Перспективный план по речевому развитию (чтение художественной литературе)
 с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР
(Нищева Н. В.)

№ 
П/П
Программное содержание.
Дата.
Предметно-пространственная развивающая среда.




1


2






3




4





5



6





7




8




9




10







11





12





13



14






15




16







17





18






19






20






21





22







23




24





25



26






27




28






29





30





31




32






33


34






35





36





37




38





39






40






41




42






43



44










45




46




47



48





49



50






51



52





53



54







55




56




57



58






59


60





61


62





63



64


СЕНТЯБРЬ
ТЕМА ?ОСЕНЬ. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ. ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ. ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ?
К. Ушинский ?Спор деревьев?.
Цель: формирование умения видеть красоту, добро, истину в литературных произведениях и следовать положительному примеру.
И. Соколов – Микитов ?Осина?.
Цель: учить понимать тему и содержание рассказа, развивать интерес к познанию нового  и интересного материала. Закреплять умение использовать в ответах на вопросы авторские слова и выражения, расширять объём знаний.
ОКТЯБРЬ
ТЕМА ?ОВОЩИ. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И В ОГОРОДАХ?
Н. Носов ?Огурцы?
Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, обогащать речь фразеологизмами, поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе.
Дж. Родари ?Приключения Чиполлино?
Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героев. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.

ТЕМА ?ФРУКТЫ. ТРУД ВЗРОСЛЫХ В САДАХ?
Л. Н. Толстой ?Старик и яблони?
Цель: развивать монологическую речь, умение содержательно и выразительно пересказывать литературный текст, грамматически правильно строя предложения. Активизировать словарь по лексической теме. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание. Воспитывать чуткость, справедливость.
К. Ушинский ?История одной яблоньки?
Цель: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения. Учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Закреплять словарь по теме.

ТЕМА ?НАСЕКОМЫЕ. ПОДГОТОВКА НАСЕКОМЫХ К ЗИМЕ?
И. А. Крылов ?Стрекоза и муравей?
Цель: познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями. Подвести к пониманию аллегории басни, идеи. Воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией .
С. Воронин ?Необыкновенная ромашка?
Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе.

ТЕМА ?ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ПОДГОТОВКА К ОТЛЕТУ?
Д. Н. Мамин – Сибиряк ?Серая шейка?
Цель: На основе литературного произведения показать детям как изменяется жизнь животных и птиц в разное время года. Дать прочувствовать настроение персонажей в зависимости от обстоятельств. Воспитывать сострадание к героям произведения, желание помочь им.
Г. Х. Андерсен ?Дикие лебеди?
Цель: продолжить знакомство с творчеством?Андерсена; анализировать художественное произведение, давать характеристику героям, выражать отношение автора к героям; научить выделять главное в тексте, давать полный ответ, четко формулировать свою мысль; развитие образного мышления, речи; воспитание любви к сказкам, воспитание положительных человеческих качеств.
НОЯБРЬ
ТЕМА ?ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ. ПОДГОТОВКА К ОТЛЕТУ?.
В. Гаршин ?Лягушка – путешественница?
Цель: учить отличать сказку от рассказа, указывая характерные, отличительные особенности. Учить делать выводы и умозаключения. Расширять представления о жизни лягушек и способностями к самовыживанию. Закрепить признаки осени. Дать понять, что в природе всё взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение к объектам природы.
К. Ушинский ?Воробей и ласточки?
Цель: Учить понимать тему и содержание рассказа, развивать интерес к познанию нового и интересного материала. Закреплять умение использовать в ответах на вопросы авторские слова и выражения, расширять объём знаний.

ТЕМА ?ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ЯГОДЫ?
В. Даль  ?Война грибов с ягодами?
Цель: продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные произведения, создавать атмосферу радости от общения с природой, в игровой форме закрепить знания о грибах.
В. Сутеев ?Под грибом?
Цель: учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать слова текста. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки и называть эпизод, который особенно понравился, воспитывать любовь к животным.

ТЕМА ?ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ. СОДЕРЖАНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ?
К. Ушинский ?Бодливая корова?
Цель: дать представление детям о жанре рассказа. Учить понимать тему и содержание рассказа. Закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову. Развивать интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать любовь к животным.
К. Паустовский ?Кот – ворюга?
Цель: знакомство с творчеством К. Г. Паустовского. Развивать умение анализировать прочитанное. Развивать устную речь дошкольников, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие. Расширять словарный запас. Воспитывать чуткое, доброе отношение к животным.

