План-конспект урока в 4 классе

по теме:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ .

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

(раздел учебника «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»)

 

Иванова Эльвира Владимировна учитель музыки

МАОУ «СОШ №47»

Город Псков

Тема урока:

«Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».

Вид:

Урок открытия новых знаний.

Цель:

Содержательная:

Музыкальное развитие кругозора учащихся посредством знакомства с русскими народными инструментами входящими в состав народного оркестра.

Деятельная:

Формирование умения самостоятельно выполнять проект по теме урока.

Задачи:

Образовательные:

Осваивать знания о музыкальных инструментах России, историей их возникновения и бытования.

Овладевать элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности.

Учиться различать тембровую окраску наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Воспитательные:

Воспитывать художественный вкус, нравственно-эстетические чувства: уважение к своему народу, Родине, народному музыкальному творчеству.

Формировать навыки эмоционально-осознанного воспри

ятия музыки.

Развивающие:

Расширять представление о взаимосвязи музыки с дру

гими видами искусства (музыка, литература, изобразительное ис

кусство).

Развивать способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений.

Выражать художественно-образное содержание произведений в исполнительской деятельности (пение,

музицирование

)

Определения понятий:

Орке́стр (греч. orchestra) - коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно. исполняющих музыкальные произведения.

Тембр (франц. timbre) - качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки голоса или инструмента.

 Оборудование к уроку:

Доска, магниты, компьютер (презентация), плакат и карточки для оформления проекта.

Этапы урока:

Вводно-мотивационный момент.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

«Открытие нового знания» (построение проекта)

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Рефлексия деятельности (итог урока).

КОНСПЕКТ УРОКА

Вводно-мотивационный момент.

Звучит р.н.м. «Светит месяц», учащиеся входят и рассаживаются на свои места.(слайд №2)

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, наше занятие пройдёт интересно и будет наполнено музыкой, творчеством, поиском. Желаю всем получить новые знания и отличные оценки.

2. Актуализация знаний.

 - В начале нашего урока  вы  услышали музыку. Вы уже слышали подобную музыку? Она вам нравится? Как вы думаете, композиторская это музыка или народная? (ответы детей)

 - Правильно! Это русская народная песня «Светит месяц». По каким признакам вы определили, что это народная музыка? Почему она называется народной? (ответы детей)

- Да, она исполнялась народными инструментами, а народная – значит, её сочинил не композитор, а народ. Есть ли среди всех услышанных инструментов, знакомые вам? (ответы детей)

- Мы услышали звучание одновременно многих народных инструментов, значит её исполнял…Народный оркестр.

- В нашей стране проживают разные народы, которые имеют свою культуру, традиции, свои народные инструменты. Но сегодня мы познакомимся с русскими народными инструментами, которые входят в состав русского народного оркестра.
Дадим точное определение этому понятию: оркестр (греч. orchestra) - коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно. исполняющих музыкальные произведения.

(запись определения в тетрадь).

- Мы с вами знаем уже некоторые виды оркестров. Назовём их: (ответы детей, слайд№3)

симфонический оркестр

,

духовой оркестр

,

струнный оркестр

,

оркестр народных инструментов

,

эстрадный оркестр

,

джазовый оркестр

,

 военный оркестр

,

школьный оркестр

 и другие.

3. Постановка учебной задачи.

- А теперь, попробуем определить цель нашего урока. Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые инструменты народного оркестра (дети участвуют в формулировке цели и задач урока, слайд №4-6.) Чтобы нам было интересней, и мы лучше всё запомнили, предлагаю создать наглядный проект под названием «Народный оркестр» (обращаю внимание на вывешенный на доску плакат с названием и карточки с изображением народных инструментов).

- В оркестре русских народных инструментов, как и в симфоническом, три группы инструментов, поэтому предлагаю разделиться на три группы. Задача каждой группы среди всех картинок находить музыкальный инструмент, с которым мы будем знакомиться и определять его в соответствующую группу народного оркестра, таким образом, в течение урока оформить наш плакат-проект.

4. «Открытие нового знания» (построение проекта)

- Обратите внимание на иллюстрацию, на ней музыкальные инструменты (слайд №7). Есть ли среди них знакомые вам? Какие из них мы отнесём к народным? (ответы детей) Молодцы, а вместе они образуют народный оркестр.

