План работы с детьми старшего дошкольного возраста по
патриотическому воспитанию через героическое прошлое своего народа на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне.
Горбунова Наталья Валентиновна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Аннотация: В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества, поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: дошкольники, ФГОС ДО, патриотическое воспитание, стимулирование эмоциональной сферы личности, включение дошкольников в практическую деятельность по применению полученных знаний; умение отражать накопленные знания в игре, трудовой деятельности и художественной; умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности.
Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее сохранения и возрождения. Одна из задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников - передать эстафету памяти, показать величину и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу.
Примерные темы работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту « Подвигом славны твои земляки»
Формы работы:
Непосредственно образовательная деятельность
реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, и решения конкретных образовательных задач.
Совместная деятельность строится:
на субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ре
бенка;
на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
на продуктивном взаимодействии ребенка
со
взрослыми и сверстни
ками;
на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения де
тей и др.).
основной мотив участия/неучастия ребенка в образовательном процес
се — наличие/отсутствие интереса
Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка .
Самостоятельная деятельность (самодеятельность):
предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях соз
данной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной образовательной среды;
обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
содержит в себе проблемные ситуации и направлены на самостоятель
ное решение ребенком разнообразных задач;
позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробиро
вать) материал, изучаемый в совместной деятельности
со
взрослым.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
формируются простейшие представления о легендарном прошлом нашей Родины, о военных событиях 1941–1945 годов, понимание важности победы в ВОВ, уважение к героям войны и чувство гордости за свой народ.
овладевают элементарной информацией о родственниках, отдавших воинский долг Родине в годы ВОВ.
с интересом слушают рассказы, стихотворения, музыкальные произведения о ВОВ, рассматривают репродукции картин и высказывают своё мнение; читают наизусть стихи о войне и победе.
формируется самостоятельность, познавательная активность, творческие способности;
формируется внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь
Для педагогов:
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада;
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у
детей патриотических чувств, гражданской позиции;
Повысится способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акций патриотической направленности.
Для родителей:
Сформирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании своих детей: проявляют осознанное отношение к проблеме приобщения детей к героическому подвигу русского народа в годы ВОВ; обсуждают с детьми героическое прошлое членов семьи, отдавших свой долг Родине в годы ВОВ.
Проявляют активность с детьми в творческой и проектной деятельности.
Продукты проекта:
1.Мини-музей «По дороге военных лет», тематические альбомы: «Военные профессии, «Военная техника и оружие», «Памятники героям ВОВ г.Новокузнецка».
2. Творческие работы по теме.
3. Презентация и портфолио проекта
Список литературы
1 Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В.Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005 - 256 с.
2 Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2005 - №1. - С.16- 24
3 Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: Творческий центр Сфера, 1992 -120с.
4 Кедярова, Р.Н. Роль патриотического воспитания в современных условиях / Р.Н. Кедярова / /Социально-педагогическая работа. - 2005 - №5.- С. 3 6
5.Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. - М.: LINKA-PRESS, 2003 - 214 с.
6.Светлов,П.Н.Традиции как проявление исторической преемственности: автореф. дис...канд. филос, наук: 9 0 11 / П.Н.Светлов; Чуваш, гос. ун-т. - Чебоксары, 2008 - 23 с.
7. Тихонова, О.Г. Дошкольнику о музейной культуре / О.Г.Тихонова. - М.:АРКТИ, 2006 - 75 с.
11 Хабибулина, И.3. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13 0 07 / И. 3 Хабибулина; Набережно- челн. гос. пед. ун- т. Екатеринбург, 2004 - 23 с.