ТЕМА ?ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ. ПОДГОТОВКА ЖИВОТНЫХ К ЗИМЕ?
Н. Сладков. ?Как медведь сам себя напугал?
Цель: продолжать учить детей пересказывать повествовательный рассказ по схеме связно, последовательно, понимать смысл произведения. Учить понимать, что без середины рассказа не понятен его смысл. Закреплять умение использовать в речи авторские слова и выражения (валежина, угодила, насторожил, недоброе творится в лесу, рявкнул, подобру-поздорову).
И. Соколов – Микитов ?Листопадничек?
Цель: закреплять знания о признаках осени, о животных. Продолжать учить строить грамматически правильные предложения. Учить анализировать произведение. 

ТЕМА ?ОСЕННИЕ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. МАТЕРИАЛЫ, ИЗ КОТОРЫХ ОНИ СДЕЛАНЫ?.
Н. Носов ?Живая шляпа?
Цель: продолжение знакомства с творчеством детского писателя Николая Носова; формирование навыков построения рассуждений, умозаключений. Развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая; развитие чувства юмора, творческого изображения. Воспитание интереса к произведениям художественной литературы.
Я. и В. Гримм ?Храбрый портняжка?
Цель: учить понимать тему и содержание рассказа, развивать интерес к познанию нового и интересного материала. Закреплять умение использовать в ответах на вопросы авторские слова и выражения, расширять объём знаний.
ДЕКАБРЬ
ТЕМА ?ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ?
Русская народная сказка ?По щучьему велению?
Цель: ?развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы.  Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев. Активизировать речь, развивать у детей связанную речь, умение давать развёрнутые ответы. Воспитывать интерес к художественной литературе развивать умение давать описательную характеристику героям.?
Я. и В. Гримм ?Госпожа Метелица?
Цель: познакомить детей с художественным текстом, активизируя словарь по лексической теме. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание. Помогать детям, грамматически правильно строить предложения при ответах по содержанию.

ТЕМА ?МЕБЕЛЬ. НАЗНАЧЕНИЕ МЕБЕЛИ. ЧАСТИ МЕБЕЛИ. МАТЕРИАЛЫ, ИЗ КОТОРЫХ СДЕЛАНА МЕБЕЛЬ?
С. Маршак ?Откуда стол пришёл??
Цель: дать представление о жанре – рассказе. Путём художественного повествования в доступной форме показать детям, труд скольких людей задействован в процессе изготовления мебели, воспитывать уважение к труду, бережное отношение к вещам, окружающим нас в жизни.
С. Маршак ?Кошкин дом?
Цель: развивать интонационную выразительность речи, осмысление сюжета литературного текста. Воспитывать трудолюбие, желание слушать.

ТЕМА ?ПОСУДА. ВИДЫ ПОСУДЫ. МАТЕРИАЛЫ, ИЗ КОТОРЫХ СДЕЛАНА ПОСУДА?
К. Нефёдова ?Для чего нужна посуда?.
Цель: учить понимать тему и содержание рассказа, развивать интерес к познанию нового  и интересного материала. Закреплять умение использовать в ответах на вопросы авторские слова и выражения, расширять объём знаний.
Г. Х. Андерсен ?Горшочек каши?
Цель:  воспитывать интерес к чтению художественной литературы. Учить размышлять над замыслом автора, делать свои собственные выводы. Развивать предугадывание содержания произведения, развитие воображения и фантазии. Формировать связную речь детей.
ТЕМА ?НОВЫЙ ГОД?.
Б. Житков ?Что я видел?.
Цель: Познакомить детей с художественным текстом, активизируя словарь по лексической теме. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание. Помогать детям грамматически правильно строить предложения при ответах по содержанию.
Русская народная сказка ?Снегурочка?
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказок, подвести к пониманию идеи произведения. Закрепить знания об особенностях сказочного жанра.
ЯНВАРЬ
ТЕМА ?ТРАНСПОРТ. ВИДЫ ТРАНСПОРТА. ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ. ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ?
А. Гайдай ?Чук и Гек?
Цель: учить детей давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
Прививать детям умение внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, развивать память, мышление. Воспитывать заботливое отношение к близким, чувства патриотизма, воздействовать на эмоционально-чувственную сферу детей.
Н. Кнушевицкая ?Поезд?, ?Троллейбус?, ?Трамвай?
Цель: продолжать учить детей слушать стихотворения. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения полными ответами. Обогащать словарь детей за счёт слов, встречающихся в стихотворении.

ТЕМА ?ПРОФЕССИИ. ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ?
В. Маяковский ?Кем быть??
Цель: Развивать интерес к поэтическим произведениям и глубокому пониманию предложенного материала о людях разных профессий, работать над накоплением пассивного словаря.  Учить выражать свои мысли и слушать других, заинтересовать детей в построении своих планов на будущее.
Русская народная сказка ?Семь Симеонов – семь работников?
Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); учить осмысливать характеры персонажей сказки, формировать образность речи, понимание образных выражений.
ФЕВРАЛЬ
ТЕМА ?ТРУД НА СЕЛЕ ЗИМОЙ?.
Русская народная сказка ?Василиса Прекрасная?
Цель: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и?художественной формы.
Белорусская народная сказка ?Лёгкий хлеб?
Цель: ознакомить с белорусской?сказкой??Лёгкий?хлеб?. Развивать внимание, артикуляционные навыки, устную речь, слуховую и зрительную память. Подвести дошкольников к мысли, что в хлеб, который приходит к нам на стол, вложен большой труд многих людей.