- Своим появлением оркестр народных инструментов во многом обязан дворянину, музыканту, композитору, виртуозу-балалаечнику Василию Васильевичу Андрееву (слайд №8,9 ). Он являлся организатором и руководителем первого оркестра русских народных инструментов в РоссииВасилий Андреевич не только усовершенствовал многие народные инструменты, но и объединил их в группы так же, как и в симфоническом оркестре. И хотя с тех  пор  прошло  уже много-много  лет, все  известные   в  наше  время  инструменты  делятся  на  три  группы, давайте выясним, какие.

1.- Инструменты, в которых источником звука служат вдуваемый музыкантом воздух – называются… духовые  (учащиеся находят и крепят соответствующее название группы инструментов, а в течение урока и название инструмента на плакат).

Остановимся подробно с некоторыми из них.

Жалейка  (запись в тетрадь, на доске карточка, показ инструмента на экране слайд №10)

Жалейку смастерить – простое дело, всего и нужно – бузина да нож.

Но чтоб она в твоих руках жалела, тут важно, что ты в трубочку вдохнешь. ( И. Таяновский)

(Слушание музыки, дети выполняют пластическое интонирование под музыку).

Это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. Тембр жалейки – пронзительный, гнусавый .Вспоминаем определение понятия тембр. Тембр (франц. timbre) - качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки голоса или инструмента слайд №11-12, запись понятия в тетрадь).

- Самый близкий ее родственник - пастуший рожок. К концу дудочки приделан рожок, он делает звук сильней. На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. (слайд №13)

За лес тихонько солнце село, туман спустился на лужок,

Жалейка жалобно запела, грустит о чем-то пастушок. - Ребята, а из чего можно сделать свистульки? Как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух. В середине 18 века в Псковской области своими свистульками славились мастера гончарных изделий (слайд№ 14).

На крылечке я сидел и в свистульку я свистел.

Воробей меня услышал- на крылечко прилетел, он чирикал, я свистел (слушание звучания свистульки).

2.- Инструменты, в которых источником звука служат колебания натянутой струны, звук из которых извлекается посредством воздействия на струны называются – струнные.

Русские гусли (карточка с названием на доску; показ инструмента).

Пальцы скорые, струны тонкие, отзываются гусли звонкие.

Песня длинная, песня славная, вся былинная, стародавняя.

- Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли. Садко - новгородский купец, замечательно играющий на гуслях, который попав в подводное царство своей игрой пленяет морскую царевну, и она помогает ему вернуться на землю, домой  (слайд №16-17), слушание и имитации игры на гуслях).

- Что из себя представляет инструмент? Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

- Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна (слайд № 18). Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок). Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» - гудеть.

Домра (карточку на доску, показ инструмента) – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра.

- В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления. Кто знает, как называли таких артистов? Правильно, скоморохи (слайд №19).

Скоморох настроит домру, скоморох достанет дудку, людей честных и добрых рассмешит веселой шуткой.

- Играли скоморохи на домре косточкой или перышком. Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого-нибудь. Позволяли себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом (царём Алексеем Михайловичем) повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось. Лишь в самом конце 19 века нашелся инструмент в российской глубинке, да остались изображения на рисунках и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев смог возродить этот инструмент.

-Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У русских это балалайка.

Балалайка (показ инструмента (слайд № 20)).

- Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. В 1887 г. В.В.Андреев организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется « Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева». Послушаем звучание этого инструмента в оркестре народных инструментов (слайд № 21-22).

Теперь найдём среди карточек инструменты, относящиеся к этой группе ( дети находят карточки, размещают их в соответствующем месте плаката).

Струнные — гусли (шлемовидные, трапециевидные и крыловидные, или звончатые), домра, балалайка и др.

Какие инструменты называются струнными? Как можно играть по струнам? (струны натянуты на раму или резонатор, звук извлекается щипком пальцами или медиатором, или смычком). Запишем названия инструментов, входящих в группу струнных (слайд№23).

3. - Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные. 

Возникли эти инструменты раньше всех.

Барабан – один из самых распространенных инструментов. Две разновидности барабана – большой и малый – уже давно входят в состав симфонического оркестра. Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Малый барабан имеет сухой, отчетливый звук. Его дробь хорошо подчеркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нем двумя палочками. Литавры – очень древние музыкальные инструменты. Они представляют собой медные котлы, отверстие которых обтянуто кожей. Ударяют по ним специальными палочками с мягкими наконечниками. Посредством винтов и зажимов, натягивающих кожу, литавра настраивается на определенную высоту звука. У литавр огромные выразительные возможности: от подражания раскатам грома, до тихого, еле уловимого шороха или гула.

Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей (слайд №24) .

И щи хлебают, и «Барыню» играют.

Трещотки - инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.(показ инструмента) (слайд №25).

Бубен - просто встряхивают, треугольник - ударяют палочкой (показ инструмента) (слайд №26,27).

Все эти инструменты вам немного знакомы, а что это за инструмент?

- Ребята, это рубель. В старину его использовали, в первую очередь, как утюг, им гладили белье (показать как)

Сначала ложкой съел я кашку, погладил рубелем рубашку, потом на рубеле и ложках я вам сыграл еще немножко.

Ударные инструменты - барабан, литавры,, бубен, погремушки, трещотки, ложки; металлические колокольчики (трензель), бубенцы, коса (показ инструментов). (записывают названия инструментов группы ударных, слайд №28-29).

-Посмотрите, среди инструментов на нашем большинство – ударные. Предлагаю организовать свой оркестр – народный оркестр шумовых инструментов. ( игра на м.ш.и., слайд №30).

- Теперь наш плакат заполнен, но почему у нас остались карточки? (ответы детей)

Кроме названных предыдущих в состав народного оркестра входят также: Гармоники , баяны и аккордеоны (общее название гармошки и баяна – они родственники) - запись в тетрадь, карточка на доску, (слайд № 31,32). Об этих инструментах вы расскажите самостоятельно (информационный раздаточный материла , дети выделяют главное, рассказывают ).

4. Практическая работа.

Баян – потомок удалой гармошки, назван так в честь русского певца.

И сыплют дробью русские сапожки под чистый звук баяна – молодца.

(Исполнение частушек под баян, слайд № 33).

1.Мы родились на Урале, не страшны нам холода,

Нам подруга злая вьюга и студёная вода.

2.Ах, берёзонька-берёза раскудри-рудрявая,

Хороша ты речка Кама, Кама величавая!

3.Ах, сторонушка родная, ты родная сторона,

Здесь повсюду нас встречает – русская старина!

- Обратите внимание на доску. Наш проект названием «Народный оркестр» завершён .Вам было интересно? Что вы узнали на уроке? О чем говорили на уроке, чем занимались, что нового узнали? (слайд №34).

Выставление оценок, домашнее задание страницы в учебнике или творческое задание по теме урока «Нарисуй народный инструмент или придумай окончание частушки» (слайд №35).

План-конспект музыкального занятия в подготовительной группе.

Цель: Обогащение музыкальных впечатлений, развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

Программное содержание: Обогащать музыкальные впечатления у детей, формировать музыкальный вкус, при анализе музыкального произведения учить ясно излагать свои мысли, чувства. Продолжать знакомить с творчеством А.Вивальди. Совершенствовать певческий голос у детей и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен. Познакомить с хороводным шагом. Учить импровизировать под музыку: исполнять характерные движения русского танца. Развивать танцевально-игровое творчество. Воспитывать доброжелательное отношение к музыке.

Репертуар:  музыкальное приветствие коммуникативная игра «Как здорово», «Русский перепляс», «Хороводная», «Весна» А.Вивальди, «Детский сад» О.Асеевой, «Настоящий друг» Б.Савельева, игра «Гори-ясно».

Методы и приёмы: беседа, показ движения, словесное объяснение, художественное слово, анализ.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал, образуют круг.

Муз.рук: Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А ещё мы с вами умеем приветствовать друг друга с помощью музыки. Давайте вспомним, как мы это делали: да, мы пели приветствие, обращаясь к своему рядом стоящему товарищу, беря его за руку, по очереди, пока не замкнётся круг.  (Дети сольно по очереди поют песенку-приветствие рядом стоящему). Ну вот, мы с вами поприветствовали друг друга с помощью музыки. А сейчас мы будем разучивать новое движение, которое пригодится нам для исполнения танцев-хороводов, называется это движение «переменный шаг» или по-другому – «хороводный шаг». Как вы думаете, почему это движение получило такое название? Да, оно является основным движением в русских хороводах, поэтому называется «хороводный шаг». Посмотрите внимательно, как исполняется это движение (Показывает и объясняет). А вот суть этого движения в поочерёдной смене ног во время движения, от того, что происходит смена ног с каждым последующим шагом, после переминания на месте, это движение получило название «переменный шаг». Движение исполняется по линии танца, в зависимости от того в какую сторону исполняется хоровод. С правой ноги делаем шаг вперёд, носок тянем и наступаем с носка, затем перетаптываемся левой, правой ногой на месте и дальше шагаем с левой ноги. Сейчас пробуем сделать это движение на четыре счёта. Муз.рук вместе с восп-лем, помогают освоить движение. А теперь давайте попробуем сделать тоже под музыку.

