* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 8pt;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.No Spacing {margin-bottom: 0pt;}
Тема
Тема занятий
Программное содержание
Предварительная работа
Сентябрь
1.Неделя
«До свидания лето. Здравствуй детский сад»
Диагностика
2.Неделя
«Познавайка»
Диагностика
3.Неделя
«Осень»
1.«Осенние листочки рябины» (барельеф)
2. «Осеннее дерево»
1. Закрепить умение детей отделять кусочек пластилина от целого куска путем отщипывания, продолжать учить детей раскатывать прямыми и круговыми движениями между ладонями. (конспект)
2. Продолжать учить детей раскатывать прямыми и круговыми движениями между ладонями. Развивать эстетическое восприятие. (конспект)
Разучить стихотворение об осени, листопаде. Провести целевую прогулку по саду. Вспомнить песни о осени.
4.Неделя
«Овощи. Огород»
1. «Огурец и свекла»
2. «Морковь для зайчика»
1. Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать пластилин прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными –при лепке предметов круглой формы. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.12)
2. Развивать эстетические чувства, закреплять знания детей о свойствах пластилина: мягкий, пластичный, развивать детское творчество. (конспект)
Беседы, рассматривание иллюстраций, муляжей, овощей.
Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактическая игра «Угости зайку», подвижная игра «Зайка серенький сидит», пальчиковая игра «Зайка».
Октябрь
1.Неделя
«Фрукты. Сад»
1. «Яблоки»
2. «Фрукты на тарелке»
1. Закрепить умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к сверстникам. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.11)
2. Закрепить умение детей раскатывать из пластилина круговыми движениями между ладоней, шар и вытягивать двумя пальцами для придания работе характерного образа. Закреплять умение слушать воспитателя и действовать по его инструкции. (конспект)
Беседа о фруктах, рассматривание иллюстраций.
Беседа о фруктах, рассматривание иллюстраций, загадки, поэтапный показ способа лепки.
2.Неделя
«Сравнение овощей и фруктов»
1. «Вылепи какие хочешь, овощи и фрукты»
2. «Осенний урожай»
1. Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из уже созданных наиболее интересные работы. Воспитывать самостоятельность, активность. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.12)
2. Закрепить навыки лепки, развивать мелкую моторику рук, продолжать учить детей выделять характерные особенности предмета. (конспект)
Дидактические, настольные игры , в которых используются овощи и фрукты, или их изображения.
Беседа с детьми о овощах, фруктах, их пользе, рассматривание иллюстраций.
3.Неделя
«Лес. Грибы»
1. «Грибы»
2. «Лукошко с грибами»
1. Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.13)
2. Закреплять представление о грибах, которые растут в лесу. Учить передавать форму в лепке, воспитывать любовь к природе. Учить соединять отдельные части, прижимая и примазывая их друг к другу. (В.Н. Волкова. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Стр.96).
Беседы о прогулках в лес, о грибах, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.
Беседа о лесе, о грибах, рассматривание иллюстраций, дидактические и подвижные игры.
4.Неделя
«Ягоды»
1. «Яблоки и ягоды»
2. «Малинка для Мишутки»
1. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.11)
2. Продолжать обогащать представление детей о ягодах. Закрепить приемы лепки круговыми движениями пальцев рук (мелкие шарики), соединение деталей в единый образ. Развивать эстетическое восприятие. (конспект)
Показ иллюстраций с изображений ягод, беседы. Дидактические игры, пальчиковая гимнастика «Ягода-малинка».
Ноябрь
1.Неделя
«Я, моя семья, мои друзья»
1. «Веселые человечки»
2. «Хоровод»
1. Учить лепить фигуру человека. Показать возможность передачи движения путем небольшого изменения положения рук и ног. (карта №1)
2. Учить детей передавать фигуру человека, правильно передавая частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части. Развивать образное восприятие. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.20)
Беседа, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, конструирование фигурки человека из бумаги.
Рассматривание иллюстраций «Хоровод дружбы», беседы.
2.Неделя
«Я, моя семья, мои друзья»
1. «Угостим наших знакомых пирожками»
2. «Семья»
1. Воспитывать доброе отношение к своим знакомым, друзьям. Учить преобразовывать круглую форму шара в диск, расплющивать шар пальцами, затем соединять и прищипывать боковые края. (В.Н. Волкова. Конспекты занятий в средней
группе детского сада. Стр.60)
2. Продолжать знакомить детей с техникой в лепке «барельеф». Учить выполнять портреты мамы, папы, передавая характерные особенности – овал лица, цвет волос, глаз, губ. Продолжать формировать умения раскатывать пластилин в ладонях или на доске круговыми движениями. (конспект).
