Парциальная программа по мнемотехнике «Страна Запоминания»

Содержание

1. Целевой раздел парциальной программы для дошкольников «Разноцветная сказка»

1.1.Краткая аннотация...................................................................................

1.2. Цель, задачи положенные в основу программы …………………… ……

1.3. Условия реализации программы……………………………………….

1.4. Планируемые результаты освоения парциальной программы.........

2.Содержательный раздел парциальной программы речевого развития дошкольников

2.1. Содержание парциальной программы по возрастным группам ...............

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………..

3.Организационный раздел парциальной программы речевого развития дошкольников

3.1. Материально-техническое сопровождение программы ............................

3.2. Методическое обеспечение программы ......................................................

1. 1. Актуальность

Грамотная речь - это главным образом основное и главное условие полноценного становления дошкольников. Чем обширнее лексический состав и грамотнее речь у детей, тем проще им выражать свои мысли вслух, таким образом, обширнее их потенциалы в постижении мира, который окружает их.

Но, увы, в наши дни у детей всё чаще встречаются ошибки речи, которые не дают полноценно общаться со взрослыми и ровесниками. Словарный состав, который достаточно богат у дошкольников - явление в настоящее время очень редкостное.

В речи детей имеется множество трудностей и проблем:

Недостаточно обширный для своего возраста лексический запас;

Бедная диалогическая речь: неспособность точно сформулировать вопрос, а также и выстроить грамотный ответ;

бедная монологическая речь: неумение составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему или пересказать текст (сказку, рассказ и т.д.).

Не способность сформулировать какую-либо мысль делает речь детей ограниченной и малопонятной, что неминуемо приводит к многочисленным комплексам, которые отрицательно воспроизводятся на детях. Многими видными учеными аргументировано, что связная речь формируется у ребенка в процессе речевой практики и может формироваться лишь под влиянием целенаправленного речевого развития со стороны старших.

В возрасте от 1,5 до 7 лет дети проще запоминают наглядно-образные события. Великие педагоги С.Л.Рубинштейн, А.М.Леушина, Л.В.Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности.

Самый основной задачей в развитии речи дошкольников в данной программе — вырабатывание правильного грамматического строя речи, обогащение речи детей синонимами, дополнениями, определениями. Но так как на каждом возрастном этапе задачи в развитии речи дошкольников постепенно усложняются, таким образом, и трансформируются методы обучения детей. Всякую из перечисленных задач необходимо решать своевременно. В данной программе задействованы все задачи для полноценного и всестороннего развития речи (фонетические, грамматические, связная речь, обогащение словаря).

В развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с опорой на мнемосхемы помогают в развитии обогащения словообразования (например: лес-лесок-лесной, дом – домик – домище – домашний и т.д.).

Также в этом возрасте скапливается достаточный словарный состав. Но не все дети могут склонять слова в роде, числе и падеже. Обучение связной речи посредством мнемотехники содействует развитию в составлении описательных рассказов, формирует более богатый и обширный словарный состав дошкольников.

Также постижение связной речи является для детей важным достижением в психологическом развитии.

Первые семь лет в жизни детей играют значительное значение в развитии, которое идет достаточно стремительно. Из абсолютно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л.С.Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой).

В соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам к программе дошкольного образования максимальное значение имеет как раз развитие речи дошкольников. В задачи воспитателя для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста входит:

пересказ литературных произведений;

составление описательного рассказа;

придумывание творческих рассказов.

А также развитие памяти при заучивании стихотворений, потешек и т.д.

В возрасте 6-7 лет наиболее развиты образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период активно развивается и речь. Очень важно взаимодействие образа и слова. Слово должно пробуждать в сознании ребенка красочный, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове. Подключение карточек-символов для запоминания многообразных предметов, применение мнемосхем для развития речи позволяет объединить зрительный ряд со слуховой наглядностью.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Применение мнемосхем заметно облегчает детям усвоение связной и диалогической речью, кроме того присутствие схем помогает пересказать рассказы (сказки) более четко и последовательно.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать:

в обогащении словарного запаса,

при составлении рассказов,

при пересказах небольших рассказов,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Основной задачей формировании развития речи ребенка также является совершенствование монологической речи. Данная задача находит решение через многообразные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания начал грамотной, внятной, красивой речи, что является существенным условием интеллектуального воспитания ребенка.

