Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«Духовно-нравственные ценности дошкольного образования от «А» до «Я» - от поколения к поколению"
Выполнила:
воспитатель первой квалифицированной категории
Пирогова Оксана Петровна
Санкт-Петербург
2024г.
Проблема
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.
Актуальность
В соответствии с современными тенденциями развития политической ситуации в стране, с актуальностью проблемы решения задач становления гражданской идентичности в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обозначенных ФОП ДО возникает необходимость разработки содержательных и технологических аспектов приобщения воспитанников ДОО к национальным ценностям.
Отличительная особенность актуальности— воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Родине. Главный акцент на воспитании интернациональных чувств: уважение к людям других национальностей, вероисповеданий, к их культуре и традициям. И каким будет будущее наших детей, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Поэтому, на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Содержание духовно-нравственного воспитания проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе,
во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного
воспитания детей решаются интегрированно в ходе освоения всех
образовательных областей наряду с темами, отражающими специфику
каждой образовательной области.
Темы определяются потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию. В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка. Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», - сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.
Народный праздник является и своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Последние годы мы постепенно вспоминаем нашу национальную культуру и по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все самое ценное из своих культурных достижений. Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость.»
А. С. Макаренко.
Пояснительная записка.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, которое ставило перед собой основную цель – воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, уважительным, ответственным.
Под «духовно-нравственной сферой личности ребенка» понимаем область развития личности, предусматривающую собой совокупность её содержательных характеристик: развитие нравственных чувств, становление нравственного убеждения и нравственной позиции, формирование нравственных привычек, умений и навыков поведения. Это и процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознание психических процессов и состояний, эмпатийности).
Проблемами духовно-нравственного развития уделяли и уделяют многие педагоги. По мнению В.А. Сластенина нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
С.А. Козлова результатом духовно-нравственного развития считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В целом, как показывают исследования Л.В. Коломийченко, Р.С. Буре, и др. эффективность духовно-нравственного развития во многом зависит от реализации комплексного подхода в решении воспитательных задач, от правильной организации совместной деятельности детей, от умелого и адекватного сочетания педагогических средств и методов.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников является воспитание личностных качеств, социально-педагогическая поддержка на данном этапе становления и развития нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Главной задачей детского сада является формирование основ духовно-нравственной личности с формированием активной жизненной позицией, творческим отношением к окружающему миру сформирована на раннем этапе развития ребенка.
Решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи, педагогов ДОУ, специалистами, социальными учреждениями и учреждениями дополнительного образования.
Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований, образцов поведения на основе подражания, ограничений. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за передачу ценностей. На современном этапе реформирования как никогда ранее дошкольного образования необходимо использовать комплексную систему нравственных и духовных взаимосвязей, основанных на правовых нормах. Основой такой системы является окружающая ребенка среда. Среда – это и социальные требования, культурные, экономические факторы и природные условия жизни людей.
Одним из разделов среды является этнокультурная часть воспитания ребенка дошкольника. Духовно-нравственное воспитание в условиях этнокультурной среды благоприятно влияет на все стороны взаимоотношений ребенка с миром: на психофизическое, этическое и эстетическое развитие, гражданскую позицию, патриотическую и семейную ориентацию.
Носителями культурных способов познания для ребенка дошкольного возраста являются члены его семьи. В семье ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с предметами окружающего мира, с людьми, природой. Принадлежность семьи к тому или иному этносу, соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу – условие стабильного и целостного существования семьи.
Традиционные ценности — это формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие своё уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Федеральная Образовательная программа дошкольного образования позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель проекта: - развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Задачи реализации проекта: -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; - уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; - формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям); -воспитание интереса и любви к культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм; - совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка; - формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей; -ориентирование семей на важность духовно – нравственного воспитания детей, формирование привычки готовиться и отмечать совместно с детьми православные календарные праздники - привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями, проведение русских народных и подвижных игр, совместное детско-родительское творчество, но и так же развивать желание детей проводить свободное время с интересом и пользой, реализуя собственные творческие потребности (чтение книг, рисование, пение и так далее). Поощрять желание участвовать в народных праздниках и развлечениях.
Участники проекта: Воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Вид проекта: – по доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
По времени проведения: долгосрочный (9 месяцев) Сентябрь -декабрь-(2022г.) Январь-май (2023г.)