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, муляжей пирожков.
Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседа с детьми о членах их семьи, кем они приходятся друг к другу, чтение пословиц осемье.
3.Неделя
«Игрушки»
1. «Игрушечный мишка»
2. «Слепи какую хочешь игрушку в подарок другу»
1. Учить детей лепить животное из трёх разных по форме частей, передавать несложные движения лап мишки; закреплять приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, примазывания. (карта № 8)
2. Продолжать развивать образное представление, воображение и творчество. Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные раннее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.14)
Рассматривание иллюстраций, наблюдения, разучивание стихов (А.Барто «Мишка», серия «Игрушки»)
Беседа о любимых игрушках, составление описательных загадок с целью уточнения представлений о внешнем виде игрушек.
4.Неделя
«Одежда, обувь, головные уборы»
1. «Девочка в зимней одежде»
2. «Девочка в платье»
1.Вызывать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющая книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.17)
2. Учить лепить сложные предметы, сочетая природные с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прожимая их друг к другу. Закреплять представление детей о одежде, названиях предметов одежды. (конспект)
Рассматривание куклы в зимней одежде, иллюстраций, наблюдение на прогулке.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в одежде.
Декабрь
1.Неделя
«Одежда, обувь, головные уборы»
1. «Шапочка и шарфик»
2. «Тапочки для бабушки»
1. Сформировать у детей представление о разнообразии головных уборов, поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе; систематизировать знания детей о сезонных изменениях в одежде людей. (конспект)
1. Расширять знания о разновидности обуви. Называть обобщающее слово, поощрять высказывания детей, желание поддержать беседу. Пополнять словарный запас детей. Учить детей лепить из двух частей (подошва и верхняя часть). (конспект)
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в одежде, соответствующей времени года, беседы о временах года, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов «Одежда и головные уборы», дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Что лишнее?»
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы.
2.Неделя
«Сказка «Теремок»
1. «Терем-теремок»
2. «Зайка-беленький»
1. Учить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа. Формировать у детей аккуратность, усидчивость. Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков, располагать части теремка в определенной последовательности. (конспект)
2. Учить детей лепить знакомое животное, состоящее из нескольких частей. Закрепить умение детей использовать в лепке различные приемы. (конспект)
Чтение сказки «Теремок». Рассматривание иллюстраций к этой сказке, 3Д театр «Теремок»
Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений.
3.Неделя
«В деревне»
1. «Уточка»
2. «Козленочек»
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой (уточки, козлики и т.п.), обратить внимание на красоту обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Учить передавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемы примазывания, сглаживания, приплющивания. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.16)
2. Учить детей лепить четвероногое животное, закреплять приемы лепки: раскатывание, скатывание. Прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т.п. ( Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.22)
Беседа с детьми о домашних птицах, рассматривание иллюстраций, д/и: «Чем похож?», «Чем отличается?».
Рассматривание иллюстраций, игрушек с изображением козлика, беседы.
4.Неделя
«Зима. Новый год»
1. «Ёлка»
2. «Дед Мороз, он подарки нам принес!»
1. Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, прикреплять их к картонной основе. Учить анализировать содержание стихотворения. Развивать внимание, речь, мышление. (конспект)
2. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту. Продолжать учить лепить простые предметы округлой формы (яблоко, апельсин, мандарин), сплющивать округлую форму между ладонями и превращать её в диск (печенье, пряник), украшать вылепленные изделия. (В.Н. Волкова. Конспекты занятий в средней
группе детского сада. Стр.166)
Рассматривание иллюстраций, наблюдение, беседы, чтение художественных произведений.
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Январь
1.Неделя
Каникулы
Каникулы
2.Неделя
Каникулы
Каникулы
3.Неделя
«Зимние забавы»
1. «Мы слепили снеговика»
2. «Саночки»
1. Закрепить умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из нескольких шаров различной величины. Учить передавать относительную величину частей. Развивать чувство формы, эстетическое восприятие. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.21)
2. Продолжать знакомить детей с зимними забавами, Совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями (столбик). Воспитывать у детей чувство сочувствия, желание помочь. (конспект)
Рассматривание картины «Зимние забавы», лепка снеговиков из снега на прогулке, рисование снеговиков.
