Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР - Д/с № 4 «Дружба» г. Альметьевск
Перспективное планирование
по Развитию речи в детском саду. Первая младшая группа 2-3 года.
в рамках реализации программы «От рождения до школы»
группа «Карамельки»
2023-2024 учебный год
Воспитатели:
Архипова С. Д
Альметьевск, 2023г.
Направленность: ОО «Речевое развитие»
Формирование словаря:
Развивать
понимание речи и активизировать словарь. Формировать у детей умения по словесному указанию педагога находить предметы, различать их местоположение
, имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи.
Звуковая культура речи:
Упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отдельных слов.
Формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса.
Грамматический строй речи:
Формировать у детей умения согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов.
Связная речь:
Продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвеча
ть на вопросы; рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях.
Интерес к художественной литературе:
Формировать у детей умения воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным
сопровождением (
и без него);
Побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребёнку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей;
Поощрять отклики на ритм и мелодичность стихотворений, потешек;
Формировать умения в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты;
Развивать умения произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, тик-тик, баю-бай, ква-ква и тому подобное), отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений;
Побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно.
Развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного произведения.
Дата
Неделя / № занятия
Тема
Программное содержание
Литература
Сентябрь
1 Неделя /
Занятие №1
«Путешествие по территории участка»;
«Путешествие по комнате».
Цель: Побуждать детей участвовать в коллективном мероприятии. Учить слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать их (что-то проговорить или сделать).
Гербова В.В. стр.31-32.
2 Неделя /
Занятие №2
Игра "Кто у нас хороший, кто у нас пригожий"
Цель: Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей , преодолеть застенчивость.
Гербова В.В. стр.33
3 Неделя /
Занятие №3
Игра-инсценировка
«Про девочку Машу и Зайку Длинное Ушко».
Цель: Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой)
Гербова В.В стр.34
4 Неделя /
Занятие №4
Дидактическая игра "Поручения".
Дидактическое упражнение "Вверх-вниз".
Цель: Совершен. умение детей понимать речь воспитателя. Поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их. Помочь детям понять значение слов вверх-вниз, научить отчетливо произносить их.
Гербова В.В стр.37
Октябрь
1 Неделя /
Занятие №5
Чтение русской народной сказки «Репка».
Цель: Напомнить детям сказку «Репка». Вызвать желание рассказывать сказку вместе с воспитателем. Уточнить представление детей о том, какое животное что ест (мышка –корочку сыра, собака-косточку и т.д.) Активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Учить отчётливо произносить звук «а», небольшие фразы.
Гербова В.В стр.39
2 Неделя /
Занятие №6
Дидактические игры "Поручения", "Лошадки"
Цель: Учить детей дослушивать задания до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия, различать действия, противоположные по значению (понятия вверх - спустится), учить отчетливо произносить звук «и».
Гербова В.В стр.40
3 Неделя /
Занятие №7
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь»
Цель: Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.
Гербова В.В стр.43
4 Неделя /
Занятие №8
Звуковая культура речи:
звук «у». Дидактическое упражнение «Ау-у-у» и «Паровоз»
Цель: Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях).
Гербова В.В стр.44
Ноябрь
1 Неделя /
Занятие №9
Дидактическое упражнение «Кто пришел?», «Кто ушел?». Чтение потешки "Наши уточки с утра…"
Цель: Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.
Гербова В.В стр.46
2 Неделя /
Занятие №10
Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит».
Цель: Учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительное упражнение для разработки речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением загадкой, совершенствовать речевой слух.
Гербова В.В стр.48
3 Неделя /
Занятие №11
Чтение русской народной сказки «Козлятки и волк».
Цель: Познакомить детей со сказкой «Козлятки и волк». Вызвать желание поиграть в сказку.
Гербова В.В стр.52
4 Неделя /
Занятие №12
Игра-инсценировка
«Добрый вечер, мамочка».
Цель: Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родителю).
Гербова В.В стр.53
Декабрь
1 Неделя /
Занятие №13
Звуковая культура речи: звуки
«м-мь», «п-пь», «б-бь».
Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Кто ушел? Кто пришел?».
Цель: Формирование умения четко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по значению звукосочетания. Совершенствовать память и внимание.
Гербова В.В стр.58,59
2 Неделя /
Занятие №14
Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал: «Мяу?». Звуковая культура речи: звук «ф». Дидактическое упражнение «Как лает собачка?
Цель: Познакомить детей с новым произведением. Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука «ф».
