Педагогический проект
?Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения?

Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
незнание дошкольниками элементарных правил;
стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада, но, как правило, воспитатели слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны ?взрослым? языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта. 
Объект изменений: познание младшими дошкольниками социальной действительности.
Предмет изменений: образовательная деятельность, направленная на формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Понятийный аппарат:
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:
Безопасное поведение – это умение правильно вести себя в разных ситуациях.
Безопасность дорожного движения – защищенность участников  движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
Водитель – человек, управляющий транспортным средством.
Дорога – часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Пассажир – человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход – человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход – место обозначенное для перехода через улицу.
Проезжая часть – часть дороги, предназначенная для движения транспорта. 
Транспортное средство – транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор – устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар – часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица – часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами (?зебра?, подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения – взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
Вид проекта: социально-значимый, практико-ориентированный, долгосрочный.
Анализ ресурсов

Внешние ресурсы
Внутренние ресурсы

Кадровый потенциал
Поддержка и сотрудничество с ГИБДД. 
Педагоги  других ДОУ .
Педагоги ДОУ
Специалисты
Медицинская сестра
Родители


Материально-техническое обеспечение
Оборудование уголков безопасности в группах
Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса

Приобретение необходимого дидактического материала
Создание видеотеки, картотеки по ПДД
Обеспечение условий для предупреждения травматизма
Создание ?Дорожки безопасности? на территории ДОУ
Создание игрового стенда ?Я – пешеход?


Специальные службы
ГИБДД
Специалисты


Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.
Задачи проекта: 
Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Закрепить знания детей о назначении светофора. 
Закрепить знание детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар).
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. 
Формировать сознательное отношение детей к соблюдению правил дорожного движения.
Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде. 
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Сроки реализации проекта:
Подготовительный?(аналитический) сентябрь – ноябрь;
Основной?(реализация намеченных планов) ноябрь - август .   
Заключительный?(подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) сентябрь – октябрь .
Этапы реализации проекта:
Содержание деятельности
Сроки

Подготовительный этап 


Изучение нормативно-правовой базы
Анкетирование родителей по проблеме
Информационный мониторинг (изучение работы ДОУ по данной проблеме)
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме
Сентябрь – октябрь.

Укрепление материально-технической базы
Приобретение пособий, новых игр
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с родителями на родительском собрании
Составление примерного перспективного планирования работы с детьми
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. ?Наш друг светофор?; ?Правила поведения на улице?; ?Правила езды на велосипеде?; Иванов А. ?Азбука безопасности?; Кривицкая А. ?Тайны дорожных знаков?, Серяков И. ?Улица полна неожиданностей? и т.д.
Изготовление с детьми и родителями атрибутов для сюжетно-ролевых игр: ?Полиция?, ?Механики?, ?Водители и пешеходы?
Родительское собрание ?Как знакомить детей с правилами дорожного движения?
В ходе реализации проекта

Основной этап
ноябрь - август .   

Экскурсия на центральную улицу города;
Экскурсия к пешеходному переходу с привлечением сотрудников ГИБДД;
Экскурсия по улицам города. 
?Случай на дороге? - адаптивная игра с сюжетно-ролевым действием
?Красный, желтый, зеленый? - физкультурное развлечение
Оборудование детской игровой площадки по Правилам дорожного движения.
Праздник-конкурс ?Дорожная азбука? с привлечением инспектора ГИБДД   
Освещение работы по проекту в средствах массовой информации. 
Дидактические игры: ?Светофор?, ?Угадай-ка?, ?Наша улица?, ?Виды перекрестков?, ?Поставь дорожный знак?, ?Это я, это я, это все мои друзья!?, ?Будь внимательным?, ?Правильно разложи?, ?Доскажи словечко?, ?Узнай по описанию?.
Подвижные игры: ?Пешеходы и автомобили?, ?Дорожные знаки и автомобили?, ?Светофор? и другие.
Сюжетно-ролевые игры: ?Путешествие по родному поселку?, ?Поездка домой на автобусе?, ?У бабушки в деревне?.
Отгадывание загадок.
Проведение тематических досугов и развлечений
Проведение бесед: ?Обязанности пешехода?, ?Твой приятель светофор?, ?Обязанности пассажира в общественном транспорте?, ?Мы пешеходы?, ?Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад?, ?Сигналы регулировщика?, ?Сведенья о дорогах?, ?Правила перехода улицы?, ?Дорожные знаки?, ?Правила поведения в общественном транспорте?
Изготовление учебно-дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, плакаты)
Альбом для рассматривания ?Знакомимся с правилами дорожного движения?
Альбом ?автотранспорт?
Конкурс детского рисунка ?Мой друг – светофор?
Проведение промежуточной и итоговой диагностики знаний и умений детей по правилам дорожного движения 
По плану педагога


