Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР - Д/с № 4 «Дружба» г. Альметьевск

Перспективное планирование

по Развитию речи в детском саду. Первая младшая группа 2-3 года.

в рамках реализации программы «От рождения до школы»

группа «Карамельки»

2023-2024 учебный год

Воспитатели:

Архипова С. Д

Альметьевск, 2023г.

Направленность: ОО «Речевое развитие»

Формирование словаря:

Развивать

понимание речи и активизировать словарь. Формировать у детей умения по словесному указанию педагога находить предметы, различать их местоположение

, имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи.

Звуковая культура речи:

Упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отдельных слов.

Формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса.

Грамматический строй речи:

Формировать у детей умения согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов.

Связная речь:

Продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвеча

ть на вопросы; рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях.

Интерес к художественной литературе:

Формировать у детей умения воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным

сопровождением (

и без него);

Побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребёнку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей;

Поощрять отклики на ритм и мелодичность стихотворений, потешек;

Формировать умения в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты;

Развивать умения произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, тик-тик, баю-бай, ква-ква и тому подобное), отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений;

Побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно.

Развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного произведения.

Дата

Неделя / № занятия

Тема

Программное содержание

Литература

Сентябрь

1 Неделя /

Занятие №1

«Путешествие по территории участка»;

«Путешествие по комнате».

Цель: Побуждать детей участвовать в коллективном мероприятии. Учить слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать их (что-то проговорить или сделать).

Гербова В.В. стр.31-32.

2 Неделя /

Занятие №2

Игра "Кто у нас хороший, кто у нас пригожий"

Цель: Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей , преодолеть застенчивость.

Гербова В.В. стр.33

3 Неделя /

Занятие №3

Игра-инсценировка

«Про девочку Машу и Зайку Длинное Ушко».

Цель: Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой)

Гербова В.В стр.34

4 Неделя /

Занятие №4

Дидактическая игра "Поручения".

Дидактическое упражнение "Вверх-вниз".

Цель: Совершен. умение детей понимать речь воспитателя. Поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их. Помочь детям понять значение слов вверх-вниз, научить отчетливо произносить их.

Гербова В.В стр.37

Октябрь

1 Неделя /

Занятие №5

Чтение русской народной сказки «Репка».

Цель: Напомнить детям сказку «Репка». Вызвать желание рассказывать сказку вместе с воспитателем. Уточнить представление детей о том, какое животное что ест (мышка –корочку сыра, собака-косточку и т.д.) Активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Учить отчётливо произносить звук «а», небольшие фразы.

Гербова В.В стр.39

2 Неделя /

Занятие №6

Дидактические игры "Поручения", "Лошадки"

Цель: Учить детей дослушивать задания до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия, различать действия, противоположные по значению (понятия вверх - спустится), учить отчетливо произносить звук «и».

Гербова В.В стр.40

3 Неделя /

Занятие №7

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь»

Цель: Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Гербова В.В стр.43

4 Неделя /

Занятие №8

Звуковая культура речи:

звук «у». Дидактическое упражнение «Ау-у-у» и «Паровоз»

Цель: Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях).

Гербова В.В стр.44

Ноябрь

1 Неделя /

Занятие №9

Дидактическое упражнение «Кто пришел?», «Кто ушел?». Чтение потешки "Наши уточки с утра…"

Цель: Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.

Гербова В.В стр.46

2 Неделя /

Занятие №10

Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит».

Цель: Учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительное упражнение для разработки речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением загадкой, совершенствовать речевой слух.

Гербова В.В стр.48

3 Неделя /

Занятие №11

Чтение русской народной сказки «Козлятки и волк».

Цель: Познакомить детей со сказкой «Козлятки и волк». Вызвать желание поиграть в сказку.

Гербова В.В стр.52

4 Неделя /

Занятие №12

Игра-инсценировка

«Добрый вечер, мамочка».

Цель: Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родителю).

Гербова В.В стр.53

Декабрь

1 Неделя /

Занятие №13

Звуковая культура речи: звуки

«м-мь», «п-пь», «б-бь».

Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Кто ушел? Кто пришел?».

Цель: Формирование умения четко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по значению звукосочетания. Совершенствовать память и внимание.

Гербова В.В стр.58,59

2 Неделя /

Занятие №14

Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал: «Мяу?». Звуковая культура речи: звук «ф». Дидактическое упражнение «Как лает собачка?

Цель: Познакомить детей с новым произведением. Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука «ф».

