«Патриотическое воспитание у детей
старшего дошкольного возраста».
Выполнила воспитатель:
Еремина Светлана Александровна
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.
В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение. Патриотическое воспитание ученые понимают как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью».
Чувство патриотизма очень тесно связано с содержанием общественной жизни. К проблемам воспитания молодого поколения на принципах патриотизма в разное время обращались многие педагоги, как А.С. Макаренко, С.Ф. Русова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях настоящего времени. Патриотами не рождаются, ими становятся. Важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Чувство патриотизма у ребенка дошкольного возраста проявляется в потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Ребенок начинает понимать и проявлять такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Основными направлениями патриотического воспитания детей являются: формирование представлений о семье – семья, род и родословная; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о родном крае. Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям.
Педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников имеет интегративный характер. Формы взаимодействия детского сада с детьми и их родителями в настоящее время разнообразны. Планируя свою работу с детьми, педагоги применяют следующие формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, игры, викторины. В последнее время актуально стало использование в работе проектной технологии.
Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. Именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Также немало важным в педагогическом процессе является взаимодействие с семьей воспитанников, привлечение взрослых в совместной деятельности. Особенное значение в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи нужно объяснять и прививать чувства сопричастности к малой Родине, постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и прочее.
Достижения в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами педагоги и родители будут знать и любить историю своей Родины. Никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет любить и гордиться своей страной, своим народом, своим городом.
Работая по данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи:
- формировать у детей чувства любви к своему родному краю;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
-знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
При реализации проекта педагоги работали по следующему плану:
- Изучили тематику проекта, подобрали необходимую литературу, подготовили предметно-пространственную развивающую среду.
- Вводили детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Создали игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Заинтересовали каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.
- Рассматривались все предложенные детьми варианты решения проблемы:
- Развивали творческое воображение и фантазию детей.
- Вовлекали родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включала в себя следующее:
- подготовку педагогического коллектива;
- работу с детьми;
- работу с родителями;
- оснащение развивающей среды;
- взаимодействия с социумом.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с дошкольниками как: досуги, театральные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия.
В основу работы с детьми были положены следующие принципы:
- учет возрастных особенностей;
- учет индивидуальных особенностей;
- принцип коллективизма;
- принцип сотрудничества;
- принцип уважительного отношения к личности ребенка;
- принцип на положительную ориентацию.
Использование проектной технологии в системе нравственно-патриотического воспитания позволило сочетать интересы всех участников образовательного процесса и решить задачи по воспитанию у детей чувства патриотизма, любви и привязанности к семье, родному дому, городу; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому развитию любознательности в процессе совместных мероприятий; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является актуальным для всех участников педагогического процесса. В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. - 252 с.
2. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.
3. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок». – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – С. 10-13.
5. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского – Дрогобыч: Возрождение, 2001. – 268 с.