Патриотическое воспитание как фактор социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на примере деятельности

военно-патриотического клуба «Барс»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация детей предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Целью дополнительного образования является охват детей разных категорий, в том числе и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Эти дети, зачастую оказываются объективно не готовы самостоятельно включаться в мероприятия, проекты, программы, формы дополнительного образования, в том числе, в те, которые по своему содержанию и основным используемым методам могли бы значительно содействовать преодолению психологических, познавательных, ценностных, компетентностных, психофизических проблем и дефицитов, и сформировать на этой основе позитивную жизненную стратегию.

Исходные психологические особенности, установки, уровень актуальных познаний и сформированности конкретных мыслительных способностей и способов организации собственной деятельности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не позволяют им автоматически освоить предлагаемое образовательное содержание и войти в соответствующие образовательные форматы. Для значительного количества таких детей актуальной оказывается задача получения хотя бы базовых знаний и освоения базовых интеллектуальных операций, а также освоения базовых навыков самоконтроля и самоуправления. В целом, значительное количество детей, относящихся к данной категории, расценивают дополнительное образование как нечто, либо недостойное их, либо, наоборот, заведомо предназначенное для детей «с более высоким социальным статусом».

Успешная социализация детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и обеспечение для них возможности достигать образовательных результатов, сопоставимых с результатами их сверстников, требует разработки, внедрения, организационно-управленческого поддержания специализированной системы мер, которая бы обеспечивала:

- решение образовательных и развивающих задач, специфически актуальных для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- включение детей данной категории в единый образовательный процесс с их сверстниками, в том числе, в систему общения и продуктивного взаимодействия, с возможностью получить столь же значительные образовательные результаты, как и у сверстников.

На базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Хакасия «Республиканский центр дополнительного образования» создан Регионального центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» при нем в январе 2022 году организован Военно-патриотический клуб «Барс», который является сердцем активной жизни молодежи.

Целью и задачами деятельности Центра являются обеспечение благоприятных условий для повседневного пребывания в нём подростков и молодежи; организация комплекса мероприятий по гражданскому, духовно-нравственному, патриотическому и общественно-активному воспитанию; развитие творчества, привлечение к занятию физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни.

Целевая группа воспитанников военно-патриотического клуба - подростки от 12 до 17 лет включительно, среди которых дети, находящиеся в ТЖС (53%, которые проживают в городе Абакан). Занятия в клубе проходят 3 раза в неделю: физическая подготовка, обучение навыкам рукопашного боя, военная, строевая, туристическая и медицинская подготовка, история России и Вооруженных сил. Основной концепцией деятельности является создание условий для всестороннего и героико-патриотического развития подростков.

В Клубе ведется работа по направлениям:

- спортивно-прикладное - физическая подготовка, изучение техники рукопашного боя, строевая подготовка;

научно-историческое

- изучение истории России, Вооруженных Сил и родного края, посещение музеев и выставок, поисковая и просветительская деятельность: проведение классных часов для учащихся образовательных организаций района;

туристическое

- приобретение основных навыков туризма. С целью развития туризма специалисты клуба организовывают для ребят туристические походы

, в которых воспитанники не только отдыхают, но и проходят "Школу в

ыживания в экстремальных условиях" (в

2023,

202

4

г. были проведены сборы Регионального центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» Республики Хакасия «

Ергаки

2023,

202

4

»;

- добровольческое - участие во всероссийских, региональных, районных добровольческих акциях патриотической направленности, а также участие в мероприятиях Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»

- участие в деятельности детских и молодежных общественных организациях.

Воспитанники Клуба принимают участие в мероприятиях и акциях патриотической направленности:

Памятные мероприятия и концертная программа, посвященная Дню памяти о россиянах, исполнявших воинский долг за пределами Отечества. Акция «Живые цветы памяти».

Памятные мероприятия, посвященные 77-ей годовщине Победы в

Великой Отечественной войне. Акция «Венок Памяти». Патронаж ветеранов во время Парада. Акция «Бессмертный полк».

Добровольческая акция «Георгиевская ленточка».

Всероссийская акция «Мы - граждане России!», посвященная Дню России.

Всероссийская мемориальная акция «Свеча памяти».

Памятные мероприятия, посвященные началу Великой Отечественной войны.

Районный День призывника.

Мемориальная акция «День неизвестного солдата».

Районный юнармейский военно-полевой сбор.

Районный юнармейский смотр строя и песни.

Акции и классные часы, посвященные Дню Героев Отечества.

Воспитанники клуба несут почетный караул на Посту № 1 у Вечного огня.

Ребята принимают активное участие в акциях и мероприятиях, направленных на популяризацию здорового образа жизни: во Всероссийском дне бега «Кросс нации», велопробегах, забегах спортсменов, роллеров, лыжников и др.

Важным направлением деятельности является работа с ветеранами: патронаж и сопровождение ветеранов во время митингов и Парада Победы 9 мая; посещение и оказание посильной помощи нуждающимся, поздравление ветеранов с Днём Победы, годовщиной Сталинградской битвы и прочее.

Важный принцип военно-патриотического воспитания - наставничество, которое является одним из самых результативных способов работы с детьми и молодежью. Это не только передача опыта, но и постоянное взаимодействие, участие в жизни подростка, которое позволяет ему раскрыться, реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал, найти себя и определиться с будущей профессией. Поэтому особенно важно создать условия, организовать правильную среду, способствующую максимальному раскрытию их потенциала.

Материально-техническая база Регионального центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» Республики Хакасия», методические наработки и опыт работы наставников - преподавателей являются основой успеха и популярности Клуба.

Посещение Клуба не является обязательным, - это осознанное решение его участников. Здесь они находят позитивное окружение и имеют возможность обучаться у наставника, имеющего огромный опыт и знания. Немаловажен и тот факт, что зачастую юноша-подросток окружен в жизни только женщинами (мать, бабушка, учителя) и лишен возможности мужского общения. Военно-патриотический клуб в таком случае становится тем самым местом, где подросток получает недостающее мужское воспитание, положительный пример общения с мужчинами, мужской коллектив.

Многие юноши сейчас очень ответственно подходят к предстоящей службе в рядах Вооруженных Сил и уделяют большое значение подготовке к службе. Именно Клуб и опытный наставник дают будущему новобранцу возможность получить необходимую подготовку, определиться при выборе военной профессии.

Еще один вид наставничества - это сотрудничество с ветеранскими организациями района и организация встреч с офицерами запаса, воинами, прошедшими Афганистан и СВО, военнослужащими, участвовавшими в ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле. Такие встречи - это не только возможность лично познакомиться с людьми, творившими историю страны, но и возможность для подростков понять глубину таких понятий как «долг» и «патриотизм».

Тесная связь с ветеранскими организациями района, участие в мероприятиях и акциях гражданско-патриотической направленности и постоянная систематическая работа наставников, включение подростков в наставническую деятельность - все это основы, на которые опирается патриотическое воспитание. Жизнь ставит новые задачи. Мы оказались в центре самой настоящей войны. Вот только она ведется не пушками и ракетами, а словом. Словом, можно ранить и вылечить, поэтому нужно растить таких молодых людей, которые будут готовы отличить правду от лжи и всегда оставаться верными своему Отечеству. Нужно воспитать мужественных, здоровых и смелых людей, готовых учиться и работать на благо Родины, а не смотреть в сторону эмиграции в призрачно лучший западный мир. Правильно воспитанная молодежь должна стать на защиту своей семьи, родного края и государства. В свете подобных задач заметно возрастает роль правильного военно-патриотического воспитания молодежи. Именно это воспитание внесет вклад при подготовке сильных и умелых защитников России.