Гербова В.В стр.59,61

3 Неделя /

Занятие №15

Рассматривание сюжетной картины «Дед мороз».

Цель: Учить детей рассматривать картинку, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы.

Гербова В.В стр.65

4 Неделя /

Занятие №16

Звуковая культура речи: звук «к».

Дидактическая игра «Кукушка». Чтение стихотворения К.Чуковскорго «Котауси и Мауси».

Цель: Учить детей правильно и отчётливо произносить звук «к». Способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью). Активизировать словарь детей. Познакомить детей со стихотворением К.Чуйковского «Котауси и Мауси».

Гербова В.В стр.65,66,67

Январь

1 Неделя /

Занятие №17

Рассказывание без наглядного сопровождения.

Цель: Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте. Чтение стихотворения Г.Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!».

Гербова В.В стр.69,70

2 Неделя /

Занятие №18

Звуковая культура речи:

звук «д-дь». Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактическое упражнение «Разбудим куклу».

Цель: Упражнять детей в правильном названии предметов мебели. Учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова. Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду,ду-ду!»

Гербова В.В стр.70-71

3 Неделя /

Занятие №19

Звуковая культура речи:

звук «т-ть».

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков «т-ть». Развивать голосовой аппарат.

Гербова В.В стр.72-73

4 Неделя /

Занятие №20

Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?».

Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

Гербова В.В стр.73-74.

Февраль

1 Неделя /

Занятие №21

Чтение русской народной сказки «Теремок».

Цель: Познакомить детей со сказкой «Теремок» и песенкой-присказкой.

Гербова В.В стр.74

2 Неделя /

Занятие №22

Звуковая культура речи: звук «х».

Дидактическое упражнение «Согреем ладошки».

Цель: Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы. Упражнять в отчетливом произнесении звука «х» (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах).

Гербова В.В стр.75

3 Неделя /

Занятие №23

Чтение потешки «Наша Маша маленька….», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Цель: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно. Познакомить со стихотворением С. Капутикян. Учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.

Гербова В.В стр.76-77.

4 Неделя /

Занятие №24

Знакомство с рассказом Я.Тайца «Поезд».

Цель: Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Гербова В.В стр.81

Март

1 Неделя /

Занятие №25

Рассматривание иллюстрации к сказке Л.Т. Толстого «Три медведя». Дидактическая игра «Чья картинка».

Цель: Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового). Продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

Гербова В.В стр.84

2 Неделя /

Занятие №26

Рассматривание сюжетной картины «Чудо-паровозик»

Цель: Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного.

Гербова В.В стр.85

3 Неделя /

Занятие №27

Чтение стихотворения К.Чуковского «Путаница».

Цель: Познакомить детей с произведением К.Чуковского «Путаница». Активизировать в речи детей глаголы, противоположные по значении.

Гербова В.В стр.86,87

4 Неделя /

Занятие №28

Игра –инсценировка «Как машина зверят катала».

Цель: Учить детей участвовать в инсценировках. Развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы. Учить отчетливо произносить звук «э», звукоподражание «эй».

Гербова В.В стр.89

Апрель

1 Неделя /

Занятие №29

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь».

Гербова В.В стр.92

2 Неделя /

Занятие №30

Знакомство с новой игрушкой

Цель: Привлечь внимание детей к новой игрушке; учить рассказывать о том, как они будут играть с ней.

Гербова В.В стр.93

3 Неделя /

Занятие №31

Купание куклы Кати

Цель: Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.

Гербова В.В стр.96

4 Неделя /

Занятие №32

Чтение сказки Д. Биссета «Га-га-га».

Цель: Упражнять в произнесении звукоподражаний.

Гербова В.В стр.97

Май

1 Неделя /

Занятие №33

Чтение стихотворения А.И П.Барто «Девочка-ревушка»

Цель: Познакомить детей с произведением А.И П.Барто «Девочка-ревушка».

Гербова В.В стр.99

2 Неделя /

Занятие №34

Дидактическое упражнение «Так или не так?» Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик».

Цель: Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи. Познакомить со стихотворением А. Барто «Кораблик».

Гербова В.В стр.101,102

3 Неделя /

Занятие №35

Здравствуй, Весна!

Цель: Учить находить весенние изменения в природе.

Гербова В.В стр.105

4 Неделя /

Занятие №36

Повторение материала.

Цель: Работа по закреплению программного материала (по выбору воспитателя).

Гербова В.В стр.105