Гербова В.В стр.59,61
3 Неделя /
Занятие №15
Рассматривание сюжетной картины «Дед мороз».
Цель: Учить детей рассматривать картинку, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы.
Гербова В.В стр.65
4 Неделя /
Занятие №16
Звуковая культура речи: звук «к».
Дидактическая игра «Кукушка». Чтение стихотворения К.Чуковскорго «Котауси и Мауси».
Цель: Учить детей правильно и отчётливо произносить звук «к». Способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью). Активизировать словарь детей. Познакомить детей со стихотворением К.Чуйковского «Котауси и Мауси».
Гербова В.В стр.65,66,67
Январь
1 Неделя /
Занятие №17
Рассказывание без наглядного сопровождения.
Цель: Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте. Чтение стихотворения Г.Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!».
Гербова В.В стр.69,70
2 Неделя /
Занятие №18
Звуковая культура речи:
звук «д-дь». Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактическое упражнение «Разбудим куклу».
Цель: Упражнять детей в правильном названии предметов мебели. Учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова. Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду,ду-ду!»
Гербова В.В стр.70-71
3 Неделя /
Занятие №19
Звуковая культура речи:
звук «т-ть».
Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков «т-ть». Развивать голосовой аппарат.
Гербова В.В стр.72-73
4 Неделя /
Занятие №20
Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?».
Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.
Гербова В.В стр.73-74.
Февраль
1 Неделя /
Занятие №21
Чтение русской народной сказки «Теремок».
Цель: Познакомить детей со сказкой «Теремок» и песенкой-присказкой.
Гербова В.В стр.74
2 Неделя /
Занятие №22
Звуковая культура речи: звук «х».
Дидактическое упражнение «Согреем ладошки».
Цель: Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы. Упражнять в отчетливом произнесении звука «х» (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах).
Гербова В.В стр.75
3 Неделя /
Занятие №23
Чтение потешки «Наша Маша маленька….», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».
Цель: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно. Познакомить со стихотворением С. Капутикян. Учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.
Гербова В.В стр.76-77.
4 Неделя /
Занятие №24
Знакомство с рассказом Я.Тайца «Поезд».
Цель: Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.
Гербова В.В стр.81
Март
1 Неделя /
Занятие №25
Рассматривание иллюстрации к сказке Л.Т. Толстого «Три медведя». Дидактическая игра «Чья картинка».
Цель: Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового). Продолжать учить согласовывать слова в предложениях.
Гербова В.В стр.84
2 Неделя /
Занятие №26
Рассматривание сюжетной картины «Чудо-паровозик»
Цель: Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного.
Гербова В.В стр.85
3 Неделя /
Занятие №27
Чтение стихотворения К.Чуковского «Путаница».
Цель: Познакомить детей с произведением К.Чуковского «Путаница». Активизировать в речи детей глаголы, противоположные по значении.
Гербова В.В стр.86,87
4 Неделя /
Занятие №28
Игра –инсценировка «Как машина зверят катала».
Цель: Учить детей участвовать в инсценировках. Развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы. Учить отчетливо произносить звук «э», звукоподражание «эй».
Гербова В.В стр.89
Апрель
1 Неделя /
Занятие №29
Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь».
Гербова В.В стр.92
2 Неделя /
Занятие №30
Знакомство с новой игрушкой
Цель: Привлечь внимание детей к новой игрушке; учить рассказывать о том, как они будут играть с ней.
Гербова В.В стр.93
3 Неделя /
Занятие №31
Купание куклы Кати
Цель: Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.
Гербова В.В стр.96
4 Неделя /
Занятие №32
Чтение сказки Д. Биссета «Га-га-га».
Цель: Упражнять в произнесении звукоподражаний.
Гербова В.В стр.97
Май
1 Неделя /
Занятие №33
Чтение стихотворения А.И П.Барто «Девочка-ревушка»
Цель: Познакомить детей с произведением А.И П.Барто «Девочка-ревушка».
Гербова В.В стр.99
2 Неделя /
Занятие №34
Дидактическое упражнение «Так или не так?» Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик».
Цель: Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи. Познакомить со стихотворением А. Барто «Кораблик».
Гербова В.В стр.101,102
3 Неделя /
Занятие №35
Здравствуй, Весна!
Цель: Учить находить весенние изменения в природе.
Гербова В.В стр.105
4 Неделя /
Занятие №36
Повторение материала.
Цель: Работа по закреплению программного материала (по выбору воспитателя).
Гербова В.В стр.105