Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокомысовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Ивана Васильевича Королькова»
Персонализированная программа наставничества
«учитель - учитель»
на 2023-2024 учебный год
Наставник: Карпова Н.М.
Наставляемый: _________
п. Высокий Мыс
2023 г.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Высокая профессиональная компетентность педагогов необходима для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса. В образовательных учреждениях молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а администрация, воспитанники и их родители ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Идея создания персонализированной программы наставничества появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.
Цель:
Создание организационно-методических условий для развития профессиональных знаний, умений и навыков и успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.
Задачи:
1. Выявить затруднения наставляемого в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;
2. Создать условия для развития профессиональных навыков наставляемого, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
3. Мотивировать наставляемого к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию;
4. Оказать помощь педагогу, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять свои идеи в образовательный процесс.
Этапы реализации программы
Срок реализации программы наставничества: 9 месяцев.
Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Этапы реализации программы:
1 этап - адаптационный (диагностический). Выявление профессиональных затруднений наставляемого, разработка основных направлений работы с педагогом.
2 этап - основной (проектировочный). Реализация программы наставничества, осуществление корректировки профессиональных умений наставляемого, оказание методической помощи.
3 этап - контрольно-оценочный. Подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание деятельности
Запросы наставляемого: развитие профессиональных умений и навыков наставляемого. Оказание методической помощи в повышении общего дидактического и методического уровня организации учебно - воспитательного процесса.
Форма наставничества: «педагог - педагог»
Вид наставничества: групповая форма работы
Мероприятия программы:
Диагностика затруднений
наставляемого
и выбор форм организации обучения и воспитания, и оказание необходимой помощи на основе анализа выявленных потребностей.
Посещение уроков
наставляемого
и определение способов повышения их эффективности.
Ознакомление
наставляемого
с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
Демонстрация
наставляемому
опыта успешной педагогической деятельности.
Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.
Ожидаемые результаты
Для наставляемого:
У
спешная
адаптации
наставляемого
в учреждении;
П
овышение профессиональной компетентности
наставляемого
в вопросах организации образовательного процесса;
С
овершенствование методов работы
наставляемого
по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся
;
И
спользование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий;
С
воевременное и качес
твенное заполнение документации.
Для наставника:
Эффективный способ самореализации и достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
Для достижения запланированных эффектов используется в комплексе как традиционный вид наставничества («один-на-один»), где взаимодействие между более опытным и начинающим педагогом происходит в течение определенного продолжительного времени, так и ситуационный вид, где наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Исходя из модели взаимодействия, разработан индивидуальный план профессионального становления наставляемого на срок реализации программы. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана анализируется педагогом-наставником и наставляемым не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления наставляемого могут вноситься изменения и дополнения.
План работы
№
п/п
Содержание
Сроки
Форма работы
1.
Составление и согласование индивидуального плана работы наставника и наставляемого
Октябрь
Методический
совет
2.
1. «Мой портрет» (определение круга профессиональных интересов, проблем в работе наставляемого).
2. Знакомство с сайтом образовательной
организации и основными локальными актами, регламентирующими деятельность учителя: Устав МБОУ «Высокомысовская СОШ»; Правила внутреннего трудового распорядка для работников МБОУ «Высокомысовская СОШ»; Положение о единых требованиях к устной и письменной речи, к проведению письменных работ и проверке тетрадей, к ведению внутришкольной документации; Положение о внутренней системе оценки качества образования МБОУ «Высокомысовская СОШ»; Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; календарный учебный график на учебный год; список учебников, используемых при реализации образовательных программ в учебном году.
3. Инструктаж по работе в ГИС «Образование Югры».
4. Помощь в составлении календарно-тематического планирования.
5. Составление графика посещений уроков наставляемого
Октябрь
Консультации,
собеседование,
моделирование.
Работа
наставника и
наставляемого
3.
Методы и организационные формы обучения. Рациональное применение методов обучения.
Работа с родителями (содержание, формы и методы работы). Выбор приоритетной методической темы для самообразования.
