Учителя труда(технологии)
Игнатьева Елена Андреевна
Скворец Елена Николаевна
«Плодотворно чтоб трудиться, мастерству надо учиться»
Внеклассное мероприятие по Труду(технологии).
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся, диагностика и контроль теоретических знаний и практических умений, воспитывать умение работать самостоятельно.
Задачи: создать благоприятную образовательную среду для реализации творческого потенциала учеников; коррекция логического мышления в процессе игры.
Оборудование: карточки с пословицами, молотки, гвозди, дощечки, пуговицы, лоскутки ткани, иголки, ножницы, плакаты с инструментами.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий. Любой труд нужен и важен. Нельзя обойтись без людей, которые изготавливают изделия, полезные и для себя, и для других. Об этом замечательно сказал поэт Юлиан Тувим:
Каменщик строит жилища,
Платье работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем – нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Ведущий. Сегодня наша игра имеет прямое отношение к труду. Сегодня вы покажете свои знания и умения, эрудированность. Вы убедитесь, что в 6»А» классе нашей школе учатся умные, сообразительные, трудолюбивые ребята. Представляются главные участники технологического шоу и жюри.
Конкурсные задания представлены так, чтобы все участники могли продемонстрировать свои знания и умения. В одних конкурсах нужно подумать и ответить на теоретические вопросы, а в других – ещё и поработать руками.
Первый конкурс «Самый быстрый «гвоздобой»»
Ведущий.
Сотрясается весь дом,
Бьет Серега молотком.
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются –
Над Серегою они
Просто издеваются.
Вот совсем другое дело
Гвозди в землю забивать
Тук – и шляпки не видать.
(В. Берестов)
В конкурсе участвуют мальчики. Их задача – быстрее остальных забить молотком гвоздь в доску, по всем правилам вытащить и выпрямить гвоздь.
2 конкурс «Пословица»
Участникам выдаются по конверту с карточками. Пословицы на карточках:
Сделал дело – гуляй смело.
Глаза страшатся, а руки делают.
Делу время, потехе час.
Под лежачий камень вода не течет.
Учение и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Что посеешь, то и пожнёшь
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Терпение и труд все перетрут.
Умелые руки не знают скуки.
Какие труды, такие и плоды.
Не спеши языком спеши делом.
Ведущий.
Хорошая работа два века живёт.
Делая наспех, сделал на смех.
Кто мало говорит, тот много делает.
Делай хорошо, а плохо само получится.
Как называются эти выражения? (Пословицы)
Существует огромное количество пословиц, связанных с мастерством, трудом, работой. Уверена, что каждый из присутствующих знает, по крайней мере, две – три пословицы о труде. Сейчас мы в этом убедимся. В каждом конверте находятся бумажные карточки двух цветов. На карточках одного цвета написаны слова, из которых надо составить одну пословицу, на карточках другого цвета – слова, из которых нужно сложить другую пословицу.
Ведущий. По моей команде ребята откроют конверты и приступят к работе. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. За ходом соревнования будут наблюдать мои помощники. А болельщики пока отгадывают загадки.
- Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила)
- Сам худ – голова с пуд. (Молоток)
- Где упрётся хвостом, станет дырка потом. (Сверло)
- Голова в избе, нога в стене. (Гвоздь)
- Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)
- Всех на свете обшивает, что сошьёт - не надевает. (Игла).
- Держится подружка, за моё ушко,
- Стежкою одною, век бежит за мною. (Игла с ниткой).
- Маленькая головка, на пальце сидит,
- Сотни глаз, во все стороны глядят. (Напёрсток).
- Смотрите, мы раскрыли пасть, в неё бумагу можно класть:
Бумага в нашей пасти, разделится на части. (Ножницы).
3 конкурс «Отгадай не глядя»
Ведущий. У нас шесть плакатов, на каждом из которых изображён какой то предмет. Члены команд должны догадаться, что изображено на плакатах. Конкурс проведём следующим образом. Команды по очереди выходят к доске, а помощники показывают плакат так, чтобы изображение на плакате видели только зрители. Члены команды задают вопросы, а вы, уважаемые зрители, отвечаете на них только «да» или «нет». По вопросам и ответам ребята определяют изображённый на плакате предмет.
Команды по очереди участвуют в конкурсе.
4 конкурс «Пуговка»
Ведущий. Мальчики уже участвовали в конкурсе, теперь задание для девочек. Вы должны быстро, качественно и разными способами пришить 3 пуговицы.
Пока девочки выполняют задание, проведём конкурс стихов о труде. Будет учитываться выразительность, артистичность, тематика.
5 конкурс «Всезнайка»
Ведущий. Каждой команде я задам по 3 вопроса.
Вопросы команде 6 «А» класса (мальчики):
Чем отличается дерево от древесины? (
Дерево – это растение, которое состоит из ветвей, ствола и корней, а древесина – это плотный материал из которого в основном состоят ветви, ствол и корни дерева.
)
2. В какой части растения находятся волокна хлопка? (В коробочке.)
3. Назовите корнеплоды. (морковь, свёкла, репа)
Вопросы команде 6 «А» класса (девочки):
1. Как называется верхний слой, покрывающий всю поверхность дерева, и для чего он нужен? (Кора. Защищает от внешних воздействий. )
2. Для чего служит длинный желобок на швейной игле? (Для предохранения нитки от обрыва.)
3. Назовите зелёные овощи.
Вопросы команде 6 «А» класса (мальчики):
Почему хвойное дерево лиственница называется так? (
Это хвойное дерево, как и лиственные породы, сбрасывают на зиму хвою.
)
Назовите нити, из которых состоит ткань. (
Долевые и поперечные.
)
3. Назовите бобовые.
Вопросы команде 6»А» класса (девочки):
1. По какому элементу на поперечном разрезе ствола можно определить возраст дерева? (По годичным кольцам.)
2. Назовите инструменты нужны для пришивания пуговицы? (Иголка, ножницы.)
3. Назовите виды капусты.
6 конкурс «Реклама обычной вещи в необычной форме»
Ведущий. Каждому команде было дано домашнее задание. