* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 16pt; color: #365F91;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 16pt; color: #365F91;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c19 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .TOC Heading {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .toc 1 {margin-bottom: 5pt;} .toc 2 {margin-bottom: 5pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Управление образования Администрации муниципального образования «Город Можга»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Исследовательская работа

«Первые шаги в профессию»

Выполнили

Пивоварова Эльвина Сергеевна,

10 класс

Руководитель

Невоструева Татьяна Николаевна,

заместитель директора по УВР

2024г.

Содержание

Введение

Проблема- мир меняется с бешенной скоростью и не всегда общество готово меняться так же быстро. Обилие информации, новые профессии – все это влечет за собой проблему не информированности школьников. Современные дети, учась и окончив школу, все так же знают о традиционных профессиях – учитель, врач, инженер. Но при этом каждый из них хочет иметь самостоятельный заработок и быть успешным. Где взять информацию о профессиях, которые востребованы в современном мире? Эту проблему мы пытаемся решить реализацией своего проекта. Выпускники поступают в учебные заведения по воле родителей или «за компанию». А после окончания учебы многие остаются там, где обучались, так как они думают, что в нашем небольшом городе реализоваться невозможно. Это еще одна проблема – миграция молодежи из нашего города.

Цель проекта - в течение 2024 -2025 учебного года провести 8 мероприятий по профориентации для 40 старшеклассников города Можги через знакомство с предприятиями города, встречи с успешными людьми для вовлечения детей к осознанному выбору профессии.

Задачи:

Организация мероприятий по профориентации;

Организация встреч с успешными людьми;

Проведение

квестов

по предприятиям города Можга;

Повышение осознанности выбора профессии;

Гипотеза- проведение мероприятий по профориентации поможет сделать школьникам осознанный выбор профессии

Предмет- профориентация старшеклассников

Объект- серия мероприятий по профориентации со старшеклассниками города Можги

Целевая аудитория- школьники от 16 лет

Методы- опрос, интервью, изучение литературы, практический метод

Теоретическая часть

Востребованные профессии в современном мире

Востребованность - показатель потребности в профессии работодателя. Часто термин востребованность определяют, как «спрос на профессию». Мир не стоит на месте, появляются новые профессии, старые более усовершенствуются.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер, изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значит роль в этом играют советы окружающих: друга, родителей, СМИ. Около 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Выбирая профессии, как правило делают упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом психофизических возможностей, интеллект, потенциал, профессионально-значимые качества личности.

Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Что же касается мнения окружающих, в том числе родителей, то это, безусловно, важный момент при выборе профессии, но не самый важный. Необходимо четко осознавать разницу между рынком труда, когда работали мама и папа, и нынешним, о котором они, возможно, не полностью осведомлены. Можно воспользоваться Интернетом и изучить ситуацию, почитать отзывы людей разных профессий или попросить знакомых людей поделиться своим опытом. Проанализировав все вместе взятое, стоит

самому определиться, как действовать дальше. От характера и личностных качеств зависит то, каким специалистом он станет. Не стоит ставить планку выше своих возможностей. Не стоит окунаться с головой в медицину, если химия и биология являлись сложными и непонятными предметами. Хороший программист не получится из того, кто не дружил с математикой и информатикой. Учитель без творческих способностей, терпеливости и любви к детям обречет себя на душевное расстройство.

Будущую профессию необходимо выбирать с учетом только личных качеств и способностей. Групповое чувство, ориентация на друзей или советы родителей не помогут в формировании собственной самооценки. Поэтому прислушиваться к рекомендациям можно, но стараться им полностью соответствовать не нужно. У каждого человека всегда должно быть собственное мнение.

Перед началом работы над проектом нами был проведен онлайн-опрос для старшеклассников нашей школы. В нем приняли участие 30 учеников 9 класса (Приложение 1)

На первый вопрос (Какие профессии ты знаешь?) большинство написали традиционные профессии- врач, учитель, полицейский, пожарный, повар.

На второй вопрос (Определился ли ты с профессией?) 40% участников ответили «ДА», а 60% еще не определились с выбором профессии. (Приложение 2)

На третий вопрос (Хватает ли тебе информации о профессиях в интернете?) 40% участников ответили «ДА», 23% ответили «НЕТ», и 37% затрудняются ответить на этот вопрос. (Приложение 3)

На четвертый вопрос (Нужно ли в нашей школе проводить мероприятия по профориентации?) все участники ответили «ДА». (Приложение 4)

По результатам онлайн-опроса ясно, что выбор профессии был и остается непростым делом, что вполне понятно: выбирая будущую деятельность, человек выбирает свое место в обществе и свою судьбу. Для многих школьников трудно определиться с профессией, поэтому нужно проводить мероприятия по профориентации. Это еще раз показывает актуальность нашего проекта «Первые шаги в профессию».

Организация профориентации в МБОУ «СОШ№5»

Чтобы узнать о профориентационной работе, которая осуществляется в нашей школе, было проведено интервью с педагогом – психологом, которая отвечает за реализацию данного направления. (Приложение 5)

Из интервью мы узнали, что в МБОУ «СОШ № 5» реализуется программа профориентации школьников, которая предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в мире профессий и специальностей, поможет им в выборе будущей деятельности и уменьшит вероятность ошибок при выборе профессии. Целью программы является оказание психологической помощи учащимся 7-9 классов в личностном и профессиональном самоопределении и выборе с учётом профиля обучения на ближайшие годы, а затем профессии.

Каждый год педагог- психолог школы проводит диагностику, с целью профориентации. В своей работе использует методики, которые представлены ниже. Содержание программы предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Задачи реализации курса состоят в том, чтобы учащиеся:

- составили целостное представление о мире профессий;

- освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность человека;

- исследовали собственные познавательные интересы, склонности, способности;

- определили пути и способы развития познавательных и личностных возможностей в системе образовательной подготовки к будущей профессии.

Методы ведения занятий выбирались, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, дискуссию, ролевое проигрывание, психотехнические приёмы.

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, ролевые игры, деловые игры.

Методики диагностики по профориентационной работе

Личностный опросник Ганса

Айзенка

(EPI)

Это методика, направленная на изучение индивидуально-психологических черт личности. 

О

просник

Ю

нга

–м

етодика направлена на выявление типологических особенностей личности.

"Карта интересов"-

Опросник

разработан

А.Е.

Голомштоком

.

Предназначен

для изучения интересов и склонностей школьников.

Тест

Холланд

а

-

данная методика направлена на определение профессионального типа личности. 

Так же разработан цикл занятий, в ходе которых ребята знакомятся с такими понятиями, как личность, самооценка, личный опыт. Знакомятся с секретами выбора профессий. Выделяют основные признаки профессиональной деятельности. Знакомятся с свойствами нервной системы в профессиональной деятельности, а также познают то, как темперамент влияет на профессиональное становление личности.

Учебный проект

Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией,

делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Проектная деятельность в обновленном ФГОС занимает значимое место. Она выступает как:

одно из требований к метапредметным результатам;

составная часть требований к предметным результатам;

оцениваемая форма учебной деятельности;

основная форма учебной деятельности, развивающая УУД;

часть Программы формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Типология проектов:

По доминирующей деятельности учащихся:

практико-ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении. Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);

исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта - конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.);

информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);

творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.),

ролево-игровые (создание спектакля, сценария, игры);

По продолжительности:

мини-проекты (один урок), краткосрочные (несколько уроков),

средней продолжительности (от недели до года),

долгосрочные (годовые).

По количеству участников:

индивидуальные (личностные - проект, выполняемый одним учащимся),

парные (выполняется двумя учащимися),

групповые - проект, выполняемый группой (группами) учащихся.

По охвату предметов:

монопроект (монопредметный, - проект по одному учебному предмету);

межпредметный проект - проект, объединяющий несколько предметных областей,

свободный - то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

Организация учебной деятельности в МБОУ «СОШ№5»

В нашей школе ведется курс «Проектная деятельность» для 9-классников. Актуальность программы обусловлена необходимостью разработки, внедрения в образовательный процесс МБОУ «СОШ № 5» следующей ступени обучения проектной деятельности – базовой, реализация которой позволяет учащимся применить и закрепить полученные ранее знания стартового уровня. Освоение учащимися навыков проектной деятельности является способом формирования

ключевых компетенций учащихся, благодаря которым они лучше адаптируются к изменяющимся условиям, ориентируются в разнообразных ситуациях, умеют решать жизненные проблемы и работать в различных коллективах.

Основные задачи данного курса:

сформировать умения и навыки, связанные с постановкой проблемы, целеполаганием, планированием и оценкой результата;

сформировать умения и навыки, связанные с поиском и обработкой информации;

сформировать умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

сформировать навыки совместной работы в группе;

сформировать интерес к познанию нового посредством реализации проекта.

Отличительные особенности данной программы состоят в том, что:

данная программа позволяет осуществлять свободный выбор темы проекта, которая не привязывается к тому или иному учебному предмету;

на каждом этапе обучение проводится в форме игры, объединенной единым сюжетом. Игровая основа сюжета позволяет заинтересовать обучающихся в результатах деятельности и мотивировать их на эффективную работу по освоению темы;

взаимодействие и сотрудничество педагогов школы, родителей учащихся;

программа носит универсальный характер, может быть адаптирована для учащихся 5-9-х классов.

Так как за основу данной программы взята дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектируем, играя», целью которой является обучение основам проектной деятельности, настоящая программа призвана закрепить у учащихся уже имеющиеся знания и умения проектной деятельности. В этой связи в данной программе расширены

требования к уровню сформированности ключевых компетентнций учащихся (для оценки в процессе проектной деятельности учащихся).

Каждый девятиклассник в течение учебного года должен написать и публично защитить свой проект. Лучшие проекты рекомендуются для представления на городских, республиканских и иных научно-практических конференциях. Каждый обучающийся получает экспертную оценку своего проекта и рекомендации.

Практическая часть

Программа события

Наш проект «Первые шаги в профессию» будет реализовываться в течение учебного года. В нем примут участие 8 команд старшеклассников всех школ города. В составе команды – 5 человек. Мы предполагаем, что в проекте примут участие 10-11- классники.

Один раз в месяц (сентябрь- апрель) будет проводиться экскурсия на разные предприятия нашего города (Приложение 6). В течение учебного года планируется организация и проведение экскурсии на 8 предприятий нашего города с целью знакомства школьников с производством и успешными практиками ведения бизнеса.

Во время экскурсий школьники будут выполнять задания, которые предварительно будут подготовлены командой школы. Такой подход к экскурсии позволит более качественному восприятию информации школьниками.

После этого будет организована беседа и мастер-класс с руководителями, предпринимателями города, добившимися качественных результатов в своей деятельности. В данной встрече школьники получат опыт организации бизнеса в нашем городе, могут задать вопросы, получить кейс для написания проекта.

В мае, после завершения данных экскурсий, каждая команда готовит защиту проекта. В качестве экспертов приглашаются те же предприниматели, которые выступали перед детьми. Успешные проекты будут воплощены в жизнь на предприятиях города, а школьники получат возможность целевого обучения в ВУЗах.

День будет организован следующим образом:

10:00 - регистрация участников в школе № 5

В фойе будет стоять стойка регистрации, для участников будут выдаваться бейджи, блокноты и ручки, волонтеры проводят инструктаж, выдают путевые листы капитанам команд. Кофе-брейк.

11:00 - рассадка участников по автобусам; экскурсия на предприятия, квест. Задания квеста будут заранее подготовлены одной из команд. Все предприятия

жребием будут распределены между школами. При подготовке квеста, а также во время выполнения квеста, по нашему мнению, старшеклассники узнают много интересных фактов о предприятиях города.

13:00- приезд обратно в школу №5, обед.

14:00- мастер - класс с успешными предприниматели, вопрос-ответ Мероприятия будут проводиться в актовом зале школы, для их организации необходимы столы, стулья, ноутбуки, плазма.

После встречи организуется кофе-брейк, во время которого участники еще раз могут обсудить услышанное.

16:00- подведение итогов дня.

Защита проектов в мае будет организована по специальному графику, который будет обговорен с экспертами.

Необходимые ресурсы

Для реализации проекта «Первые шаги в профессию» необходимы следующие ресурсы (Приложение 7)

Оценочная стоимость реализации проекта – 867900 руб. Из них 470000 рублей – средства гранта молодежного инициативного бюджетирования «Атмосфера», 397900 рублей – софинансирование.

Своими силами будет реализована работа волонтеров, реклама, распечатка необходимых материалов, съемка мероприятий. Кроме того, 133800 – спонсорская помощь. Основные средства гранта будут потрачены на покупку 10 ноутбуков для команд, мебели и брендированного мерча.

Заключение

В ходе работы ясно, что выбор профессии был и остается непростым делом. Для многих школьников трудно определиться с профессией, поэтому нужно проводить мероприятия по профориентации через знакомства с предприятиями города, встречами с успешными людьми.

Данный проект очень актуален и может быть реализован в любом городе по данной выработанной модели. В нашем городе проект может стать традиционным, ежегодным для обучающихся 10-11 классов как профориентация и проектная деятельность. Ежегодно в проект будут вовлечены новые предприятия и новые кейсы для оптимизации производства предприятий города Можги.

Список литературы

https://postupi.info/colleges/city/406

https://checko.ru/company/mozhginskaya

https://smm-tips.ru/professii/professii-buduschego.html

https://trends.rbc.ru/trends/education/60d093d39a79476354353585

https://edunews.ru/professii/obzor/

Федеральный закон «Об образовании в российской Федерации» от 26 декабря 2012 г № 273-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа:

URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

дата обращения: 02.02.2023).

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А.,

Чуракова

О.В. Метод проектов – технология

компетентностно

-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы

/ П

од ред. Проф.

Е.Я.Когана

. – Самара:

Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А.,

Чуракова

О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. Проф.

Е.Я.Когана

. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006.

Голуб Г.Б.,

Чуракова

О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Британский Совет, Департамент образования и науки Администрации Самарской области, 2003.

Завод «Свет»

-

https://zavodsvet.ru

Можгинский

лесокомбинат-

https://mlk-mebel.ru

МожгаПлем

-

http://mozhgaplem.ru

МСО-

http://oaomso.ru

«Красная звезда»

-

https://redstar-udm.ru

ЛПУМГ-

https://tchaikovsky-tr.gazprom.ru/about/struktura-kompanii/mozhginskoe-lpumg/?mode=preview

МожгаСыр

-

http://mozhgasyr.ru

Швейная фабрика-

https://checko.ru/company/mozhginskaya-shveynaya-fabrika-1136733011986

Приложения

Приложение 1

Онлайн-опрос старшеклассников

Приложение 2

Результаты опроса

Приложение 3

Результаты опроса

Приложение 4

Результаты опроса

Приложение 5

Интервью с педагогом-психологом Васильевой А.А.

Приложение 6

Предприятия города Можги

Завод «Свет»

ОАО «СВЕТ» с мощностью в 600 млн. штук изделий в год, со своими ярко выраженными особенностями, вошло в число десяти крупнейших производителей стеклотары Российской Федерации. Удельный вес продукции со знаком СВЕТ на рынках сбыта стеклотары в Российской Федерации занимает в настоящее время около 5 процентов. Основан в 1835 году, что и положило основанию города Можга, в то время имеющего первоначальное название посёлок Сюгинского завода. Завод был построен на средства елабужского купца Фёдора Григорьевича Чернова и был известен производством технического стекла, кувшинов, фигурок зверей.

А.С. Крюков- окончил Ижевский механический институт, специальность - конструирование и технология радиоэлектронных средств. С 2010 по 2017 год

избирался депутатом городской Думы, муниципальное образование «Город Можга». Член постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва по экономической политике, промышленности и инвестициям. 