1.2. Цель, задачи положенные в основу программы

Цель: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.

Задачи (для детей среднего дошкольного возраста):

Развитие связной монологической речи;

Обогащение словарного запаса;

Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов;

Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с опорой на мнемосхемы;

Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Задачи (для детей старшего дошкольного возраста):

Развитие связной речи, памяти, логического мышления (умение анализировать, систематизировать), образного мышления (кодирование любой информации);

Формирование умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по

мнемотаблице

;

Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов.

На основании поставленных задач были намечены следующие этапы работы:

анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

изучение термина «

Мнемоквадрат

и

мнемодорожка

»;

изучение термина «

Мнемотаблица

»;

разработка и проведение тематических занятий в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и

мнемотаблиц

»;

оценка эффективности проведенной работы.

Условия реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и

мнемотаблиц

»

Осуществление программы допустимо при соблюдении следующих условий:

Организационные:

организация работы дошкольного образовательного учреждения в здоровье сберегающем режиме;

организация системы взаимодействия физкультурн

о-

оздоровительной и профилактической деятельности (дети, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители и медицинские работники).

Информационные ресурсы:

интернет;

методическая литература.

Физкультурно-оздоровительные:

наличие комплексной разработки, сосредоточенной на прогрессе в лучшую сторону состояния здоровья детей и их физического развития;

разработка и апробирование новых форм профилактики и оздоровления детей (динамические паузы, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика);

Психолого-педагогические:

пространственная предметно-развивающая оздоровительная среда, адекватная реализуемой адаптированной программе «Развитие связной речи с использованием схем и

мнемотаблиц

»;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

обеспечение в коллективе дошкольного образовательного

учреждения психологической поддержки формирования потребности детей

в самореализации, сотрудничестве и сотворчестве в процессе речевого развития.

2.1. Принципы и подходы, положенные в основу программы

Программа осуществляется на основе придерживающихся психолого-педагогических принципов:

Общедидактические принципы:

научности;

систематичности и последовательности;

наглядности;

осмысленности, активности и посильности;

учета возрастных и персональных особенностей детей;

прочности знаний, умений и навыков.

Общеметодические принципы:

дифференцированный подход;

применение разнообразных приемов и методов обучения;

вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление);

мотивация и комплексный подход к мотивации;

рефлективности.

Психологические принципы:

личностный подход;

преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением;

предприимчивости и инициативности;

организацию проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность;

теория педагогического сотрудничества (активное использование накопленных знаний).

2.6. Новизна программы

Новизна методической разработки заключается главным образом в разработках конспектов занятий педагогом. А также запросов, которые обеспечиваются взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники – использование в общей и в самостоятельной деятельности.

Во время занятий применяются игровые методы и технологии, сосредоточенные прежде всего на развитие навыков дошкольников, которые позволяют более точно сформировать знания, умения и навыки детей, в том числе в коммуникативной и познавательной деятельностях. Так же широко задействован сенсорный опыт детей.

2.7. Использование инновационных технологий

Технологии, применяемые в реализации образовательной программы:

1. Личностно-ориентированная технология (взаимодействие педагога с детьми).

Личностно-ориентированная технология - это установленная система, где ребенок ставится в основу воспитательного процесса. Данное воспитание базируется на: самоценности ребенка как личности, проявления уважении к ней, добре и нежности, как важнейшем средстве. Другими словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

2. Технология развивающего обучения (атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности).

Развивающее обучение - линия в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём применения их вероятных потенциаловЭто мотивация на определенное действие, на познание, на новое.

3. Развитие творческого воображения – с помощью которой могут создаваться новые образы.

Технология развития творческого воображения – это развитие фантазии у детей (творческое составление рассказывание), способность обрисовать словами некий представляемый предмет. Предоставленная технология поддерживает и в развитии творческого потенциала дошкольников.

4. Здоровье сберегающая технология (динамические паузы, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика).