ТЕМА ?ИНСТРУМЕНТЫ?
Б. Заходер ?Вот так мастер?.
Цель: развивать познавательный интерес детей, внимание, память для осознанного восприятия текста, связную речь и творческое воображение.
Расширить круг знаний о произведениях любимого детского автора, создать положительный эмоциональный фон во время чтения, поделиться впечатлениями о прочитанном.
С. Маршак ?Как рубанок сделал рубанок?
Цель: Учить понимать тему и содержание рассказа, развивать интерес к познанию нового и интересного материала. Закреплять умение использовать в ответах на вопросы авторские слова и выражения, расширять объём знаний.

ТЕМА ?ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН, ПОВАДКИ, ДЕТЕНЫШИ?
С. Маршак ?Детки в клетке?.
Цель: Прививать любовь к животным, интерес к знаниям о среде их обитания. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные и уменьшительно-ласкательные слова, согласовывать существительные с числительными. Воспитывать отзывчивость, желание помочь другим.
Л. Толстой ?Слон?
Цель: познакомить детей с рассказом. Дать представление о жизни и творчестве писателя. Учить понимать поступки героев и их эмоциональное состояние.

ТЕМА ?КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ. РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ. УХОД ЗА НИМИ?
С. Аксаков ?Аленький цветочек?
Цель: формировать у детей интерес к волшебным сказкам, а также умение воспринимать их как произведения устного народного творчества. Воспитывать любовь к народным сказкам, к красоте и многообразию выразительной речи. Дать понятие общечеловеческих ценностей добра и красоты, сформулировать понимание центрального образа сказки ?Аленького цветочка? как символа любви, добра и красоты.
И. Молчанов – Сибирский ?Живой уголок?
Цель: Учить понимать тему и содержание рассказа, развивать интерес к познанию нового и интересного материала. Закреплять умение использовать в ответах на вопросы авторские слова и выражения, расширять объём знаний.

ТЕМА ?ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ. ПРЕСНОВОДНЫЕ И АКВАРИУМНЫЕ РЫБЫ?.
И. Токмакова ?Где спит рыбка?.
Цель: прививать интерес к миру природы, закрепить знания о среде обитания рыб, формировать умение соотносить защитные функции со средой обитания. Расширять кругозор детей, словарный запас, развивать мышление, разговорную речь.
С. Воронин ?Добрая раковина?
Цель: развивать интерес к художественной литературе и чтению. Учить высказывать суждения о поступках героев. Формировать умение определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение).
МАРТ
ТЕМА ?РАННЯЯ ВЕСНА. ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ. ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ. МАМИН ПРАЗДНИК?
В. Сухомлинский ?Веселый ветер?
Цель: развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев.
Н. Некрасов ?Дедушка Мазай и зайцы?
Цель: познакомить детей с произведением ?Дедушка? Мазай и зайцы?. Учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного, характер главных героев. Формировать умение анализировать стихотворение, понимать настроение лирического героя и поэта, развивать умение анализировать образные средства языка. Отрабатывать навык выразительного чтения. Пополнять активный и пассивный словарный запас, выражать свои чувства по отношению к прочитанному. Воспитывать чувство сострадания, любовь и бережное отношение к природе.
ТЕМА ?НАША РОДИНА – РОССИЯ?
К. Ушинский ?Наше Отечество?
Цель: формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность.
Н. Кнушевицкая ?Я – гражданин России?
Цель: воспитывать эмоциональное восприятие произведения, учить передавать свои впечатления.

ТЕМА ?СТОЛИЦА РОДИНЫ – МОСКВА?
Ф. Глинка ?Москва?
Цель: учить воспринимать содержание поэтического текста. Закреплять и расширять представление о речевых средствах выразительности. Расширять представление о прошлом Родины.
Е. И. Осетров ?Моя Москва?
Цель: развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному.

ТЕМА ?МОЁ СЕЛО? 
А. А. Воронкин ?Любимой земле? 
Цель: учить детей внимательно слушать стихотворение о любимой Белой Глине, чтобы понять его содержание. Эмоционально воспринимать произведение о родном селе. 
С. Н. Никитин ?Белая Глина?
Цель: знакомство с историей родного села, его традициями, обычаями
Воспитание любви к малой Родине, к стихотворному слову, чувства гордости за родной язык. Развитие речи, творческих способностей детей, умения связно и эмоционально излагать материал
АПРЕЛЬ
ТЕМА ?ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА?
С. Я. Маршак ?Усатый – полосатый?
Цель: учить детей воспринимать образное содержание произведения. Продолжать развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.
С. Я. Маршак ?Где обедал воробей??
Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение. Развивать образность речи, творческое воображение. Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.

