ПАСПОРТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА
« ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ «, «МИНИ – ЛАБОРАТОРИИ «ЗАЙКИ-ЗНАЙКИ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЛЮБОЗНАЙКИ »
Воспитатели: Ковалевская Н.О.
Соколова Т.А.
Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Задачи:
- формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
- развивать поисково – познавательную, интеллектуальную активность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Место расположения-игровое помещение, имеется естественное освещение.
Центр опытно – экспериментальной деятельности состоит из 6 зон:
1 зона – мини - лаборатория «Зайки-Знайки».
Вас здесь встречает Зайка-Знайка
Он хозяин этой лаборатории.
Нам помогает знания добыть,
На все "почему" ответ получить,
Введение мультипликационного персонажа превращает занятия в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
- специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки, магниты);
- природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);
- утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
- приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);
- медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
- мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
- технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:
- «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);
- «Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
- «Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок, т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);
- "Звук" (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств звука);
- "Запах" (освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);
- «Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.
В мини - лаборатории находятся:
коллекции: семян, тканей, ниток, ракушек, камней;
модели:
- календарь природы (времена года), дни недели;
- календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;
- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
Все алгоритмы распределены по блокам.
2 зона - уголок природы.
В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
Есть тематические альбомы:
- мир аквариума
- птицы
- комнатные растения,
В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа это тоже объект исследования.
3 зона – «Любознайка»
Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы.
В центре есть правила работы с материалами : условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации)
4 зона – центр «Хочу всё знать»
Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем», атласы, альбомы - картинки:
- времена года,
- деревья,
- растительный мир, грибы,
- природные явления,
- насекомые,
- птицы,
- животные жарких стран,
- домашние животные и птицы,
- дикие животные,
- животные Севера.
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
5 зона - наша игротека
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Создана картотека игр: -"Кто где живет?", "О животных", «О растениях», "Хочу все знать!", "Ассоциации", "Зоологическое лото", , "Большие и маленькие", "Кто чем питается", "Как растет живое", "Кто как появился", "Что из чего сделано", "Времена года", "Тело человека», «Цветные бомбощки» и много других.
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
6 зона - «Огород на окне»
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких исследователей и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.