* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

План-конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» преподавателя МБУ ДО ДШИ № 9 города Иркутска

Суровцевой Ольги Викторовны

Тема: «Развитие технических навыков в классе фортепиано»

Дата: 27.01.25 г.

Урок проходит с ученицей 3 класса школы искусств.

Предмет: «Фортепиано»

Класс: третий

Тип занятия: урок-отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана

Форма урока: индивидуальная

Цель урока. Обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнять необходимую музыкальную задачу.

Задачи урока:
1) познакомить обучающегося с техническими приемами и отработать их в конкретных произведениях;
2) воспитывать обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;
Образовательные:

Расширить музыкальный кругозор обучающегося;

2) искать рациональные приемы игры на фортепиано;

3) учить грамотно прочиты

вать структуру нотного текста;

Развивающие:

1)развивать образное мышление;

2)развивать игровые навыки;

3)

совершенс

твовать навык игры по нотам;

4)

развивать мелодические, гармон

ический,

звуковысотный

слух;

5)развивать чувство ритма;

6)

развив

ать инициативу в творчестве;

7)

развива

ть самостоятельность в работе;

В

оспитательные

:

1)

воспитывать интер

ес к предмету и инс

тру

менту;

2)

воспитывать понимание и уважение к музыке разных

жанров;

3)

воспитывать ответственность

за результаты своего труда;

4)

воспитывать ко

нтроль за своими действиями;

5)

воспитывать культуру поведения за инструментом.

И

спользование педагогических технологий:

Технология развивающего обучения

Технология формирования деятельности

Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе
Ноты музыкальных произведений - Упражнения Шарля Ганона (№№ 1, 3, 5, 6);Гаммы, арпеджио, аккорды (Ddur, dmoll);Карл Черни, этюд №2 ор 821;Мусоргский Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка”.

Ожидаемый результат. Обучающийся познакомиться с приемами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи – 1 мин.

2. Основная часть урока – 35 мин.

а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса – 2 мин.

б) Проверка качества выполнения домашнего задания – 5 мин.

в) Игра упражнений и гамм – 8 мин.

г) Работа над музыкальными произведениями – 20 мин.

3. Закрепление материала – 5 мин.

4. Заключительная часть

Оценка.

Домашнее задание – 3 мин.

Рефлексия. Подведение итогов – 1 мин.

Приёмы и методы работы на уроке:

- словесный ( беседа, объяснение),

- практический,

- творческий,

-репродуктивный,

- игровой метод,

- метод наблюдения,

- метод самостоятельной работы,

- метод анализа и синтеза.

Использование педагогических технологий:
1. Технология развивающего обучения

Принцип последовательности в освоении учебного материала является основным современном подходе к развитию обучающегося.

Методы развивающего обучения:
Осмысление учебного материала, его практическое освоение, творческое оперирование с данным материалом.

2. Технология формирования деятельности.

При разработке планов и подборе материала к урокам преподаватель учитывает характер потребностей обучающихся.

Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на жизненный опыт детей.

Ход урока
1. Организационный этап
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока
Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов ( для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса ( упражнения “Качели”, “Мельница”, ”Самолёт”,”Яблочко”, ”Арлекин”,”Иди ко мне”, вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя)
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой, и плечевой суставы, шею, корпус тела.

Прием работы : объяснительно – показательный.

Проверка качества выполнения домашнего задания

Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания :

Играет упражнения Ш.

Ганона

, стараясь выполнить поставленные задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе ( максимальном для обучающегося);

Показ обучающимся гамм

D

-

dur

d

moll

; темп и все в слове сохраняются, как в упражнениях

Ш.

Ганона

, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные , хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъема пальцев малая.

Методы и приемы работы :
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,

- предложение преподавателя отработать прием игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков и поступательном движении,

- анализ проведенной работы,

- полезная самокритика и критика исполнения,

- похвала за моменты достойного исполнения программы.

Игра гамм
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца : правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие.

При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется.
В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача – исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы : те же, что и в упражнениях.

Работа над этюдом
Исполнение в классе, как на сцене.

Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.

Методы и приемы работы : игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе.
Мышцы пальцев при этом активно работают ( пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).

Если есть ритмические неровности (например : а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина – непонимание.
Обучающимся длины временного звучания шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина – слабости крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов; в) неровность в гаммах, причины – отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома), то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов исполнения.

Работа над пьесой

Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст. Приемы работы : работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно ( выявление причин установок и разных темпов в руках), прием многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев.

Обучающийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно – средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в самостоятельных домашних занятий. Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.

Методы и приемы работы в ансамбле:
- метод контроля за исполнением,

- предложение преподавателя отработать прием игры staccato на крышке инструмента для усиления звучностей и выравнивания звуков, - анализ проведенной работы,

- полезная самокритика и критика исполнения,

- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.

Все недочеты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.

Домашнее задание :

Первое упражнение Ш.

Ганона

(№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе.

Знания о работе над упражнениями обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.

Этюд.

Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда.

Продолжать работу над этюдами К. Черни №4, №10 ор. 821.

Пьеса.

Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить еще раз все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.

Заключительная часть

Рефлексия

Вопросы учащемуся:

1.что понравилось на уроке, почему?

2.Что он хотел бы исправить.

3.Что нового можно привнести в урок.

Примерные ответы учащегося:

Мне понравилось на уроке игра в ансамбле

Я бы хотел исправить и отработать трудные места в произведении

Можно добавить и разнообразить динамические оттенки

Я научился без ошибок исполнять этюд

Методическая литература

Либерман Е. “Работа над фортепианной техникой” – М. : 1993

Корыхалова Н. “Играем гаммы” – М. : “Музыка 1995”

Щапов А. П. “Фортепианная педагогика” – М : 1991

Нотная литература

К. Черни 160

восьмитактовых

упражнений,

ор. 821

Ш.

Ганон

Пианист – виртуоз 60 упражнений для достижений беглостей, независимостей, силы и равномерного развития пальцев, а так же лёгкостей запястья, изд.

Композитор

, Санкт – Петербург, 2002

Альбом фортепианных ансамблей для младших и средних классов детских музыкальных школ. Санкт – Петербург 1999