Основные формы организации проекта:
Для детей:
Наглядный метод: чтение педагогом рассказов с показом демонстрационного материала; наблюдения; показ сказок педагогами, детям; рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин; проведение дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирование сказок.
Словесный метод: чтение литературных произведений; чтение стихотворений детьми; беседы с элементами диалога, в обобщающих рассказах воспитателя; ответы на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижных), сюжетно-ролевых, дидактических, игр драматизации и др.; чтение литературных произведений вне НОД; сообщение дополнительного материала воспитателем; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтение литературных произведений родителями.
Словесно-образный метод: - чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; - загадывание и отгадывание загадок; - рассматривание наглядного материала; - рассказы детей о своих впечатлениях; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; - чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией; - ответы на вопросы педагога, детей; - проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, народные игры, обряды); - сообщения дополнительного материала воспитателем; - рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; - разбор житейских ситуаций; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод: организация продуктивной деятельности дошкольников; проведение игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки); пошив кукол к сказкам; организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин; проведение экскурсий различной направленности; организация вечеров с родителями; изготовление детьми наглядных пособий для НОД.
Для родителей: анкетирование; организация работы клубов «Моя любимая страна», совместные праздники и развлечения, творческие конкурсы и выставки, создание альбомов «Моя семья», «Мой любимый питомец» создание мини брошюры «Традиции моей семьи».
Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:
1. Здоровьесберегающие технологии: Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз.
2. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
3. Сказкотерапия.
4. Коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика)
Программно-методическое обеспечение реализации проекта:
Примерная общеобразовательная программа
«От рождения до
школы»
под
редакцией
Вераксы
Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Волобуева, Л. Вопросы нравственного воспитания в
педагогических концепциях / Л. Волобуева, Е Авилова // Дошкольное
воспитание. - 2013. - №3. - С. 88-92
Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.П.
,
Саморуковой
. – М.: Просвещение, 2014. – 456 с
Майская Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в
условиях современного общества / Т.Н. Майская // Сборник статей и тезисов /
Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. – Архангельск: КИРА, 2009. – 444 с.
Книги:
1 Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. – М.1996- 109 с.
2. Т.И., Михайлова, З.А. Бабаева
3. Методические советы к программе «От рождения до школы» План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.
Автор: Н.Е. Веракса -издательство: Мозаика-Синтез
4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
5. Г.М.Науменко «Сказки о народных праздниках, обрядах и временах года».
6. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. - Гальцова Е. А., Дюрлюкова О. А., Кузнецова Е.М. и др.
Издательство Учитель, 2013
Серия Образовательное пространство ДОО.- (Из опыта работы по программе «От рождения до школы»
Наглядно-дидактические пособия:
Демонстрационный материал «Народы России и ближнего зарубежья. Картотека предметных картинок «Народные промыслы»
Картотека предметных картинок «Народный костюм в культуре народов России»
Демонстрационный материал «Дымковская игрушка»
Картотеки:
1. Пальчиковая гимнастика (картотека)
2. «Гимнастика для глаз»
Материально-техническое: Аудио - и видеотека, книги по теме, книжки - панорамы, альбомы, раскраски по теме.
Картинки, иллюстрации, репродукции картин, мнемотаблицы и мнемодорожки, бумага, карандаши, акварельные краски, гуашь, фломастеры, ножницы, оборудование и атрибуты для экспериментирования, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр.
Планируемые результаты
Качество дошкольного образования – комплексная характеристика, выражающая степень его соответствия с ФОП и ФГОС ДО, одна из главных функций которого – быть ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.
Дети:
- воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек;
- имеют начальные знания об истории родного города, могут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины, знают символику родного города, умеют объяснять её;
- имеют опыт совместной деятельности с родителями;
- узнают и называют памятники родного города, называют их местонахождение; - сформированность интегративных качеств в соответствии с ФОП: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый,
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, воспитанный на добрых чувствах – доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботы о близких людях (матери, бабушке, дедушке, младших братьях и сестрах и т.д.).
- освоят доступные знания о родной стране, её истории и традициях.
- приобретут навыки социального общения с взрослыми и сверстниками.
- научатся выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- будут проявлять чувство толерантности по отношению к окружающим.
Педагоги:
- повысится компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
- обновится содержание работы с родителями через клубное движение.
Родители: данный процесс реализации проекта будет способствовать:
- повышению педагогической культуры родителей, установлению с ними доверительных и партнёрских отношений.