Можгинский лесокомбинат

АО «Можгинский лесокомбинат» - современное высокомеханизированное многопрофильное предприятие, использующее для производства мебели новейшие технологии и современные материалы. Мебель, выпускаемая нашей компанией, конкурентоспособна не только на российском рынке, но и в дальнем и ближнем зарубежье.

А.В. Молчанов- является индивидуальным предпринимателем. Также, он является руководителем 10 организаций и учредителем 16 организаций.

МожгаПлем

Более 60 лет помогают развиваться предприятиям по разведению крупного и мелкого рогатого скота увеличивать надои молока и показатели воспроизводства, благодаря анализу и разработке индивидуальных комплексных решений. Одними из первых в стране освоили технологию производства, замороженного семени козлов-производителей, ввели в эксплуатацию станцию по искусственному осеменению мелкого рогатого скота.
Александр Викторович Александров - никогда не регистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Является руководителем 2 организаций и учредителем 1 организации.

Можгинское МСО работает на строительном рынке Удмуртии с 1935 года, его работа включает в себя все циклы - от проектирования объекта до сдачи под

ключ. МСО Можга занимается разработкой всех разделов архитектурно-технической документации. Можгинское строительное объединение имеет деревообрабатывающий цех, цех ЖБИ, цех пластмасс, цех сухих смесей, кирпичный цех, швейный цех, пекарню, мельницу, кондитерский цех, а также занимается металлообработкой.

Р.Р. Муфтахов- Является руководителем 5 организаций и учредителем 6 организаций.

«Красная звезда»

«Красная звезда» - старейшее предприятие, история развития которого началась более 90 лет назад. Производство мебели из натуральной древесины для детей и взрослых от отечественного производителя.

Рашит Наильевич Абашев- Генеральный директор ЗАО работников «Можгинское деревообрабатывающее предприятие «Красная звезда», гожга. Член постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды.

ЛПУМГ

Можгинское ЛПУМГ транспортирует 500 млн. куб. м природного газа в сутки.  Семь газораспределительных станций, обеспечивают газоснабжение множества поселков и сел в четырех районах Удмуртской Республики – Можгинском, Кизнерском, Граховском, Увинском и Вятско-Полянском – в Кировской области.

Евгений Владимирович Бондарчук- генеральный директор 3-х организаций.

МожгаСыр

МожгаСыр- российский производитель молочных продуктов из Можги, одно из крупнейших предприятий Удмуртии, по выработке твёрдых сыров занимает первое место по России.

Лариса Николаевна Федосеева- является руководителем 1 организации

Швейная фабрика

Швейная фабрика- фабрика работает в статусе Закрытого акционерного общества (ЗАО) и выпускает спецодежду, туристическую и спортивную форму, а также детскую одежду (из флиса).

Ильгиз Минишаехович Шайгарданов- является руководителем 2 организаций и учредителем 1 организации

Приложение 7

Тип ресурсов

Наименование ресурса

Необходимое кол-во (едзмерения)

Цена,

Руб.

Стоимость,

Руб.

Человеческие (работы, услуги)

Волонтеры

10

8 часов х 8 дней

200

128000

Информационные

(PR, реклама, информационное освещение)

Посты в социальных сетях

Видеосъемка мероприятий

9

8 дней по 8 часов

500

2000/час

4500

128000

Материальные (материалы, оборудование, расходные материалы)

Блокноты

Ручки

Футболки

Ноутбук

15.6" Ноутбук Acer Extensa 15 EX215-22-R6JD черный

Распечатка материалов

Столы TR-0041g-3 Стол Трапеция "Точка Роста" (комплект Треугольник)

Стулья МИХП-4 Стул ИЗО ХРОМ (красный пластик)

64

64

15

10

360 страниц

8 комплектов

45 штук

40

20

300

38000

10

11 520

2 740

2560

1280

4500

380000

3600

92160

123300