Учителя труда(технологии)

Игнатьева Елена Андреевна

Скворец Елена Николаевна

«Плодотворно чтоб трудиться, мастерству надо учиться»

Внеклассное мероприятие по Труду(технологии).

Цель: повторение и обобщение знаний учащихся, диагностика и контроль теоретических знаний и практических умений, воспитывать умение работать самостоятельно.

Задачи: создать благоприятную образовательную среду для реализации творческого потенциала учеников; коррекция логического мышления в процессе игры.

Оборудование: карточки с пословицами, молотки, гвозди, дощечки, пуговицы, лоскутки ткани, иголки, ножницы, плакаты с инструментами.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Любой труд нужен и важен. Нельзя обойтись без людей, которые изготавливают изделия, полезные и для себя, и для других. Об этом замечательно сказал поэт Юлиан Тувим:

Каменщик строит жилища,

Платье работа портного,

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?

Стало быть, так и выходит:

Все, что мы делаем – нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

Ведущий. Сегодня наша игра имеет прямое отношение к труду. Сегодня вы покажете свои знания и умения, эрудированность. Вы убедитесь, что в 6»А» классе нашей школе учатся умные, сообразительные, трудолюбивые ребята. Представляются главные участники технологического шоу и жюри.

Конкурсные задания представлены так, чтобы все участники могли продемонстрировать свои знания и умения. В одних конкурсах нужно подумать и ответить на теоретические вопросы, а в других – ещё и поработать руками.

Первый конкурс «Самый быстрый «гвоздобой»»

Ведущий.

Сотрясается весь дом,

Бьет Серега молотком.

Покраснев от злости,

Забивает гвозди.

Гвозди гнутся,

Гвозди мнутся,

Гвозди извиваются –

Над Серегою они

Просто издеваются.

Вот совсем другое дело

Гвозди в землю забивать

Тук – и шляпки не видать.

(В. Берестов)

В конкурсе участвуют мальчики. Их задача – быстрее остальных забить молотком гвоздь в доску, по всем правилам вытащить и выпрямить гвоздь.

2 конкурс «Пословица»

Участникам выдаются по конверту с карточками. Пословицы на карточках:

Сделал дело – гуляй смело.

Глаза страшатся, а руки делают.

Делу время, потехе час.

Под лежачий камень вода не течет.

Учение и труд все перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнёшь

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Терпение и труд все перетрут.

Умелые руки не знают скуки.

Какие труды, такие и плоды.

Не спеши языком спеши делом.

Ведущий.

Хорошая работа два века живёт.

Делая наспех, сделал на смех.

Кто мало говорит, тот много делает.

Делай хорошо, а плохо само получится.

Как называются эти выражения? (Пословицы)

Существует огромное количество пословиц, связанных с мастерством, трудом, работой. Уверена, что каждый из присутствующих знает, по крайней мере, две – три пословицы о труде. Сейчас мы в этом убедимся. В каждом конверте находятся бумажные карточки двух цветов. На карточках одного цвета написаны слова, из которых надо составить одну пословицу, на карточках другого цвета – слова, из которых нужно сложить другую пословицу.

Ведущий. По моей команде ребята откроют конверты и приступят к работе. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. За ходом соревнования будут наблюдать мои помощники. А болельщики пока отгадывают загадки.

- Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила)

- Сам худ – голова с пуд. (Молоток)

- Где упрётся хвостом, станет дырка потом. (Сверло)

- Голова в избе, нога в стене. (Гвоздь)

- Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)

- Всех на свете обшивает, что сошьёт - не надевает. (Игла).

- Держится подружка, за моё ушко,

- Стежкою одною, век бежит за мною. (Игла с ниткой).

- Маленькая головка, на пальце сидит,

- Сотни глаз, во все стороны глядят. (Напёрсток).

- Смотрите, мы раскрыли пасть, в неё бумагу можно класть:

Бумага в нашей пасти, разделится на части. (Ножницы).

3 конкурс «Отгадай не глядя»

Ведущий. У нас шесть плакатов, на каждом из которых изображён какой то предмет. Члены команд должны догадаться, что изображено на плакатах. Конкурс проведём следующим образом. Команды по очереди выходят к доске, а помощники показывают плакат так, чтобы изображение на плакате видели только зрители. Члены команды задают вопросы, а вы, уважаемые зрители, отвечаете на них только «да» или «нет». По вопросам и ответам ребята определяют изображённый на плакате предмет.

Команды по очереди участвуют в конкурсе.

4 конкурс «Пуговка»

Ведущий. Мальчики уже участвовали в конкурсе, теперь задание для девочек. Вы должны быстро, качественно и разными способами пришить 3 пуговицы.

Пока девочки выполняют задание, проведём конкурс стихов о труде. Будет учитываться выразительность, артистичность, тематика.

5 конкурс «Всезнайка»

Ведущий. Каждой команде я задам по 3 вопроса.

Вопросы команде 6 «А» класса (мальчики):

Чем отличается дерево от древесины? (

Дерево – это растение, которое состоит из ветвей, ствола и корней, а древесина – это плотный материал из которого в основном состоят ветви, ствол и корни дерева.

)

2. В какой части растения находятся волокна хлопка? (В коробочке.)

3. Назовите корнеплоды. (морковь, свёкла, репа)

Вопросы команде 6 «А» класса (девочки):

1. Как называется верхний слой, покрывающий всю поверхность дерева, и для чего он нужен? (Кора. Защищает от внешних воздействий. )

2. Для чего служит длинный желобок на швейной игле? (Для предохранения нитки от обрыва.)

3. Назовите зелёные овощи.

Вопросы команде 6 «А» класса (мальчики):

Почему хвойное дерево лиственница называется так? (

Это хвойное дерево, как и лиственные породы, сбрасывают на зиму хвою.

)

Назовите нити, из которых состоит ткань. (

Долевые и поперечные.

)

3. Назовите бобовые.

Вопросы команде 6»А» класса (девочки):

1. По какому элементу на поперечном разрезе ствола можно определить возраст дерева? (По годичным кольцам.)

2. Назовите инструменты нужны для пришивания пуговицы? (Иголка, ножницы.)

3. Назовите виды капусты.

6 конкурс «Реклама обычной вещи в необычной форме»

Ведущий. Каждому команде было дано домашнее задание. Нужно было прорекламировать обычную вещь в необычной форме.

Мы заканчиваем наш урок. Пришло время огласить окончательные итоги всего мероприятия. Просим это сделать наше уважаемое жюри.

Жюри подводит итоги.

Ведущий.

Мир стареет в былых надеждах.

Но сегодня, как и вчера,

На плечах эту землю держат

И несут на себе мастера.

Руки вещие простирая

К перекрёсткам звёздных миров,

Время движется мастерами

И надеется на мастеров.

(Р. Рождественский)