- активное участие в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Духовно-образовательное.
2. Воспитательно-оздоровительное.
3. Культурно-познавательное.
4. Нравственно-трудовое.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный (разработка проекта),
срок с 01.09.2022 г. по 01.10.2022г.
Деятельность педагогов:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы,
иллюстративного материала;
- подбор материалов для опытно-экспериментальной деятельности;
- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для театрализованной и игровой
деятельности.
Совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую
по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- определение круга актуальных и посильных задач.
II этап – практико-ориентированный (реализация проекта), срок с
01.10.2022 г. по 31.05.2023 г.
– Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности
педагогов, детей и их родителей.
– Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации
различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
III этап – заключительный (обобщающий),
срок с 30.04.2023 г. по 31.05.2023 г.
- Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных
результатов;
- Обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
- Обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
- Семейные традиции – фактор приобщения ребенка к народной культуре.
- Установка на принадлежность ребенка к определенной социально-культурной группе. Национальная и культурная идентичность в сочетании с уважительным отношением к другим культурам.
- Духовно-нравственное воспитание с использованием фольклора, предметов народного искусства, национальные, гражданские и патриотические традиции.
- Внутренняя позиция личности ребенка. Осознание своего «Я», полоролевая идентификация, социальное поведение в соответствии с нормами морали и согласованность оценок взрослых и самооценки самого ребенка.
-Создана этнокультурная среда в ДОУ: музей народного быта «Русская изба»; детские народные костюмы; книги по народоведению; подлинные изделия народных мастеров: (Дымка Хохлома, Гжель, , изделия из бересты), развивающие народные игры; альбомы по декоративно-прикладному искусству; уголок геральдики (карта России с фотовыставкой); иллюстрации народных костюмов, праздников, сказок, потешек; сборники народных песен, игр с пением, хороводы; картотека народных игр для мальчиков и девочек (подвижные, словесные, настольно-печатные, дидактические и т.д.); мини- музей обрядовой куклы (оберег группы); пополнены и обновлены детские народные музыкальные инструменты .
Ожидаемый результат:
для детей: - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития; - пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; - формирование чувств национального достоинства; - развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом; - развитие интереса и любви к культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
для педагогов: - совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда; - объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре. - разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей: - реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей; - объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей; - создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Перспективный план работы проекта
2022-2023гг. «Духовно-нравственных ценностей от А до Я, от поколения к поколению"
№
Содержание
Сроки
Ответственный
Подготовительный этап
Работа с детьми
1
1 сентября-«День знаний Развлекательно-игровая программа «В гостях у Незнайки»
Диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ по направлению духовно – нравственное воспитание.
сентябрь
воспитатель
2
Показ презентации «Народные традиции» Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
сентябрь
воспитатель
3
Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта.
сентябрь
воспитатель
4
Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры, «Русский народный костюм»
сентябрь
воспитатель
5
Развлечение для дошкольников «Моя семья»
сентябрь
воспитатель
Работа с участниками проекта
1
Разработка плана мероприятий
сентябрь
воспитатель
2
Создание необходимых условий для реализации проекта.
сентябрь
воспитатель
3
Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»
сентябрь
воспитатель
4
Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»
сентябрь
воспитатель
Работа с родителями
1
Информация на стенде. Знакомство родителей с целью и задачами проекта.; Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; Тематическое родительское собрание «Воспитание школьника», «Свободное время ребёнка»
2
Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Русские народные игры», «Русский народный костюм», «Игры в русской избе, Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта» «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».
сентябрь
воспитатель
3
Папка-передвижка «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребёнка!»
сентябрь
воспитатель
Практический этап
Работа с детьми
1
Показ презентации «Народные традиции» Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
Праздник «Золотая осень»
октябрь
Воспитатель,
Воспитатель,
музыкальный руководитель
2
«Моя семья»- Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта; Рисование на тему: «Моя семья»
октябрь
воспитатель
3
Русские народные промыслы- беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, игрушками.
Дидактические игры «В русской горнице», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?
Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности: «Дымковские игрушки»; «Хохлома»; «Гжель»; «Городец».
октябрь
воспитатель
4
4 ноября- «День Единства»
Беседа «Государственный флаг РФ»
16 ноября -Международный день толерантности –
Развлечение «Калейдоскоп народных игр»
Ознакомление с устным народным творчеством (сказки, заклички, потешки, пословицы, поговорки);
Инсценировки по русским народным сказкам «Дядя Миша» и др., моделирование сказок.
