Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Высокомысовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Ивана Васильевича Королькова»

Персонализированная программа наставничества

«учитель - учитель»
на 2023-2024 учебный год

Наставник: Карпова Н.М.

Наставляемый: _________

п. Высокий Мыс

2023 г.

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Высокая профессиональная компетентность педагогов необходима для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса. В образовательных учреждениях молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а администрация, воспитанники и их родители ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Идея создания персонализированной программы наставничества появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.

Цель:

Создание организационно-методических условий для развития профессиональных знаний, умений и навыков и успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.

Задачи:

1. Выявить затруднения наставляемого в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;

2. Создать условия для развития профессиональных навыков наставляемого, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

3. Мотивировать наставляемого к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию;

4. Оказать помощь педагогу, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять свои идеи в образовательный процесс.

Этапы реализации программы

Срок реализации программы наставничества: 9 месяцев.

Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.

Этапы реализации программы:

1 этап - адаптационный (диагностический). Выявление профессиональных затруднений наставляемого, разработка основных направлений работы с педагогом.

2 этап - основной (проектировочный). Реализация программы наставничества, осуществление корректировки профессиональных умений наставляемого, оказание методической помощи.

3 этап - контрольно-оценочный. Подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание деятельности

Запросы наставляемого: развитие профессиональных умений и навыков наставляемого. Оказание методической помощи в повышении общего дидактического и методического уровня организации учебно - воспитательного процесса.

Форма наставничества: «педагог - педагог»

Вид наставничества: групповая форма работы

Мероприятия программы:

Диагностика затруднений

наставляемого

 

и выбор форм организации обучения и воспитания, и оказание необходимой помощи на основе анализа выявленных потребностей.

Посещение уроков

наставляемого

 

и определение способов повышения их эффективности.

Ознакомление

наставляемого

 

с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

Демонстрация

наставляемому

 

опыта успешной педагогической деятельности.

Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.

Ожидаемые результаты

Для наставляемого:

У

спешная

адаптации

наставляемого

 

в учреждении;

П

овышение профессиональной компетентности

наставляемого

 

в вопросах организации образовательного процесса;

С

овершенствование методов работы

наставляемого

 

по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся

;

И

спользование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий;

С

воевременное и качес

твенное заполнение документации.

Для наставника:

Эффективный способ самореализации и достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

Для достижения запланированных эффектов используется в комплексе как традиционный вид наставничества («один-на-один»), где взаимодействие между более опытным и начинающим педагогом происходит в течение определенного продолжительного времени, так и ситуационный вид, где наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

 

Исходя из модели взаимодействия, разработан индивидуальный план профессионального становления наставляемого на срок реализации программы. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана анализируется педагогом-наставником и наставляемым не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления наставляемого могут вноситься изменения и дополнения.

План работы

п/п

Содержание

Сроки

Форма работы

1.

Составление и согласование индивидуального плана работы наставника и наставляемого

Октябрь

Методический

совет

2.

1. «Мой портрет» (определение круга профессиональных интересов, проблем в работе наставляемого).

2. Знакомство с сайтом образовательной

организации и основными локальными актами, регламентирующими деятельность учителя: Устав МБОУ «Высокомысовская СОШ»; Правила внутреннего трудового распорядка для работников МБОУ «Высокомысовская СОШ»; Положение о единых требованиях к устной и письменной речи, к проведению письменных работ и проверке тетрадей, к ведению внутришкольной документации; Положение о внутренней системе оценки качества образования МБОУ «Высокомысовская СОШ»; Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; календарный учебный график на учебный год; список учебников, используемых при реализации образовательных программ в учебном году.

3. Инструктаж по работе в ГИС «Образование Югры».

4. Помощь в составлении календарно-тематического планирования.

5. Составление графика посещений уроков наставляемого

Октябрь

Консультации,

собеседование,

моделирование.

Работа

наставника и

наставляемого

3.

Методы и организационные формы обучения. Рациональное применение методов обучения.

Работа с родителями (содержание, формы и методы работы). Выбор приоритетной методической темы для самообразования.