Муз.рук: Ребята, а какие ещё характерные движения для русских танцев вы знаете? Сейчас, под музыку «Русский перепляс» я предлагаю сочинить танец, из знакомых танцевальных движений. Дети импровизируют под музыку, затем проходят на стулья.

Муз.рук: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с красивой музыкой, а прежде, чем мы послушаем её, мне хочется прочесть строчки чудесного стихотворения Ольги Беляевской:

Мне воробьи сегодня рассказали — 
Не знаю, правда ли, — что уж весна идет. 
Не верится: вчера еще в снежки играли 
И на пруду прозрачный крепок лед. 
Чивик-чик-чик! Откуда вы узнали? 
Кто о весне, пичужки, вам сказал? 
«Полдневный луч нам крылышки ласкал, 
Капели первые сегодня прозвучали».

Догадались вы, о чём мы будем слушать музыку? Это музыкальное произведение, которое написал итальянский композитор Антонио Вивальди «Весна». (Показывает иллюстрацию).  Нам уже знакомо творчество этого композитора, вы можете мне назвать какие ещё произведения этого композитора мы слушали? Да, все эти произведения из цикла времена года, мы с вами уже слушали «Осень», «Зиму», а сегодня послушаем «Весну». (Дети слушают фонограмму музыки). Какие картины вы себе представили? Как композитор передал нам своё настроение в музыке? Какие музыкальные инструменты вы услышали? Как можно одним словом назвать всех исполнителей музыкального произведения? Да – это оркестр. Давайте ещё раз назовём название музыкального произведения и композитора. Хорошо, а теперь сели удобно, спину выпрямили будем распеваться. Давайте споём распевочку «Про язычок», что нам необходимо для выразительного исполнения распевки? Да, нужна чёткая дикция. (Дети поют без сопровождения, затем под музыку )А теперь давайте попробуем спеть частями: первый куплет поют мальчики, второй – девочки. Посмотрим, кто выразительнее исполнит. (Дети поют повторно). Хорошо, а теперь поём ещё раз все вместе. Давайте вспомним песню, которую мы с вами знаем –это песня о дружбе, которая так и называется «Настоящий друг», а написал её композитор Борис Савельев. Я хочу вам напомнить мелодию и текст. (Дети слушают фонограмму). Ребята, как нужно исполнять эту песню, какая она по характеру? Да, песня весёлая, душевная. Давайте постараемся спеть её выразительно. (Дети поют, педагог обращает внимание на чистое интонирование мелодии, работает над формированием певческих навыков). Я хочу, чтобы мы с вами вспомнили ещё одну знакомую песню. Эта песенка о том, как мы дружно живём в детском саду. А называется она «Детский сад». (Дети исполняют песню, педагог работает над выразительностью исполнения). Ну, а теперь приглашаю вас поиграть в знакомую игру «Гори-ясно!», выходите в круг. (Дети становятся по кругу).

Восп-ль: Давайте вспомним правила игры: мы стоим по кругу, в центре стоит водящий, в руках у него платок. Мы идём по кругу и поём, водящий размахивает платочком, как только мы допели песню, водящий выбирает двоих детей и бросает платок между ними. После этого они поворачиваются спиной друг к другу, и бегут в противоположном направлении, стараясь схватить платок. Кто быстрее обегает круг, берёт платок, становится водящим. Игра повторяется. (После игры, музрук подводит итог занятия и даёт оценку работе детей на занятии).

Музрук: Наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, чем мы занимались на занятии. Да, сегодня мы познакомились с новым движением, послушали музыкальное произведение «Весна» А.Вивальди, а кроме того вспомнили знакомые песни и поиграли. (После ответов дети покидают зал).