Рассматривание картины «Катаемся на санках» из серии Е.Батуриной, сюжетных иллюстраций с изображением санок, чтение рассказа Н.Носова «На горке», наблюдение на прогулке, конструирование из спичек.
4.Неделя
«Птицы»
1. «Птичка»
2. «Птички на кормушке»
1. Учить детей лепить из пластилина птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.18)
2. Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя ранее усвоенные приемы лепки. Учить лепить птицу по частям, передавая форму и относительную величину туловища и головы. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.25)
Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, пальчиковые игры.
Наблюдение на прогулке за птицами на кормушке, из окна, рассматривание иллюстраций.
Февраль
1.Неделя
«Домашние птицы»
1. «Курочка»
2. «Большая утка с утятами
1. Учить передавать отличительные особенности домашних птиц (курица), Закрепить умение детей использовать в лепке ранее усвоенные приемы лепки. Воспитывать самостоятельность, творчество. (конспект)
2. Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями (уточка с утятами, петух, индюк). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы. Вызвать желание лепить игрушку. Учить лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.17)
Рассматривание иллюстраций с домашними птицами, беседы, д/игра: «Найди пару(домашние птицы)».
Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций, беседы.
2.Неделя
«Наш город. Улицы нашего города»
1. «Часовня» 1 часть (коллективная работа)
2. «Часовня» 2 часть. (коллективная)
1. Учить детей создавать образ города способом платилинографии по заранее нарисованному наброску, учить подбирать самостоятельно цвета, развивать воображение, развивать воображение, закреплять представления детей о родном городе, о празднике – дне рождения города, воспитывать любовь к родному краю. (конспект)
2. Учить детей создавать образ города способом платилинографии по заранее нарисованному наброску, учить подбирать самостоятельно цвета, развивать воображение, развивать воображение, закреплять представления детей о родном городе, о празднике – дне рождения города, воспитывать любовь к родному краю. (конспект)
Рассматривание альбомов, открыток, иллюстраций о городе Новосибирске, беседы о городе, его достопримечательностях. Наблюдения на прогулке, прогулки с родителями по родному городу.
Рассматривание альбомов, открыток, иллюстраций о городе Новосибирске, беседы о городе, его достопримечательностях. Наблюдения на прогулке, прогулки с родителями по родному городу.
3.Неделя
«Мой дом. Моя квартира»
1. «Мебель в моей квартире»
2. «Стол»
1. Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры), используя стеку и прикреплять их к картонной основе, изображая предметы мебели, развивать мелкую моторику рук. (конспект)
2. Продолжать учить детей раскатывать валики из пластилина. Формировать умение лепить разные по размеру предметы. (конспект)
Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов мебели, наблюдение в группе, с родителями дома, составление описательных рассказов.
Рассматривание иллюстраций с изображением мебели, наблюдение в группе, дома с родителями, составление описательных рассказов.
4.Неделя
«Сказка «Три медведя»
«Мисочки для трёх медведей»
«Мишутка»
1. Учить детей лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Упражнять в лепке мисочек. Отрабатывать приемы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путем вдавливание, уравнение краев пальцами. Учить отделять комочки, соответствующие величине будущих предметов. Учить создавать предметы для игры-драматизации по сказке. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.24)
2. Учить детей лепить животное, передавать овальную форму его туловища, головы, лап. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать умение создавать коллективную композицию. Развивать образные представления, воображение. (конспект)
Чтение сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций, показ 3Д театра, беседы.
Рассматривание иллюстраций, игры-драматизации по мотивам сказки «Три медведя», рассматривание игрушки «Мишка».
Март
1.неделя
«Весна. Приметы весны»
«Подснежник-весенний цветок»
«Дерево»
Расширять и систематизировать знания детей о весне, весенних явлениях природы,
Закреплять
умения детей в работе с пластилином на плоскости, используя имеющие навыки раскатывания и размазывания отдельных частей. Учить передавать в работе характерные черты подснежника. (конспект)
Формировать обобщенный образ «дерево» в весенний период, закреплять последовательность использования приёмов лепки. Развивать зрительное восприятие. (Карта № 19)
Рассматривание иллюстраций на тему «Весна», прослушивание произведения Чайковского П.И. «Весна».
Рассматривание репродукций художников, книжных иллюстраций с изображением деревьев в весной.