Ноябрь
Работа
наставника и
наставляемого
4.
Проектирование уроков в контексте требований ФГОС
Ноябрь
Работа
наставника и
наставляемого
5.
Анализ урока. Виды анализа.
Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы.
Ноябрь
Практикум.
Работа
наставника и
наставляемого
6.
Методы и приемы развития познавательной мотивации обучающихся.
Методика проведения внеклассных мероприятий
Декабрь
Круглый стол. Работа
наставника и
наставляемого
7.
Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации.
Январь
Консультация.
Работа
наставника и
наставляемого
8.
Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения и последующим анализом.
Подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах, конференциях, оформление заявки и необходимых документов.
В течение учебного года
Наблюдение, анализ.
9.
Проектная работа на уроках и во внеурочное время. Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом. Наблюдение за коммуникативным поведением учителя.
Знакомство с новыми педагогическими технологиями
В течение учебного года
Работа в
составе
творческой
группы, заседания МО
10.
Работа с школьной документацией (электронный журнал, дневники обучающихся, рабочие программы, отчеты по итогам четверти и года и т.д.)
В течение учебного года
Работа
наставника и
наставляемого
11.
Организация самостоятельной работы на уроке.
«Портфолио» учителя
Февраль
Практическое
занятие
12.
Формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся
Март
Групповая работа.
Работа
наставника и
наставляемого
13.
Выступление наставляемого на заседании ШМО о состоянии работы по теме самообразования.
Апрель
Консультация.
Работа
наставника и
наставляемого
14.
Подведение итогов работы за год. Анализ качества успеваемости обучающихся. Отчёт о результатах работы по теме самообразования.
Планирование плана саморазвития на следующий учебный год.
Май
Собеседование
15.
Отчет наставника о работе за год
Май
Обязанности наставника:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы,
об
уча
ю
щимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически
отчитываться о
своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником
№ п/п
Показатели
Владеют в достаточной
степени
Скорее
владеют
Затруд
няются
ответить
Не
владеют
1. Теоретическая готовность к практике преподавания
1
Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине
2
Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области данной науки
3
Свободное владение материалом урока
2. Методическая готовность к практике преподавания
1
Умение самостоятельно составлять конспект урока
2
Умение вызвать интерес у обучающихся к теме урока, к изучаемой проблеме
3
Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала обучающимися (опрос)
4
Умение объективно оценивать ответ обучающегося
5
Умение применять разнообразные методы изложения нового материала
6
Умение использовать технологии активного обучения
7
Умение поддерживать обратную связь с коллективом обучающихся в течение всего урока
8
Умение организовать самостоятельную творческую работу обучающихся на уроке
9
Умение стимулировать обучающихся у выполнению домашнего задания
3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской
деятельности
1
Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность
2
Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке
3
Владение вербальными и невербальными средствами общения
4
Наличие чувства уверенности в себе
Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником осуществляется по следующим критериям:
№п/п
Показатели
Владеют в достаточной
степени
Скорее
владеют
Затруд
няются
ответить
Не
владеют
1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к
профессиональной роли учителя
1
Положительное отношение к профессии
2
Стремление к общению с детьми и осознанность выбора форм работы с ними.
3
Анализ и самоанализ результатов деятельности
2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством
1
Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность
2
Умение выделять основные единицы или блоки знаний
3
Владение навыками организации обучающихся для самостоятельного осмысления материала
4
Владение различными методами и технологиями обучения
5
Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций
6
Владение технологией внеклассной работы с обучающимися как по предмету. Видение структуры образовательного пространства
школы
7
Творческая организация работы. Проектная, исследовательская работа обучающихся на уроке и во
внеурочное время.
8
Владение навыками индивидуальной работы с обучающимися как в процессе учебной, так и внеклассной деятельности. Умение работать с диагностическим паспортом ученика и класса
9
Владение проектировочными и конструктивными умениями
3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации
в процессе подготовки молодого учителя
1
Уровень решения профессиональных задач
2
Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности
3
Адекватность самооценки готовности к работе в ОО