Ноябрь 

Апрель 

Май 

Ноябрь .

В ходе реализации проекта


























Август 

В конце учебного года

Заключительный
Сентябрь – октябрь 

Проведение детско-родительской викторины ?Безопасность в наших руках? 
Проведение итогового родительского собрания по результатам работы над проектом 
Презентация проекта на МО воспитателей ДОО 
Сентябрь 

Октябрь 
Октябрь 




Основные направления реализации проекта
Профилактическое:
Обеспечение знаний о транспортной среде окружающего микрорайона;
Предупреждение попаданий детей в различные дорожные ситуации; 
Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий 
Организационное:
Организация предметно-развивающей среды в детском саду; 
Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики; 
Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий; 
Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов. 
Формы реализации проекта:
Занятия;
Беседы;
Оснащение предметно-пространственной среды;
Работа с родителями.
Механизм реализации проекта: 
В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий: 
картотека подвижных игр по ПДД;
картотека дидактических игр по ПДД ?Дорожная игротека?;
подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений; 
цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку; 
цикл консультаций для воспитателей ?Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД?.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и  правилах дорожного движения.
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Соблюдают элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;
Снизится процент  детского  дорожно-транспортного  травматизма с участием детей
Критерии оценки результатов реализации проекта
Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника:
Уровень сформированности представлений:
о транспортных средствах;
об улице (виды перекрестков);
о правилах перехода проезжей части.
Знание дорожных знаков:
предупреждающих;
запрещающих;
информационно-указательных;
знаков сервиса.
Уровень культуры поведения детей
на улице;
в транспорте.
Данные по результатам опроса детей заносятся в сводную таблицу.

Способы предоставления результатов
Наглядные пособия: игры, картотеки, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков. 
Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, занятий, проекта по пропаганде ПДД
Детские рисунки, 
Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма. 
Комплект плакатов ?Правила дорожного движения?
Ресурсное обеспечение
Нормативно-правовое
Инструкция Департамента здравоохранения ?Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях? .
Приказ Минобразования РФ ?О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России?
Закон РФ ?О безопасности дорожного движения?.
Федеральная целевая программа ?Повышение безопасности дорожного движения?
Информационное:
информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
мультимедийные презентации,
информация в СМИ 
Организационное:
сотрудничество с управлением ГИБДД,
работа по управлению деятельностью участников проекта.
Материально-техническое:
уголок безопасности в групповых помещениях;
дорожно-транспортная площадка;
выносные макеты дорожно-транспортных средств
методические и дидактические пособия, картотека.
Методическое:
теоретическая и методическая литература,
периодическая печать,
материалы по передовому педагогическому опыту.
Кадровое: 
дети младшего дошкольного возраста,
родители воспитанников,
воспитатели младшей группы
старший воспитатель,
музыкальный руководитель,
инструктор по физическому воспитанию,
инспектор ГИБДД.
Список использованных источников
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- ?Издательство Скрипторий 2003?, 2008. 
Шурыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: ?Книголюб?, 2002.








1