Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
?Детский сад ?Бережок? 





    ?Пересказ рассказа Виталия Бианки ?Купание медвежат?
      Конспект занятия по речевому развитию 
                          для детей старшего дошкольного возраста





























Составила?воспитатель:
????????? ? ? ? ??Кожушко Е.Н.





Салехард, 2024 г.


                                                                                                                                                    Цель: 
обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Задачи: 
1.Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
2.Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
3.Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
4.Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.
5.Воспитание интереса к художественному слову.
Оборудование: текст рассказа В.В. Бианки ? Купание медвежат?, графические схемы.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте и угадайте, о каком звере я буду говорить.
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед. 
Догадались, что это за звери?
Воспитатель:  Правильно, это?медведи?(показ картины с изображением?медведя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?
Ответы детей.
Воспитатель: Медведь любит мед и ведает (знает), где его найти.
- Назовите медвежью семью? (медведь, медведица, медвежата.)
-Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставляю медведица и медвежонка.)
-Ребята, скажите, пожалуйста, медведица какая? (большая, умная, заботливая).
-А какие медвежата? (маленькие, глупые, несмышлёные, забавные).
-Ребята, подумайте и скажите, какие у медведей шубки? (густые, мохнатые, тёплые)- индивидуальные ответы детей.
-Ребята, в летний солнечный день, как чувствуют себя медведи? (им жарко, неуютно, некомфортно).
2.Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправится в лес, где произошла удивительная история, которую описал В.В. Бианки. 
Воспитатель:- Но, прежде чем отправиться скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться?
Дети:- Охотник.
Воспитатель: - Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ ?Купание медвежат?.
Чтение отрывка рассказа с последующим обсуждением.
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и два весёлых медвежонка. 
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
   Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Медведица догнала его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

- Где шел охотник? (Охотник шел по берегу лесной реки).
-Что услышал охотник? (Охотник услышал громкий треск).
- Куда влез охотник? (Охотник влез на дерево).
-Кто вышел из чащи? ( Из чащи вышли большая бурая медведица и два веселых медвежонка).
— Как схватила медведица медвежонка? ( Медведица схватила медвежонка за шиворот и стала окунать в воду).
— Что делал медвежонок, которого купала медведица? (Медвежонок визжал и барахтался).
— Что сделал другой медвежонок? (Медвежонок испугался и пустился удирать в лес).
— Что сделала мать? (Мать догнала его, надавала шлепков и в воду стала окунать). 
— Как чувствовали себя медвежата после купания? ( Оба медвежонка остались очень довольны купанием).
— Почему они остались довольны? ( День был знойный и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках).
— Куда скрылись медведи после купания? (медведи после купания скрылись в чаще).
-Что сделал охотник?
— Как вы думаете, охотнику интересно было наблюдать за медвежьей семьей? Расскажет он своим друзьям, что видел? А вы бы рассказали?
Физкультминутка ?Водопой?.

Жарким днем, лесной тропой звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.
 Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз .Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
Составление графического плана рассказа.
Воспитатель беспорядочно раскладывает на столе графические схемы. Эти схемы помогут вам при пересказе. С чего начнем рассказ? 
Воспитатель вместе с детьми составляет план рассказа. На наборное полотно дети по порядку выставляют графические схемы.
Пересказ по графическому плану.
 Все дети по цепочке пересказывают рассказ. В завершении один ребенок повторяет рассказ целиком.


.