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно сформированная совокупность программ, приемов, методов непосредственной образовательной деятельности, не причиняющего урона здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их влияния на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Правильное речевое дыхание поддерживает четкую дикцию, выговоре звуков.

Всё же надлежит знать, что при применении дыхательной гимнастики необходимо помнить, что:

Заниматься нужно в хорошо вентилируемом помещении при t 18-20 градусов;

Одежда не должна сковывать движения;

Не заниматься сразу после приема пищи;

При заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено;

Сопроводительный текст сначала произносит взрослый;

Целью здоровьесберегающих технологий проявляется в обеспечении сохранения здоровья.

5. Коммуникативное общение.

Особенность этой технологии проявляется в понимании ребенком деятельности: того как, каким способом приобретён результат, с какими при этом сталкивались затруднениями, как они были ликвидированы, и что ощущал при этом ребенок.

6. Мнемотехника.

Предоставленная технология охватывает многообразные методы, которые помогают ребенку проще запомнить, а, стало быть, помогают в развитии памяти. Особенности технологии: применение графических символов. Это значительно помогает детям в запоминании текстовой информации.

Схемы максимально приближены к речевому материалу, к примеру, для обозначения диких животных используется дерево (лес), обозначения домашних рисуется – дом. Для начала необходимо приступать за работу с самого элементарного - мнемоквадратов, затем понемногу усложнять задачу и переходить на мнемодорожки, а уже позднее - к мнемотаблицам. Позже - можно заменить изображение в графическом виде.

Цель данной технологии - это развитие памяти; логического мышления и образного мышления; внимания и умения устанавливать причинно-следственные связи при пересказе литературного произведения.

2.8. Общая характеристика методов и приемов

В детском возрасте до семи лет в основном доминирует наглядно-образная память, так как зрительный образ разрешает быстрее запомнить текст, вследствие этого мнемотехника очень результативна для работы с дошкольниками при развитии связной речи.

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста устанавливается современными тенденциями развивающей педагогики в области развития у детей социально-коммуникативных качеств. Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались такие видные деятели как Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Леушина А.М., и др., которые полагали, что постижение ребенком связной речью играет очень сложный и существенный период развития детей и уже изначально носит социальную направленность. С точки зрения исследователей, необходимыми условиями развития связной речи является прежде всего общение детей между собой в процессе игры. Играя и, таким образом, общаясь, дети не только учатся грамотно говорить, а также выясняют для себя смысл многих слов, а стало быть пополняют свой словарь.

Наряду с этим, достаточно немаловажную проблему для удачного речевого развития детей представляют односторонние потенциалы познавательных процессов дошкольников. В силу малоразвитости логического мышления, памяти, у большинства детей возникают проблемы в пересказе литературного произведения.

Одной из развивающих технологий, содействующих активному развитию связной речи, является мнемотехника, которая понимается в психологии как метод запоминания (Л.А.Венгер, В.П.Глухов, Л.Н.Ефименкова, Т.А.Ткаченко и др.). В основе лежит принцип замещения: настоящий предмет может быть замещен в речевой деятельности детей другим объектом, изображением, знаком. Как показали изучения, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это обусловливает возможность успешного использования мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Учитывая весь спектр внешних и внутренних обстоятельств, наметили направления в деятельности:

Сохранение и укрепление здоровья детей, и их физического развития в развитии связной речи дошкольников.

недопущение физической усталости от учебной перегрузки дошкольников;

формирование артикуляционного аппарата детей;

развитие мелкой моторики;

развитие правильного речевого дыхания.

Интеллектуальное развитие детей:

Обогащение и расширение словарного запаса;

знакомство с детской литературой.

Психологическое сопровождение:

причина психологических условий для успешной реализации адаптированной программы «Развитие связной речи с применением схем и

мнемотаблиц

»;

оказание профилактической и развивающей помощи детям, обладающими проблемами в речевом развитии;

оказание консультативной и практической поддержки родителям через всевозможные формы работы;

2.9. Условия реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»

Осуществление программы допустимо при соблюдении следующих условий:

Организационные:

организация работы дошкольного образовательного учреждения в здоровье сберегающем режиме;

организация системы взаимодействия (дети, воспитатели,

родители

и

р

).

