План-конспект открытого урока по предмету «Гимнастика»
по теме: «Совершенствование техники, выработка выносливости в младших классах на отделении хореографии в ДШИ» (2025 уч.год)
преподаватель – Овчаренко Т.В.
Цель: улучшение приобретенных специальных знаний и навыков двигательной активности, развивающих гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений, путем повторения и отработки пройденных упражнений.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
- развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся;
-развитие осмысленного исполнения движений.
Развивающие:
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие танцевально-ритмической координации;
- развитие музыкальности;
- психологическое раскрепощение учащихся;
- развитие гибкости, выносливости.
Воспитательные:
- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
- формирование чувства ответственности;
- формирование у учащихся осознания необходимости индивидуальной работы по собственному физическому развитию;
Методы обучения:
- практический,
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- метод мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение, установка на успех);
Тип урока: закрепление знаний, выработка умений и навыков.
Вид урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Адресат: учащиеся 1 класса хореографического отделения ДШИ по ДПОП.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающая технология;
личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом;
-игровые технологии.
Межпредметные связи:- ритмика, танец, постановка концертных номеров, слушание музыки.
Материально-техническое обеспечение урока: хореографический зал, оснащённый зеркальным полотном, муз. сопровождение - фортепиано
План урока
I. Организационная часть (3 мин.)
- Построение, поклон, объявление темы, цели и задач урока.
II. Вводная часть (7мин.)
-разминка в движении по кругу.
- разминка в статике.
III.Основная часть(30мин.)
1.комплекс упражнений партерной гимнастики;
2. комбинации у станка;
3.прыжки на середине зала;
4. упражнения и прыжки по диагонали;
IV. Заключительная часть урока (5 мин.)
- Подведение итогов урока, поклон-прощание.
1.Ход урока
1.Организационная часть:
Приветствие учащихся, организация внимания детей, регулировка эмоционального состояния, настрой на продуктивную коллективную работу.
Преподаватель: «Здравствуйте. Сегодня открытый урок. Прошу вас не волноваться, показать хороший результат работы».
Сообщение цели и задач урока.
Тема: «Совершенствование техники,выработка выносливости в младших классах на отделении хореографии в ДШИ».
Цель урока: улучшение приобретенных знаний и навыков двигательной активности, развивающих гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений.
Задачи: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие гибкости, выносливости, осознанная работа каждого учащегося, умение слушать и слышать преподавателя, развитие танцевально-ритмической координации, ансамблевое исполнение, развитие музыкальности.
Преподаватель: «Сегодня на уроке отрабатываем, повторяем и закрепляем все пройденные упражнения на развитие гибкости. Ваша задача-исполнять методически грамотно и музыкально. Прошу вас активно работать на уроке, внимательно слушать меня и концертмейстера. Пожалуйста, Поклон».
Поклон.Исходное положение – I выворотная позиция ног, руки находятся в подготовительном положении, голова прямо, взгляд перед собой.
1,2 такты - учащиеся делают batmen tandu в сторону.
3,4 такты - переход с опорной ноги на рабочую через II позицию.
5,6 такты- закрываем рабочую ногу в I позицию.
7,8 такты –учащиеся делают demiplie.
Во время поклона следим, чтобы корпус оставался прямым, мышцы подтянуты, учащиеся стояли в I позиции, не заваливаясь на большие пальцы ног, локти смотрели точно в стороны.
Преподаватель: «Начинаем разогрев мышц вдвижении по кругу. Не забываем про носовое дыхание. Правильное дыхание помогает доставить мозгу и мышцам больший объем кислорода, понижает тревогу и улучшает концентрацию».
2. Вводная часть
2.1 Разогрев в движении по кругу:
1. Шаг с носка- руки на поясе.
2.Шаг на высоких полу пальцах по VI позиции - руки на поясе.
3.Шаг на пятках по VI позиции - руки на поясе(Следим, чтобы колени были вытянуты до предела, спина максимально подтянута.)
4. Шаг с высоким подниманием бедра вперед на высоких полупальцах- руки на поясе. (Следим, чтобы колени поднимались высоко к груди, спина оставалась ровной и подтянутой, подьем натянут).
5. Шаг с захлестом назад на высоких полупальцах- руки на поясе.(Следим, чтобы корпус был подтянут, стопы натянуты).
6.Бег с высоким подниманием бедра(лошадка). (Следим, чтобы колени поднимались высоко к груди, спина оставалась ровной и подтянутой).