Организация сбора экспонатов для создания музея русского народного быта.
«Мир старинных вещей»: знакомство с жилищем, бытом русского народа.
Оформление макета «Русская изба»
Чтение произведений по теме Рассматривание репродукции картин Д/и «Достань и назови», «Разрезные картинки», д/и «Скажи иначе» Речевые игры: «Сложи цепочку» (образование родственных слов); Пальчиковая гимнастика «Семья» Пальчиковая игра «Дружная семья»
ноябрь
воспитатель
1
Ролевая игра «Оденем русский национальный костюм»
декабрь
воспитатель
2
Продуктивная деятельность Рисование «Укрась русские сапоги»
Игра-обсуждение «Взаимоотношения»
«Русский народный фольклор»- разучивание песен и потешек.
Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
Чтение русских народных небылиц, прибауток, частушек, считалок, сказок.
Просмотр видео ролика «Зимние пейзажи»
Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником.»
Выставка поделок
«Лучшая новогодняя игрушка»
Организация конкурса творческих работ «Что такое
Новый год». (вместе с родителями).
«Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку»
декабрь
воспитатель
1
Русские народные игры «Горелки», «Рыбаки и рыбы», «Гори - гори ясно» «Змейка»
Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
январь
воспитатель
2
«Традициями и обычаями народа»
разучивание стихов.
Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Тематическое развлечение «Колядки».
январь
воспитатель
3
Этические беседы на основе просмотра сказки «Двенадцать месяцев»
январь
воспитатель
1
Оформление фотоальбома «Наши праздники».
Речевые игры:
«Кому что нужно»;
«Кто что делает»
февраль
воспитатель
2
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»
Слушание в записи былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Никите Кожемяке
февраль
воспитатель
3
Беседа Государственные символы России: герб, гимн, флаг.
Викторина «Что мы знаем о нашей Родине»
февраль
Воспитатель
4
«Наша планета – Земля», «Кто такие военные», «Найди картинку», «Самолеты»; Занятия, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, рассматривание картин «Защитники Отечества».
Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о ПДД, формировать патриотические чувства, представление о том, что такое малая родина.
Тематический вечер «Наша Армия всех сильней» Спортивные состязания.
февраль
Воспитатель
5
Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы; Рисование: «Встреча весны» Русский народный православный праздник «Масленица» Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».
февраль
Воспитатель
1
Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
март
Воспитатель
2
Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро»
март
Воспитатель
3
Раскрашивание раскрасок «Народные костюмы» Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
март
Воспитатель
4
«Составь рассказ» (составление рассказа «Моя семья» с опорой на серию картинок) Пальчиковая гимнастика «Гости»
март
Воспитатель
5
Лепка из соленого теста «Оладушки для любимой бабушки»; Выставка детских рисунков: «Моя мама»
Занятия, беседа о Международном Женском Дне, рассматривание иллюстраций, картинок; Чтение стихотворений о маме, разучивание песен, утренник для мам и бабушек. Аппликация: «Открытка для мамы», «Букет цветов».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья»; Рисование: «Это я», «Моя семья».
март
Воспитатель
1
«У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)
Ярмарка народных подвижных игр.
Исследование характерных особенностей русских национальных костюмов.
Беседа на тему: «Человек на Луне» (рассказы о космонавтах) Квест-игра «Мы будущие космонавты»
апрель
Воспитатель
2
Подготовка к православному празднику «Светлая Пасха» (рассказ воспитателя «Вербное воскресенье»
апрель
Воспитатель
3
Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне
апрель
Воспитатель
4
Просмотр презентаций «Самое-самое в Пасхе», «Церкви и храмы на Руси», просмотр мультфильмов о Пасхе, истории возникновения праздника)
Развлечение «Пасха».
апрель
Воспитатель
1
Беседа «День Победы».
Разучивание стихов, песен, инсценировок. Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.
май
Воспитатель
2
Рассказы, видеоролики детям о войне, о победе русского народа над фашистами. Инсценировка «Дети-военных лет»
Беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий и картин о войне; рассматривание фотографий памятников в нашем городе.
Выступление перед детьми других групп на празднике «Во имя жизни»
май
Воспитатель
3
Игра «Кого разбудило солнышко?»
май
Воспитатель
4
Совместное мероприятие с родителями «Калейдоскоп народных традиций»
Составление рассказа «Любимые праздники моей семьи»
Ярмарка народных подвижных игр.