Информационные ресурсы:

интернет;

методическая литература.

Физкультурно-оздоровительные:

наличие комплексной разработки, сосредоточенной на прогрессе в лучшую сторону состояния здоровья детей и их физического развития;

разработка и апробирование новых форм профилактики и оздоровления детей (динамические паузы, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика);

Психолого-педагогические:

пространственная предметно-развивающая оздоровительная среда, адекватная реализуемой адаптированной программе «Развитие связной речи с использованием схем и

мнемотаблиц

»;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

обеспечение в коллективе дошкольного образовательного

учреждения психологической поддержки формирования потребности детей

в самореализации, сотрудничестве и сотворчестве в процессе речевого развития.

2.11. Предполагаемые результаты

Преимущественно у детей развиты коммуникативные навыки общения детей, повышена степень мотивации к обучениям, увеличен круг знаний об окружающем мире. Лексический состав более обширен. Сформированы умения согласовывать определения и сказуемые с подлежащим в роде и числе. Дети умеют быстро найти и подобрать более меткие выражения, применяют в своей речи обобщающие слова, синонимы и антонимы; самостоятельно, без помощи педагога умеют пересказать текст, фантазируют свежие эпизоды сказок, придумывают свои, составляют описательные рассказы по картинам; регулируют и темп речи, и речевое дыхание, внимательно выслушивают на занятиях педагога, выполняют все предложенные задания таким образом самостоятельно осуществляют поставленную задачу.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Перспективный план на год.

Сентябрь 3 неделя

Тема: Знакомство с мнемоквадратами.

Цель: Познакомить детей с мнемоквадратами. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Сентябрь 4 неделя

Тема: Игра-путешествие «Угадай, где звук».

Цель: Развивать внимательность, наблюдательность, продолжать знакомство с мнемоквадратами.

Октябрь 1 неделя

Тема: Знакомство с мнемодорожкой.

Цель: Обучать составлять короткие предложения по мнемодорожке. Развивать память, внимательность.

Октябрь 2 неделя

Тема: Заучивание стихотворения «Еж свернулся в клубок» 

Цель: Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Октябрь 3 неделя

Тема: Составление 2-3 предложения на тему «Осень» по картинке.

Цель: Продолжать учить составлять предложения по картинкам и мнемодорожкам. Учить составлять небольшой рассказ.

Октябрь 4 неделя

Тема: Пересказ рассказа «Ёж» с опорой на мнемотаблицу.

Цель: Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.

Ноябрь 1 неделя

Тема: Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» 

Цель: Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить пересказывать сказку близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.

Ноябрь 2 неделя

Тема: Заучивание латышской потешки «Что за грохот, что за стук?.» с опорой на мнемотаблицу (отрывок).

Цель: Выучить отрывок потешки. Вызвать положительный эмоциональный отклик. Закреплять умение соотносить символы с образами.

Ноябрь 3 неделя

Тема: Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат».

Цель: Закреплять умение соотносить символы с образами. Закреплять умение пересказывать рассказ, опираясь на мнемотаблицу. Развивать активный словарь детей, память, внимание, наблюдательность.

Ноябрь 4 неделя

Тема: Отгадывание загадок

Цель: Учить отгадывать загадки по мнемоквадратам. Закреплять умение соотносить символы с образами.

Декабрь 1 неделя

Тема: Составление ассоциаций «На свете все на все похоже…» 

Цель: Формировать умение детей составлять ассоциативный ряд, находить «зацепы». Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно действенное мышление.

Декабрь 2 неделя

Тема: Путешествие в страну «Запоминай-ка».

Цель: Формировать умение детей, используя различные виды дидактических упражнений развивать память и ассоциативное мышление.

Декабрь 3 неделя

Тема: Заучивание потешки «Сидит белочка в тележке». Создание коллажа.

Цель: Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Декабрь 4 неделя

Тема: Игра-путешествие «Страна Запоминания» 

Цель: Закрепить различные способы запоминания нескольких картинок.

Январь 2 неделя

Тема: Заучивание стихотворения «Я сосульку не сосу…» с использованием приемов мнемотехники.