7. Бег с хлестом назад, руки на поясе (Следим, чтобы корпус был подтянут, при беге стопы натянуты).
8.Бег с выносом натянутой ноги вперед по I позиции на 450.(Корпус подтянут, стопы предельно выворотны и натянуты).
9.Галоп правым боком, руки на поясе( руки на поясе, корпус подтянут. Следим что бы ноги собирались в воздухе.)
10. Галоп левым боком.
11. Шаг с носка- руки на поясе.(Учащиеся проходят на свои места в шахматном порядке).
Преподаватель: «Молодцы. Сейчас прошу вас построиться в шахматном порядке по линиям, проведем разминку в статическом положении».
Построение учащихся в шахматном порядке в линии.
2.2 Разминка в статике
1.Наклоны и повороты головы.Упражнение повторяем по 4 раза.(Упражнение нормализует подвижность суставов шейного отдела позвоночника, улучшает работу вестибулярного аппарата).
2.Поочередные, круговые движения плеч, рук- по 8 повторов вперед и назад. Упражнение исполняется сначало по два, потом подряд.(Упражнение для разогрева мышц плечевого пояса, необходимое для разминки перед любой силовой нагрузкой).
3. Махи руками вверх, вниз- по 8 повторов. Упражнение исполняется сначало по два, потом подряд.
4. Повороты корпуса- упражнение исполняется сначало по два, потом подряд. Руки сцеплены в замок перед грудью. (Следим что бы бедра оставались статичны).
5. Растяжка плечевых суставов- сначало сзади, за голову.Потом спереди.
6. Замок с тведением локтя вниз-всторону.
7. Подьем на полупальцы с приседанием. Следим за подтянутым корпусом. Прямой спиной. Руки на поясе.
8. Наклоны корпуса в сторону с руками. Ноги на ширене плеч, руки раскрыты в сторону. На 3 счета делаем наклоны в сторону, при этом противоположной рукой тянемся в сторону наклона. На 4 возвращаемся в исходное положение. Так же в другую сторону. Повторяем по 4 раза. Следем что бы не было завала корпуса вперед.
9.Наклоны корпуса вперед- вниз- вперед- ноги на ширине плеч, руки над головой, кисти сомкнуты в замок. На счет 1 наклон вперед, на счет 2 достать руками до пола, на счет 3 тянемся вперед, на счет 4 принимаем исходное положение. Повторяем 4 раза. (Следим, чтобы колени не сгибались, спина оставалась ровной, руки вытянуты в локтях).
10. Наклоны вперед- ноги на ширине плеч, руки над головой, кисти сомкнуты в замок. Делаем 3 наклона вперед, доставая руками до пола (перед стопами, между стопами, за пятками). На счет 4 принимаем исходное положение. Повторяем 4 раза. (Следим, чтобы колени не сгибались, спина оставалась ровной, руки вытянуты в локтях, спина делает качающее движение). Наклоны подряд- на счет 1 наклон вниз, на счет 2 подьем вверх. Повторяем 8 раз. В конце упражнения виксируем Стойку- обхватываем щиколотки, тянемся подборотком к коленям.
11. Круговые движения корпусом- ноги на ширине плеч, руки над головой, кисти сомкнуты в замок. На счет 1 через сторону наклон к правой ноге, на счет 2 с нажимом в спине наклон вперед руки между стопами, на счет 3 наклон к левой ноге, на счет 4 через сторону возвращаемся в исходное полжение. Повторяем по 4 раза в каждую сторону.
12. Мельница- ноги на ширене плеч, руки раскрыты в сторону, корпус наклонен вперед. Поочередно достаем рукой к противоположной стопе. Повторяем 8 раз. Следим чтобы спина не прогибалась.
13. Махи с хлопком- ноги в VI позиции, руки раскрыты в сторону, корпус вытянут. На счет 1 делаем бросок правой ноги вперед -вверх, одновременно делаем хлопок под коленом. На счет 2 принимаем исходное положение. Исполняем по 8 раз с каждой ноги. Следим что бы спина не наклонялась вперед и колени были ровные.
14. Сидя на стопе по VI позиции, руками обхватываем ноги, корпус плотно прижат к ногам. На счет 1,2 поднимаем «хвостик» в верх. На счет 3,4 принимаем исходное положение. Повторяем 8 раз. Следим чтобы стоя колени выпрямлялись полностью и корпус был прижат к ногам.