2.Неделя
«Посуда»
«Чашечка»
«Посуда для кукол»
Учить детей лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест крепления. (
Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.25)
Закрепить умение детей лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе, продолжать развивать навыки коллективной работы. (
Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.25)
Рассматривание иллюстраций с изображением посуды, чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».
Рассматривание кукольной посуды, посуды для детей, с/ролевые игры в игровом уголке «Дом».
3.Неделя
«Продукты питания»
«Угощение для кукол»
«Пирог»
Развивать у детей образное представление, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников. (
Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.14)
Продолжать учить детей лепить округлые предметы, сплющивая соленое тесто между ладонями, украшать изделие. Развивать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. (конспект)
Рассматривание иллюстраций, игры в игровом уголке «Дом».
Чтение стихотворения Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог», рассматривание иллюстраций, беседы.
4.Неделя
«Профессии»
«Повар»
«Пирожные для куклы»
Учить детей раскатывать тонкую колбаску, прямыми движениями рук, соединяя её концы внахлёст, накладывая их друг на друга и прижимая. (конспект)
Продолжать знакомить детей с предметами, необходимыми для работы людям разных профессий. Развивать мелкую моторику, творческие способности детей. Учить детей сдавливать комок пластилина в лепёшку, закреплять умение лепить мелкие шарики. (конспект)
Беседа «Все профессии важны…», рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий и инструментов.
Беседы, речевые проблемные ситуации, вопросы. Чтение художественной литературы, беседы.
Апрель
1.Неделя
«Транспорт»
«Машинка»
«Самолеты»
Продолжать учить детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей. Развивать внимание, мышление. (конспект)
Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ лепки.
Закреплять ранее полученные навыки раскатывания, скатывания, сплющивание. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания. (конспект)
Рассматривание иллюстраций, наблюдение на прогулке за машинами, игры с игрушечными машинами, беседы.
Рассматривание иллюстраций с изображением самолетов, моделей самолета, конструирование способом оригами самолета.
2.Неделя
«Космос»
«Ракета»
«Модель солнечной системы» (коллективная работа)
Продолжать учить детей создавать образ предмета конструктивным способом лепки. Закреплять ранее полученные навыки: раскатывание, скатывание, сплющивание. Развивать мелкую моторику, воображение. (конспект)
Продолжать учить детей смешивать пластилин разных цветов для получения нужного оттенка, развивать воображение, мелкую моторику. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки. (конспект)
Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением солнечной системы, беседы.
3.Неделя
«Времена года»
«Дерево в разное время года» (коллективна
я работа) 1 часть.
««Дерево в разное время года» (коллективная работа) 2 часть.
Уточнить знания детей о различных временах года, признаках. Учить
прикреплять готовую форму на плоскость приемом равномерного расплющивания по поверхности основы. (конспект)
Уточнить знания детей о различных временах года, признаках. Учить прикреплять готовую форму на плоскость приемом равномерного расплющивания по поверхности основы. (конспект)
Рассматривание иллюстраций, д/игры по сезонным изменениям природы, чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций, д/игры по сезонным изменениям природы, чтение художественной литературы.
4.Неделя
«Вода. Жители водоемов»
«Разные рыбки»
«Плавают по морю киты и кашалоты»
1.Учить передавать отличительные особенности разных рубок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки. (Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа стр.15)
2. Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры морских обитателей. Совершенствовать умение оформлять поделки. (конспект)
Беседа с детьми о морских обитателях, рассматривание иллюстраций, загадки о жителях подводного мира.
Рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей, беседы.
Май
1.Неделя
«Насекомые»
«Красивая бабочка»
2. «Гусеница»
Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие. Развивать мелкую моторику, глазомер. (конспект)
Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Развивать мелкую моторику, внимание, память. (конспект)
Наблюдение на прогулке за насекомыми, беседы.
Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, д/игра «Один, много».
2.Неделя
«Цветы»
1. «Кактус в горшке»
2. «Фиалка»
1. Закреплять умение детей подводить изделие до нужного образа с помощью природного материала. Познакомить детей с комнатным растением – кактус. (конспект)
2. Учить детей лепить цветок фиалки. Расширять образные представления детей, способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать чувство радости от созданной поделки.
Беседа о комнатных растениях, наблюдение за комнатными растениями, загадки о цветах, рассматривание иллюстраций.
Рассматривание альбомов, иллюстраций, раскрашивание цветов в раскрасках, чтение стихотворения: С. Васильев «Фиалка».
3.Неделя
Диагностика
Диагностика
4.Неделя
Диагностика
Диагностика