Цель: Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Январь 3 неделя

Тема: Рассказывание сказки «Рукавичка».

Цель: Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Январь 4 неделя

Тема: Пересказ «Кто сказал мяу.

Цель: Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Закреплять умение

Соотносить существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе, падеже.

Февраль 1 неделя

Тема: Крокирование стихотворения «Птички в клетке» 

Цель: Закрепить умение крокировать слова, понимать их. Продолжать учить воспроизводить стихотворение при помощи кроков.

Февраль 2 неделя

Тема: Заучивание стихо-творения «Падает снежок» 

Цель: Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы.

Февраль 3 неделя

Игра – фантазия «Целое и половинка» 

Цель: Развитие образной памяти, развитие воображения, творческих способностей. Формирование графо - моторных навыков. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Февраль 4 неделя

Тема: Пересказ сказки Б. Поттера «Ухти-Тухти».

Цель: Упражнять детей в умении пересказывать сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

Март 1 неделя

Тема: Упражнение «Чепуха», знакомство с 4 драконами.

Цель: Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь, развивать память и логическое мышление.

Март 2 неделя

Тема: Заучивание стихотворения «Солнце землю согревает».

Цель: Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Март 3 неделя

Тема: Нахождение закономерностей в словах.

Цель: Учить находить закономерности. Развитие логического мышления, внимания, памяти.

Март 4 неделя

Тема: Пересказ сказки «Кот, петух и лиса»

Цель: Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.

Апрель 1 неделя

Тема: Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».

Цель: Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова стихотворения, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию. Развивать память, внимание.

Апрель 2 неделя

Тема: Пересказ текста рассказа «Мышки»  К. Д. Ушинский

Цель: Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.

Апрель 3 неделя

Тема: Пересказ рассказа «Пришла весна».

Цель: Закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице. Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

Апрель 4 неделя

Тема: Составление рассказа при помощи опорной схемы «Животные весной».

Цель: Учить вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ по опорной схеме; учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-; различать слова с противоположным значением.

Май 1 неделя

Тема: Трансформация Э. Успенский «Хорошо и плохо».

Дидактические игры «Домики», «Мои друзья».

Цель: Развитие образного мышления, памяти, логического мышления. Формирование правильного отношения к миру.

Май 2 неделя

Тема: Пересказ рассказа Г. А. Балла «Новичок на прогулке», используя мнемотаблицу.

Цель: Закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице. Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

Май 3 неделя

Тема: Заучивание грузинской потешки «Знаешь мама, где я был?.» с помощью мнемотаблицы.

Цель: Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова потешки, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию. Развивать память, внимание.

Май 4 неделя

Тема «Сочиняем сказку».

Цель: Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Перспективный план на год.

Сентябрь 3 неделя

Тема: Составление описательного рассказа по мнемотаблице

ВРЕМЯ ГОДА. Осень

Цель: Развивать умение составлять предложения, используя образные слова и выражения учить придумывать рассказ, используя экспресс – таблицу развивать речевую активность детей.

Описание «Экспресс» - таблицы. Буква «О» - наступила осень. Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи. Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры. Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья. Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.

Сентябрь 4 неделя

Тема разучивание стихотворения «Алиса в саду»

Цель: воспитывать любовь к природе через поэзию русских поэтов. формировать у детей интерес к заучиванию стихов; расширять словарный запас.

Вот идет Алиса в сад,

Скоро будет листопад.

Слива там и абрикос,

На скамейке — сонный пес.

Там краса и чудеса:

Солнце, киска и роса,

У скамейки стол стоит.

Самовар на нем свистит.

Вот в песочнице песок,

Самосвал там и совок,

Рядом с ними самокат.

Ах, какой прекрасный сад!

Октябрь 1 неделя

Тема: «Ты картинки рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи» (творческое рассказывание по предметным картинкам)

Цель:

Продолжать учить придумывать сказки и истории, используя предметные картинки, развивать речевую активность детей.

Развивать умение составлять предложения, используя образные слова и выражения.

Побуждать у детей желание рассказывать свои истории сверстникам, родителям.