ТЕМА ?ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ К. И. ЧУКОВСКОГО?
К. И. Чуковский ?Доктор Айболит?
Цель: развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; довести до сознания детей юмор произведения; воспитывать интерес к художественной литературе.
К. И. Чуковский ?Тараканище?
Цель: познакомить детей с произведением К.И.Чуковского ?Тараканище?. Закрепление знаний сказок и стихов русского писателя. Развитие творческих способностей детей. На произведении К. И. Чуковского показать, что добро всегда побеждает зло. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

ТЕМА ?ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. В. МИХАЛКОВА?
С. Михалков ?Дядя Стёпа?
Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения. Воспитывать любовь к творчеству поэта С. Михалкова, бережное отношение к книгам.
С. Михалков ?Скверная история?
Цель: продолжать развивать любовь к художественной литературе, дать представление детям о жанре рассказа. Учить понимать содержание.

ТЕМА ?ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ А. Л. БАРТО?
А. Барто ?Первый урок?
Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе. Пополнять литературный багаж стихотворениями. Обращать внимание детей на выразительные средства.
А. Барто ?Вовка добрая душа?. 
Цель: обратить внимание детей на яркость образов, лиричность и напевность мелодии, определяющих красоту стихотворения; предложить рассказать о чувствах и эмоциях, вызванных произведением.
МАЙ
1 неделя – каникулы
ТЕМА ?ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ?
С. Воронин ?Моя берёза весной?
Цель: обогащать словарный запас детей. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.
С. Воронин ?Дети старой кряквы?
Цель: продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета. Развивать умение выслушивать ответы товарищей.

ТЕМА ?ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ А. С. ПУШКИНА?
А. С. Пушкин ?Сказка о рыбаке и рыбке?
Цель: знакомить детей с творчеством Пушкина, учить понимать смысл произведений, развивать слуховое восприятие, воспитывать уважение к поэту.
А. С. Пушкин ?Сказка о мертвой царевне и семи богатырях?
Цель: уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина. Помочь почувствовать своеобразие их языка. Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта.

ТЕМА ?ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ?
Л. Толстой ?Филиппок?
Цель: донести до сознания детей замысел автора - стремление к учению естественно для любого ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, ?человек дела?.
Загадки по теме ?Школьные принадлежности?
Цель:  познакомить ребят со школьными принадлежностями в игровой форме. Научить разгадывать загадки, развивать память, внимание, мышление.




28.09.


29.09






05.10



06.10





12.10




13.10





19.10




20.10




26.10





27.10







02.11




03.11





09.11



10.11






16.11





17.11







23.11



24.11








30.11





01.12







07.12




08.12







14.12




15.12






21.12



22.12





28.12




29.12







18.01




19.01






25.01


26.01







01.02


02.02







08.02




09.02






15.02



16.02






22.02





23.02







29.02




01.03




07.03





08.03









14.03




15.03




21.03



22.03





28.03




29.03





04.04



05.04





11.04




12.04






18.04




19.04




25.04



26.04






16.05


17.05





23.05


24.05





30.05



31.05





Художественная литература
Иллюстрации к произведению




Художественная литература 

Иллюстрации к произведению





Художественная литература

Иллюстрации к произведению






Художественная литература 

Иллюстрации к произведению





Художественная литература


Иллюстрации к произведению







Художественная литература 

Иллюстрации к произведению






Художественная литература

Иллюстрации к произведению







Художественная литература


Иллюстрации к произведению







Художественная литература

Иллюстрации к произведению









Художественная литература

Иллюстрации к произведению







Художественная литература

Иллюстрации к произведению










Художественная литература

Иллюстрации к произведению






Художественная литература

Иллюстрации к произведению






Художественная литература
Иллюстрации к произведению








Художественная литература
Иллюстрации к произведению









Художественная литература
Иллюстрации к произведению






Художественная литература
Иллюстрации к произведению








Художественная литература
Иллюстрации к произведению







Художественная литература

Иллюстрации к произведению







Художественная литература
Иллюстрации к произведению









Художественная литература
Иллюстрации к произведению







Художественная литература
Иллюстрации к произведению











Художественная литература
Иллюстрации к произведению






Художественная литература
Иллюстрации к произведению







Художественная литература
Иллюстрации к произведению







Художественная литература
Иллюстрации к произведению






Художественная литература
Иллюстрации к произведению







Художественная литература
Иллюстрации к произведению







Художественная литература
Иллюстрации к произведению






Художественная литература
Иллюстрации к произведению





Художественная литература
Иллюстрации к произведению





Художественная литература
Иллюстрации к произведению