Сидя на стопе по II позиции, руками обхватывам ноги из нутри, что бы плечи были между коленями. На счет 1,2 поднимаем «хвостик» в верх. На счет 3,4 принимаем исходное положение. Повторяем 8 раз. Следим чтобы стоя колени выпрямлялись полностью и плечи оставались между ноленями.
Преподаватель: «Молодцы. Сейчас переходим к основной части урока. Прошу встать на коврики для занятий партерной гимнастикой».
3. Основная часть урока
3.1 Комплекс упражнений партерной гимнастики
1. Сидя на коленях, подьем вытянут – ладони стоят на полу возле колен. На счет 1,2,3 поднимаем «хвостик» вверх, колени и локти прямые , подьем тянем вперед, пятки держать вместе. Спина прямая, тянем вниз. На счет 4 возвращаемся в исходное положение.
2. Сидя на полу, наклоны вперед по VI и II позициям. Руки подняты в III позицию, спина прямая, подьем натянут. На счет 1,2,3 выполняем качающиеся наклоны корпуса к ногам. На счет 4 возвращаемся в исходное положение. Повторяем 4 раза. Далее складочка – обхватываем руками пятки, тянем корпус к ногам. .(Колени вытянуты, живот кладем на ноги, руками держимся за пятки, спина вытянута вдоль ног).
Так же выполняется движение по II позиции.
3. Сидя на полу, подьем ноги вверх- руки раскрыты в сторону, спина прямая, подьем натянут. Поочереди поднимаем ногу вверх, по 4 повторения. Следим за прямой спиной, натянутые колени.
4. Уголок из положения сидя -руки раскрыты в сторону. При подьеме ног следим за спиной, колени прямые, подьем натянут. 8 повторений.
5. Упражнение «бабочка» с наклоном корпуса вперед.Удерживаем положение до 8 счетов, более растянутые учащиеся лежат до 1-2 минут.( Колени лежат на полу).
6. Сидя на полу, ноги раскрыты в стороны, наклоны к ноге – руки раскрыты встороны, спина прямая. Наклоны делаем по 3 , на 4 исходное положение. По 4 повторений к каждой ноге. Противоположной рукой тянемся к ноге, при этом не заваливаясь вперед, колени прямые. В конце упражнения виксация позы ( левой рукой беремся за правую ногу, правое плечо и руку тянем вперед, как бы выворачиваясь).
7.Лежа на спине battementsrelevelent двух ног на 90° (в потолок). Опустить ноги за голову до пола. Основной вес должен приходиться на лопатки, а не на шею. Далее опустить спину и медленно опустить ноги на пол. 8 повторений. (Одно из лучших упражнений для развития гибкости спины, очень полезно для позвоночника).
8. Лежа на спине , ноги подняты в потолок- руки за головой. Резко раскрываем ноги в стороны, стараясь достать до пола. Следим что бы ноги не опускались вперед, сохранять 90 градусов. Делаем 8 повторений. В конце делаем небольшие качания, стараясь доставать обеими ногами до пола.
9.Упражнение «солнышко»- сидя на полу, развести ноги до поперечного шпагата, лечь вперед, и разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их назад, собрав ноги в VI позицию и в лягушку, лежа на животе.Проделать все в обратном порядке. Собрав ноги спереди делаем «складочку». Упражнение делаем по 8 счетов.(Контролируем натянутые стопы и колени, бедра практически не отрываются от пола).
10. «Уголок» из положения лежа.
11. «Мостик»- стоя на коленях, прогнуться назад, взявшись руками за стопы, поднять бедра и туловище вверх.
12. Стоя на коленях махи назад- махи выполняются поочередно правой и левой ногой, сначало медленно, затем быстро.
Преподаватель: «Итак, мы повторили и проработали с вами основной комплекс упражнений партерной гимнастики на развитие гибкости тела. Прошу вас убрать коврики и пройти к станку».
3.2 Упражнения у станка. Все упражнения исполняются лицом к станку.
1. Releve на полупальцы по VI и I позициям с demi plie- спина прямая, колени дотягиваем.
2. Demi plie по I и II позиции- выполняем по 3 приседания по каждой позиции и переход в другую позицию. Следим что бы не было завала на большой палец, позвоночник вытянут.
3. Battements tendu - с I позиции, в сторону по 3, demi plie. Корпус вытянут , колени натянуты, подьем вытягиваем, пятка смотрит в пол.
4. Battements jete- с I позиции с остановкой в пол. В сторону по 3, releve по I позиции. Сначало выполняем медленно, затем на каждый счет.