Продолжать развивать фантазию, детское воображение, художественно – речевое творчество.

Материал: набор предметных картинок, не менее 15штук.

«Ребята! Я знаю, что вы очень любите придумывать разные истории и поэтому я вам дарю волшебную шкатулочку. Она не простая, а по-настоящему волшебная. Вы сами можете в этом убедиться. Если положите в нее обыкновенные карточки с картинками, они станут волшебными и помогут вам сочинить любую историю.

Октябрь 2 неделя

Тема: разучивание стихотворения Н. М. Быкова «Чаепитие»

Цель:

. упражнять детей в умении заучивать стихотворение и рассказывать его наизусть по схеме-модели.

Для того чтоб чай попить,

Надо скатерть постелить,

Чайник,

Ложки,

Блюдца взять,

Чашки чистые достать.

Октябрь 3 неделя

Тема: Составление рассказа «Цветные сказки»

Цель: развивать речевую активность детей

Практическое задание:

Воспитатель показывает цветные полоски, Дети выбирают цвет (зеленый, розовый желтую и т.д.) дети называют, что может быть этим цветом и придумывают сказку (зеленую, розовую желтую)

Октябрь 4 неделя

Тема: повтор стихотворений

« Алиса в саду»

Н. М. Быкова "Чаепитие

Цель: воспитывать любовь к природе через поэзию русских поэтов. Формировать у детей интерес к заучиванию стихов.

Ноябрь 1 неделя

Тема: «Рассказывание по картинкам»

Цель: развивать у детей умственную активность, сообразительность память внимание.

В качестве опоры для составления рассказов можно использовать так называемую «экспресс» - таблицу. Составляется она следующим образом: лист бумаги расчерчивается на 10квадратов. Дети называют по очереди любые слова, а взрослый фиксирует каждое слово в отдельном квадрате с помощью соответствующего рисунка. Когда таблица будет целиком заполнена, можно приступать к сочинению рассказов, в которых каждая последующая картинка выступает отправным, но связующим звеном в придумывании последующих сюжетных событий.

Ноябрь 2 неделя

Тема: Дидактические игры « Что ты видел?» « Сколько каких предметов?» «Дорисуй, что отгадал?»

Цель: Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности.

Ноябрь3 неделя

Тема: Составление описательного рассказа об игрушках.

Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы.

Ноябрь 4 неделя

Тема: разучивание стихотворения «Мишка, мишка, лежебока», В. Берестова.

Цель: упражнять детей в умении заучивать стихотворение и рассказывать его наизусть по схеме-модели.

Мишка, мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал

И на елку не попал,

И на санках не катался,

И снежками не кидался.

Все бы мишеньке храпеть!

Эх ты, мишенька-медведь!

Декабрь 1 неделя

Тема: Составление описательного рассказа по мнемотаблице.

Цель: Развивать умение составлять предложения, используя образные слова и выражения учить придумывать рассказ, используя экспресс – таблицу развивать речевую активность детей.

ВРЕМЯ ГОДА - Зима: Описание «Экспресс» - таблицы. Буква «З» - обозначает что? (настала зима) Тучка – небо скрыто темными тучами. Снежинки – часто идет холодный снег. Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице. Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу. Коньки, санки – катаются на коньках и санках

Декабрь 2 неделя

Тема: Самостоятельное составление мнемосхемы разучивание стихотворения.

Цель: формировать у детей интерес к заучиванию стихов.

Раз два три четыре пять

мы идем во двор гулять,

бабу снежную слепили,

птичек крошками кормили,

с горки мы потом катались,

а потом в снегу валялись,

а потом домой пришли,

суп поели, спать легли.

Декабрь 3неделя

Тема: Дидактическая игра «Нарисуй, что ты видел»

Цель: Продолжать развивать зрительную память детей,

Создавать образы на основе схематического изображения

Дидактическая игра» Мое любимое животное"

Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, предложенной воспитателем.

Декабрь 4 неделя

Тема: повтор стихотворений

Цель: вспомнить стихи по схеме.

-«Мишка, мишка, лежебока», В. Берестова.

-Раз два три четыре пять мы идем во двор гулять…

Январь 2 неделя

Тема: Творческие сказки «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».

Придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Январь 3 неделя

Тема: Составление описательного рассказа «Расскажи-ка о посуде»

Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о посуде с помощью мнемотаблицы.

Январь 4 неделя

Тема: Пересказ сказки "Заюшкина избушка"

Цель: усвоение модели пересказа.

Февраль 1 неделя

Тема: Дидактические игры «Какого предмета в ряду не хватает» « Что появилось»

Цель: развивать зрительную память детей, обогащать и расширять словарный запас детей.

Февраль 2 неделя

Тема: разучивание стихотворения

Цель: упражнять детей в умении заучивать стихотворение и рассказывать его наизусть по схеме-модели.

Я сосульку не сосу, я ее домой несу

Стало ей от солнца жарко

Мне ее ужасно жалко

Пусть все лето Целый год

В холодильнике живет!

Февраль 3 неделя

Тема: Составление рассказа «Цветные сказки»

Цель: развивать речевую активность детей

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Воспитатель показывает цветные полоски , Дети выбирают цвет (зеленый, розовый желтую и т.д.) дети называют что может быть этим цветом и придумывают сказку (зеленую, розовую желтую )

Февраль 4 неделя

Тема: разучивание стихотворения

Цель: упражнять детей в умении заучивать стихотворение и рассказывать его наизусть по схеме-модели.

У лисы в лесу глухом

есть нора – надёжный дом.

Под кустами колючий нагребает

листьев кучу. Спит в берлоге

косолапый, до весны сосёт там лапу.

Есть у каждого

свой дом.

Всем тепло, уютно

Март 1 неделя

Тема: Составление описательного рассказа по мнемотаблице.

Цель: Развивать умение составлять предложения, используя образные слова и выражения учить придумывать рассказ, используя экспресс – таблицу развивать речевую активность детей.

ВРЕМЯ ГОДА. Буква «В»- обозначает, что настала весна. Солнце – пригревает сильней и становится тепло. Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи. Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде. Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.

Март 2 неделя

Тема: повтор стихотворений «У лисы в лесу глухом»« Я сосульку не сосу, я ее домой несу»

Цель: Продолжать развивать память детей

Март 3 неделя

Тема: «Ты картинки рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи» (творческое рассказывание по предметным картинкам)

Цель: Продолжать учить придумывать сказки и истории, используя предметные картинки, развивать речевую активность детей,

используя образные слова и выражения, развивать фантазию.

Материал: набор предметных картинок, не менее 15штук.

«Ребята! Я знаю, что вы очень любите придумывать разные истории и поэтому я вам дарю волшебную шкатулочку. Она не простая, а по-настоящему волшебная. Вы сами можете в этом убедиться. Если положите в нее обыкновенные карточки с картинками, они станут волшебными и помогут вам сочинить любую историю.

Март 4 неделя

Тема: «Рассказывание по картинкам»

Цель развивать у детей умственную активность, сообразительность память внимание.

В качестве опоры для составления рассказов можно использовать так называемую «экспресс» - таблицу. Составляется она следующим образом: лист бумаги расчерчивается на 10квадратов. Дети называют по очереди любые слова, а взрослый фиксирует каждое слово в отдельном квадрате с помощью соответствующего рисунка. Когда таблица будет целиком заполнена, можно приступать к сочинению рассказов, в которых каждая последующая картинка выступает отправным, но связующим звеном в придумывании последующих сюжетных событий.

Апрель 1 неделя

Тема: дидактические игры «Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

Дидактическая игра «Скажи, какой?»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор» - «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец» - «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).

Апрель 2 неделя

Тема: Самостоятельное составление мнемосхемы разучивание стихотворения

Много игрушек в нашем саду

Наши игрушки стоят на виду.

Кот в сапогах, длинноухие зайки

и барабаны и балалайки

Куклы нарядные в платьях сидят

куклы на зайцев и мишек глядят

мы наши игрушки не бьем

не ломаем, их у друзей не отнимаем.

Апрель 3 неделя

Тема: Составление рассказа на тему «Профессии»

Цель: соотносить существительные с глаголом.

К этой игре надо подобрать картинки (фотографии) с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает.

-Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)

- А кто хлеб выпекает? (Пекарь.)

- Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

- Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)

- Кто ее продает, наконец? (Продавец.)

- К нам приходит с письмом. Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.)

- Служит дорогой отчизне Старший брат.

Охраняет наши жизни.

Он... (солдат).

Апрель 4 неделя

Тема: дидактическая игра «Что напутал Буратино?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.

Дидактическая игра» Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».

Ребенок: А у меня заяц.

— У медведя коричневая шубка.

— А у зайца белая.

— У медведя маленькие круглые ушки.

— А у зайца уши длинные.

Май 1 неделя

Тема: Приём «Оживление»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Представьте, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил. Выберите любой бытовой предмет и придумайте о нем веселую историю.

(Вариант) сказка о меле.

Май 2 неделя

Тема: Самостоятельное составление мнемосхемы разучивание стихотворения « Незабудки»

Цель: развивать у детей: мышление, внимание, воображение, память, самостоятельно составлять схемы.

Незабудки у собачьей старой будки.

Распустились незабудки.

Наш пушистый рыжий пес.

В незабудки тычет нос:

«Сколько жить на свете буду –

Незабудки не забуду!»

Май 3 неделя

Тема: Составление описательного рассказа по мнемотаблице.

ВРЕМЯ ГОДА Лето

Цель: Развивать умение составлять предложения, используя образные слова и выражения учить придумывать рассказ, используя экспресс – таблицу развивать речевую активность детей.

Описание «Экспресс» - таблицы.

Буква «Л» - настало лето. Солнце – ярко светит, греет, припекает. Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

2.10. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа с семьями воспитанников является одним из условий создания интегративного образовательного пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования, содействует увеличению результативности и качества образования и рассматривается в следующих направлениях:

Просветительская:

родительское собрание «Развитие речевого дыхания у дошкольников с использованием речевых упражнений»;

анкетирование «Развиваем речь детей».

Консультативная:

групповые и индивидуальные консультации.

Информационная:

индивидуальные беседы;

консультации для родителей;

создание папок-передвижек.

Целью взаимодействия педагога с родителями проявляется в повышении речевой активности детей через взаимодействие с родителями.

Список используемой литературы и электронных ресурсов

Лебедева Л.В. «Обучение дошкольников

перессказу

. Подготовительная группа». –

М.,Центр

педагогического образования, 2016.

Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.

«Развитие речи детей 5-7 лет, з-е изд.,

дополн

. / Под ред. О.С. Ушаковой

.-

М.: ТЦ Сфера, 2014.-272с. – (Развиваем речь).

В.В.Гербова

, «Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-112с.

Н.Л.Шестернина

«Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов, Мир животных. Мир человека. Времена года». – М.: Школьная книга, 2017.

В.В.Гербова

, «Развитие речи в детском саду: Младшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-96с.

В.В.Гербова

, «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-80с.

В.В.Гербова

, «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-144с.

Большакова Т. В. Учимся по сказке. -

Спб

, 2005.

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.

Широких

Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – 2009. 

https://infourok.ru/innovacionniy-obobschenniy-pedagogicheskiy-opit-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-detey;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/innovatsionnyy-obobshchennyy-pedagogicheskiy-opyt-ispolzovanie-priemov;

https://infourok.ru/innovacionniy-obobschenniy-pedagogicheskiy-opit-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-detey;

https://infourok.ru/obobschenie-opita-na-temu-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-doshkolnikov;

https://infourok.ru/opit-raboti-na-temu-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-obuchenii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pereskazu;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/innovatsionnyy-obobshchennyy-pedagogicheskiy-opyt-ispolzovanie-priemov;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/04/obobshchenie-opyta-na-temu-mnemotablitsy-kak-sredstvo;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/12/08/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta;

http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1957; http://raguda.ru/ds/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-po-razvitiju-rechi.html;

https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/7882-ispolzovanie-mnemotekhniki-dlya-povysheniya-urovnya-svyazannogo-rechevogo-razvitiya.html

http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n

https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-svjaznoi-rechi-doshkolnikov-sredstvami-priemov-mnemotehniki.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/01/19/mnemotehnika