Ноябрь

Работа

наставника и

наставляемого

4.

Проектирование уроков в контексте требований ФГОС

Ноябрь

Работа

наставника и

наставляемого

5.

Анализ урока. Виды анализа.

Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы.

Ноябрь

Практикум.

Работа

наставника и

наставляемого

6.

Методы и приемы развития познавательной мотивации обучающихся.

Методика проведения внеклассных мероприятий

Декабрь

Круглый стол. Работа

наставника и

наставляемого

7.

Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации.

Январь

Консультация.

Работа

наставника и

наставляемого

8.

Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения и последующим анализом.

Подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах, конференциях, оформление заявки и необходимых документов.

В течение учебного года

Наблюдение, анализ.

9.

Проектная работа на уроках и во внеурочное время. Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом. Наблюдение за коммуникативным поведением учителя.

Знакомство с новыми педагогическими технологиями

В течение учебного года

Работа в

составе

творческой

группы, заседания МО

10.

Работа с школьной документацией (электронный журнал, дневники обучающихся, рабочие программы, отчеты по итогам четверти и года и т.д.)

В течение учебного года

Работа

наставника и

наставляемого

11.

Организация самостоятельной работы на уроке.

«Портфолио» учителя

Февраль

Практическое

занятие

12.

Формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся

Март

Групповая работа.

Работа

наставника и

наставляемого

13.

Выступление наставляемого на заседании ШМО о состоянии работы по теме самообразования.

Апрель

Консультация.

Работа

наставника и

наставляемого

14.

Подведение итогов работы за год. Анализ качества успеваемости обучающихся. Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Планирование плана саморазвития на следующий учебный год.

Май

Собеседование

15.

Отчет наставника о работе за год

Май

Обязанности наставника:

знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы,

об

уча

ю

щимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

периодически

отчитываться о

своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

Критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником

п/п

Показатели

Владеют в достаточной

степени

Скорее

владеют

Затруд

няются

ответить

Не

владеют

1. Теоретическая готовность к практике преподавания

1

Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине

2

Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области данной науки

3

Свободное владение материалом урока

2. Методическая готовность к практике преподавания

1

Умение самостоятельно составлять конспект урока

2

Умение вызвать интерес у обучающихся к теме урока, к изучаемой проблеме

3

Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала обучающимися (опрос)

4

Умение объективно оценивать ответ обучающегося

5

Умение применять разнообразные методы изложения нового материала

6

Умение использовать технологии активного обучения

7

Умение поддерживать обратную связь с коллективом обучающихся в течение всего урока

8

Умение организовать самостоятельную творческую работу обучающихся на уроке

9

Умение стимулировать обучающихся у выполнению домашнего задания

3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской

деятельности

1

Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность

2

Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке

3

Владение вербальными и невербальными средствами общения

4

Наличие чувства уверенности в себе

Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником осуществляется по следующим критериям:

п/п

Показатели

Владеют в достаточной

степени

Скорее

владеют

Затруд

няются

ответить

Не

владеют

1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к

профессиональной роли учителя

1

Положительное отношение к профессии

2

Стремление к общению с детьми и осознанность выбора форм работы с ними.

3

Анализ и самоанализ результатов деятельности

2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством

1

Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность

2

Умение выделять основные единицы или блоки знаний

3

Владение навыками организации обучающихся для самостоятельного осмысления материала

4

Владение различными методами и технологиями обучения

5

Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций

6

Владение технологией внеклассной работы с обучающимися как по предмету. Видение структуры образовательного пространства

школы

7

Творческая организация работы. Проектная, исследовательская работа обучающихся на уроке и во

внеурочное время.

8

Владение навыками индивидуальной работы с обучающимися как в процессе учебной, так и внеклассной деятельности. Умение работать с диагностическим паспортом ученика и класса

9

Владение проектировочными и конструктивными умениями

3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации

в процессе подготовки молодого учителя

1

Уровень решения профессиональных задач

2

Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности

3

Адекватность самооценки готовности к работе в ОО