5. Grand battements - с I позиции с остановкой в пол, в сторону по 4. Следим за спиной, прямые колени, натянутый подьем.
6. Растяжка у станка- выполняем упражнение с правой и левой ноги. Исходное положение: нога лежит на станке выворотно. Руки на станке. На счет 4 «едем» по станку вперед в положение шпагат. Следим что бы колени были прямыми, корпус не наклонялся вперед, опорная нога стояла на одном месте. На счет 5-8 возвращаемся в исходное положение. Выполняем по 4 раза с каждой ноги.
Преподаватель: «Молодцы. Сейчас переходим на середину зала, строимся в шахматном порядке.»
3.3 Прыжки на середине зала.
1. Трамплинные прыжки по VI позиции- на двух ногах с толчком от пола приемом «приседание – прыжок - приседание». Упражнение развивает элевацию, баллон, фиксацию ног в воздухе, включает в работу руки, как источник дополнительной силы для взлета. ( Следим, чтобы колени держали вместе во время прыжка, стопы натянуты).
2. Прыжки с поджатыми ногами назад.
3. Прыжки с поджатыми ногами вперед, к груди(Удерживаем колени вместе).
4. Прыжок в шпагат «разножка». Натянутые до предела ноги, в прыжке раскрываются в поперечный шпагат. При приземлении собирается I прямая позиция, пятки через полупальцы мягко ставятся на пол. Корпус прямой и подтянутый. Прыжок исполняется на затакт.
5. Вращение по станку.
3.4 Упражнения и прыжки по диагонали.
1. Прыжок «Мячик»- колени вместе, сидим на высоких полупальцах. Прыжок исполняется за счет работы стопы. Корпус подтянут.
2. Прыжок «лягушка»- в положении сидя на полупальцах, колени широко разведены в сторону.
3. Боковой «мячик»- дижение исполняется боком, сначало правым затем левым плечом.
4. «Зайчик»- корпус вытянут, колени и подьем в воздухе натянуты.
5. «Подскоки»
6. «Поджатые»
7. «Разножка»
8. Боковой галоп- правым и левым боком.
9. Шаг польки.
10. Колесо- выполняем правое и левое.
Учащиеся выстраиваются на середине зала, в шахматном порядке.
Шпагат правой и левой ногой.
4. Заключительная часть урока
Подведение итогов урока:
Преподаватель: «Благодарю всех за хорошую работу. На этом наш урок окончен (выставление оценки). Возможно, у некоторых не все получилось. Но нет предела совершенству. Спасибо».
Основное построение, поклон-прощание.
III. Заключение
На мой взгляд, тема, рассмотренная в данной методической разработке, является важной и значимой для учащихся младших классов. Упражнения данного комплекса необходимы для профессионального выполнения в дальнейшем сложной, танцевальной техники на уроках классического танца, исполнительского мастерства. Эти упражнения не только укрепят связки, мышцы и суставы, но и предупредят травмы. Гибкость считается врожденным качеством, но при систематических тренировках можно не только развить ее, но и улучшить, оставаясь здоровым, молодым и красивым долгие годы. Кроме того, человек с повышенной гибкостью узнаваем по идеальной осанке и легкой походке. Он может в полном объеме использовать свои двигательные возможности, достигая определенных успехов в спорте и упрощая свою жизнь.
IV. Используемая литература, ссылки на интернет-ресурсы:
1.Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология. – М.,Эксмо, 2006. – 250 с.
2. Рабочая программа «Физическая культура гимнастика»,1-4 класс / под редакцией И.А.Винер). – М., «Просвещение», 2021. – 25 с.
3. Дополнительная профессиональная программа «Физическая культура гимнастика», 1-4 класс / ред. ВинерИ.А., Цыганкова О.Д.). – М., 2019. – 35 с.
4.Винер И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике. – СПб., 2006. – С. 28-29.
5. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М., 2001. – 444с.
6. Карпенко Л.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой. – М., 2010. – 98 с.
7. Крючек Е.С., Супрун А.А., Мальнева А.С., Медведева Е.Н., Винер-Усманова И.А., Семибратова И.С., Терехина Р.Н. Теория и методика художественной гимнастики.– М., Спорт, 2020 г. – 152 с.
Интернет – ресурсы, рекомендуемые для педагогов:
https://rebenokvsporte.ru/knigi-po-gimnastike-obzor-uchebnikov-hudozhestvennyh-knig
https://rebenokvsporte.ru/knigi-po-gimnastike-obzor-uchebnikov-hudozhestvennyh-knig
http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/2006N6/p36-38.htm