Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ?Детский сад ?Бережок? ?Пересказ рассказа Виталия Бианки ?Купание медвежат? Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Составила?воспитатель: ????????? ? ? ? ??Кожушко Е.Н. Салехард, 2024 г. Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий. Задачи: 1.Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. 2.Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность). 3.Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний. 4.Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением. 5.Воспитание интереса к художественному слову. Оборудование: текст рассказа В.В. Бианки ? Купание медвежат?, графические схемы. Ход НОД: 1.Организационный момент. Воспитатель: - Ребята, послушайте и угадайте, о каком звере я буду говорить. Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед. Догадались, что это за звери? Воспитатель: Правильно, это?медведи?(показ картины с изображением?медведя) Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют? Ответы детей. Воспитатель: Медведь любит мед и ведает (знает), где его найти. - Назовите медвежью семью? (медведь, медведица, медвежата.) -Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставляю медведица и медвежонка.) -Ребята, скажите, пожалуйста, медведица какая? (большая, умная, заботливая). -А какие медвежата? (маленькие, глупые, несмышлёные, забавные). -Ребята, подумайте и скажите, какие у медведей шубки? (густые, мохнатые, тёплые)- индивидуальные ответы детей. -Ребята, в летний солнечный день, как чувствуют себя медведи? (им жарко, неуютно, некомфортно). 2.Основная часть. Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправится в лес, где произошла удивительная история, которую описал В.В. Бианки. Воспитатель:- Но, прежде чем отправиться скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться? Дети:- Охотник. Воспитатель: - Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ ?Купание медвежат?. Чтение отрывка рассказа с последующим обсуждением. Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. - Где шел охотник? (Охотник шел по берегу лесной реки). -Что услышал охотник? (Охотник услышал громкий треск). - Куда влез охотник? (Охотник влез на дерево). -Кто вышел из чащи? ( Из чащи вышли большая бурая медведица и два веселых медвежонка). — Как схватила медведица медвежонка? ( Медведица схватила медвежонка за шиворот и стала окунать в воду). — Что делал медвежонок, которого купала медведица? (Медвежонок визжал и барахтался). — Что сделал другой медвежонок? (Медвежонок испугался и пустился удирать в лес). — Что сделала мать? (Мать догнала его, надавала шлепков и в воду стала окунать). — Как чувствовали себя медвежата после купания? ( Оба медвежонка остались очень довольны купанием). — Почему они остались довольны? ( День был знойный и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках). — Куда скрылись медведи после купания? (медведи после купания скрылись в чаще). -Что сделал охотник? — Как вы думаете, охотнику интересно было наблюдать за медвежьей семьей? Расскажет он своим друзьям, что видел? А вы бы рассказали? Физкультминутка ?Водопой?. Жарким днем, лесной тропой звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая) За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках) За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед) За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку) За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.) За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах) Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках) Все мамы и дети напиться хотят. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз .Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить. Составление графического плана рассказа. Воспитатель беспорядочно раскладывает на столе графические схемы. Эти схемы помогут вам при пересказе. С чего начнем рассказ? Воспитатель вместе с детьми составляет план рассказа. На наборное полотно дети по порядку выставляют графические схемы. Пересказ по графическому плану. Все дети по цепочке пересказывают рассказ. В завершении один ребенок повторяет рассказ целиком. .
Пересказ рассказа Виталия Бианки "Купание медвежат"