Беседа на тему: «Летние праздники».
Рисование по мокрому «Красота родного края»
Просмотр фильма «Праздник великой Троицы»
Выставка рисунков «День защиты детей»
Диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ по направлению духовно – нравственное воспитание. по теме проекта за период с 01.09.2022. по 31.05.2023.).
май
Воспитатель
Работа с участниками проекта
1
Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»
2
Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»
Работа с родителями
1
Вовлечь родителей в образовательную деятельность духовно-нравственному воспитанию детей.
октябрь -май
воспитатель
2
Рекомендации для родителей на тему прогулок по родному городу. Среди них: посещение парков, стадионов, музеев, мест связанных с жизнью великих людей и земляков. Предоставляются от родителей фото, посещения интересных мест, как провели выходные дни. Оформлен альбом «Любимые места Санкт-Петербурга»
ноябрь
воспитатель
3
Информация на стенде «Прочитайте с детьми!», «В рамках реализации проекта»
декабрь
воспитатель
4
Папка-передвижка «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребёнка»!
февраль
воспитатель
5
Особого внимания в работе с родителями требует тема «Родная природа». «Воскресные прогулки в природу»
март
воспитатель
6
Совместная работа с детьми- разучивание вместе с детьми примет, пословиц и поговорок;
Рекомендовано родителям почитать книги по нравственному воспитанию Воронковой Л.Ф., Чуковского К.И., Бианки В.В., Маршака С.Я., Акима Я.Л., Успенского Э.Н.;
Призываем родителей проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, например: осенняя фантазия, новогодний праздник, День защитника Отечества, «Встреча весны» -фольклорный праздник, день Победы, день Отца.
Помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают знания о культуре и предметах народно – прикладного творчества. С помощью родителей, мы делаем в группе папки с демонстрационным материалом «Знакомство детей с музыкальными инструментами», «Защитники Родины в народных сказках и былинах»; «Знакомство детей с предметами русского быта»,
октябрь-май
воспитатель
7
Составление папки совместно с родителями «О семьях нашей группы»: семья, девиз семьи, любимые занятия. Создана стенгазета «Папа, мама, я-спортивная семья»
апрель-май
Воспитатель.
Заключительный этап
Работа с участниками проекта
1
Оформление мини-музея «Русская изба»
май
воспитатель
2
Журнал для родителей «Природа родного края»
Работа с родителями
1
Изготовление книжки –малышки (сказки, придуманные детьми совместно с родителями)
май
2
Итоговое мероприятие: презентация развлечения «Калейдоскоп народных традиций»
май
воспитатель
Ресурсы интернета:
Развивающий мультфильм для детей.
Картотеки: 1. Пальчиковая гимнастика (картотека)
2. «Гимнастика для глаз»
Наглядно-дидактические пособия:
1. Комплект тематических наглядных материалов «Красота народного костюма»
2. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о культуре русского народа. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2016 г 3. Наглядно-дидактическое пособие Э. Емельянова «Как наши предки выращивали хлеб».
Литература:
1. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л.В. Кокуева. – АРКТИ, 2005. – 144 с.
2. Корепина Л. Ф. Наблюдение дошкольников над авторскими словами в процессе слушания художественного произведения - Соврем. тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 1/7. – С. 56-60
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992 Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.
4.. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»). Волгоград, 2006.
5. Киселева А.С. Народные традиции как средство духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста - Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016.
6. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры- М.: Издательский дом «Покров», 2004.
7. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт.-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 8 Авторы: Помораева И. А., Позина В. А. Серия: «От Рождения до школы» Производитель: МОЗАИКА-СИНТЕЗ издательство.
9. Лескина И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников - Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 79-86
10. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград: Учитель, 2013.-231с
11. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М. ТЦ Сфера, 2013г. -176с.
12.Макаренко А.С. Книга для родителей - М.: «Педагогика», 1988;
13. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М: ТЦ Сфера, 2010.-160 с.
14. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
15. Космачева М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 2017. – №35. С. 91-93
16. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева 2012 Серия: Синяя птица.
17.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. Князева Щ.Л., Маханева М.Д.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
18. Интернет-ресурсы:
https://t.me/vsouzesdetstvom
https://vospitateli.pro/vz1
Краткое описание темы проекта
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры, качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Цель воспитания: воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение ислама в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, формирование представлений о формах семейного уклада. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.