План-конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» преподавателя МБУ ДО ДШИ № 9 города Иркутска
Суровцевой Ольги Викторовны
Тема: «Развитие технических навыков в классе фортепиано»
Дата: 27.01.25 г.
Урок проходит с ученицей 3 класса школы искусств.
Предмет: «Фортепиано»
Класс: третий
Тип занятия: урок-отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана
Форма урока: индивидуальная
Цель урока. Обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнять необходимую музыкальную задачу.
Задачи урока:
1) познакомить обучающегося с техническими приемами и отработать их в конкретных произведениях;
2) воспитывать обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;
Образовательные:
Расширить музыкальный кругозор обучающегося;
2) искать рациональные приемы игры на фортепиано;
3) учить грамотно прочиты
вать структуру нотного текста;
Развивающие:
1)развивать образное мышление;
2)развивать игровые навыки;
3)
совершенс
твовать навык игры по нотам;
4)
развивать мелодические, гармон
ический,
звуковысотный
слух;
5)развивать чувство ритма;
6)
развив
ать инициативу в творчестве;
7)
развива
ть самостоятельность в работе;
В
оспитательные
:
1)
воспитывать интер
ес к предмету и инс
тру
менту;
2)
воспитывать понимание и уважение к музыке разных
жанров;
3)
воспитывать ответственность
за результаты своего труда;
4)
воспитывать ко
нтроль за своими действиями;
5)
воспитывать культуру поведения за инструментом.
И
спользование педагогических технологий:
Технология развивающего обучения
Технология формирования деятельности
Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе
Ноты музыкальных произведений - Упражнения Шарля Ганона (№№ 1, 3, 5, 6);Гаммы, арпеджио, аккорды (D – dur, d – moll);Карл Черни, этюд №2 ор 821;Мусоргский Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка”.
Ожидаемый результат. Обучающийся познакомиться с приемами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи – 1 мин.
2. Основная часть урока – 35 мин.
а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса – 2 мин.
б) Проверка качества выполнения домашнего задания – 5 мин.
в) Игра упражнений и гамм – 8 мин.
г) Работа над музыкальными произведениями – 20 мин.
3. Закрепление материала – 5 мин.
4. Заключительная часть
Оценка.
Домашнее задание – 3 мин.
Рефлексия. Подведение итогов – 1 мин.
Приёмы и методы работы на уроке:
- словесный ( беседа, объяснение),
- практический,
- творческий,
-репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,
- метод самостоятельной работы,
- метод анализа и синтеза.
Использование педагогических технологий:
1. Технология развивающего обучения
Принцип последовательности в освоении учебного материала является основным современном подходе к развитию обучающегося.
Методы развивающего обучения:
Осмысление учебного материала, его практическое освоение, творческое оперирование с данным материалом.
2. Технология формирования деятельности.
При разработке планов и подборе материала к урокам преподаватель учитывает характер потребностей обучающихся.
Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на жизненный опыт детей.
Ход урока
1. Организационный этап
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока
Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов ( для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса ( упражнения “Качели”, “Мельница”, ”Самолёт”,”Яблочко”, ”Арлекин”,”Иди ко мне”, вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя)
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой, и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Прием работы : объяснительно – показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания :
Играет упражнения Ш.
Ганона
, стараясь выполнить поставленные задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе ( максимальном для обучающегося);
Показ обучающимся гамм
D
-
dur
d
–
moll
; темп и все в слове сохраняются, как в упражнениях
Ш.
Ганона
, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные , хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъема пальцев малая.
Методы и приемы работы :
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
- предложение преподавателя отработать прием игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков и поступательном движении,
- анализ проведенной работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за моменты достойного исполнения программы.
Игра гамм
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца : правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие.
При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется.
В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача – исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы : те же, что и в упражнениях.
Работа над этюдом
Исполнение в классе, как на сцене.
Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.
Методы и приемы работы : игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе.
Мышцы пальцев при этом активно работают ( пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Если есть ритмические неровности (например : а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина – непонимание.
Обучающимся длины временного звучания шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина – слабости крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов; в) неровность в гаммах, причины – отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома), то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов исполнения.
Работа над пьесой
Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст. Приемы работы : работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно ( выявление причин установок и разных темпов в руках), прием многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев.
Обучающийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно – средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в самостоятельных домашних занятий. Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Методы и приемы работы в ансамбле:
- метод контроля за исполнением,
- предложение преподавателя отработать прием игры staccato на крышке инструмента для усиления звучностей и выравнивания звуков, - анализ проведенной работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все недочеты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
Домашнее задание :
Первое упражнение Ш.
Ганона
(№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе.
Знания о работе над упражнениями обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
Этюд.
Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда.
Продолжать работу над этюдами К. Черни №4, №10 ор. 821.
Пьеса.
Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить еще раз все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
Заключительная часть
Рефлексия
Вопросы учащемуся:
1.что понравилось на уроке, почему?
2.Что он хотел бы исправить.
3.Что нового можно привнести в урок.
Примерные ответы учащегося:
Мне понравилось на уроке игра в ансамбле
Я бы хотел исправить и отработать трудные места в произведении
Можно добавить и разнообразить динамические оттенки
Я научился без ошибок исполнять этюд
Методическая литература
Либерман Е. “Работа над фортепианной техникой” – М. : 1993
Корыхалова Н. “Играем гаммы” – М. : “Музыка 1995”
Щапов А. П. “Фортепианная педагогика” – М : 1991
Нотная литература
К. Черни 160
восьмитактовых
упражнений,
ор. 821
Ш.
Ганон
Пианист – виртуоз 60 упражнений для достижений беглостей, независимостей, силы и равномерного развития пальцев, а так же лёгкостей запястья, изд.
“
Композитор
”
, Санкт – Петербург, 2002
Альбом фортепианных ансамблей для младших и средних классов детских музыкальных школ. Санкт – Петербург 1999