);

- Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации).

- Практические (игровые ситуации, элементарная игровая деятельность, обыгрывание моделей, моделирование проблемных ситуаций, конкурсы, физминутки, соревнования).

2.4 Взаимодействие  детского сада с семьей

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Задачи работы с родителями:

1.Повышение педагогической культуры родителей;

2.Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

3.Изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

4.Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Система работы с родителями включает:

ознакомление родите

лей с результатами работы по программе «

Удивительный

танграм

»

ознакомление ро

дителей с содержанием работы по программе

обучение конкретны

м приемам и методам

развития ребенка в разных видах детской деятельности на консультациях и открытых занятиях.

Вся система работы направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Формы работы с родителями

 Проведение тематических родительских собраний

 Консультации для родителей.

Умные фигуры для необычных игр»,

«Напольный танграм»

 Ежедневное открытое общение с родителями.

 Организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей

Совместная реализация проекта «Танграм»

3. Организационный раздел

3.1Особенности организации образовательного процесса

Программа «Увлекательный танграм» разработана для детей 4-5 лет и реализуется в течение одного года.

Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации работы с детьми. По степени самостоятельности: работа под непосредственным руководством педагога; совместная работа; самостоятельная работа.

Длительность занятия 20 минут. Количество занятий в неделю 1 раз.

Виды занятий: учебное занятие и другие формы: экспериментирование, беседа, практическое занятие, обыгрывание моделей, обыгрывание сказок-рассказов, творческая мастерская, творческий проект.

3.2 Материально- техническая база

Предметно-развивающая среда

Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в групповом помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Групповое помещение имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. Для создания оптимальных условий формирования интереса у детей к работе с напольным конструктором «Танграм» была создана предметно-развивающая среда: столы, стулья (по росту и количеству детей); демонстрационный столик и доска; магниты; набор схем танграма – по количеству занятий; набор напольного конструктора «Танграм», дидактичекие игры.

Кадровое обеспечение реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогами группы.

3.3 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Список литературы

1.МодельН.А. Тайны танграма: умные фигуры для необычных игр

Издательство «ТЦ СФЕРА»

2. Парфенова В. Н. Учимся говорить красиво и правильно через игру «Танграм"

3. Сборник статей по итогам региональной конференции для педагогических работников дошкольных образовательных организаций «Инженерное образование 0+»

4. Кодиненко Г.Ф. Занимательные задачи и головоломки для детей 4 - 7 лет. - М.: Айрис-Пресс, 2015. – 112 с.

Приложение1

Карта наблюдения детского развития Ф.И. ребенка, возраст ______________________________________________________________________________________

Критерии оценки

Дата фиксации наблюдения

Ф.И.ребёнка

Осуществляет необходи

мые операции

по составле

нию тангра

ма по алгорит

му

Осуществляет правильные операции по составлению танграма по образцу (шаблону)

Умеет моделировать танграм в самостоятельной деятельности

Умеет моделировать танграм в соответствии с изменяющимися условиями задачи

Умеет воспринимать и анализировать результат своей работы

Умеет находить закономерности в изображаемых предметах, обобщать категории

Умеет составлять целое из предложенных частей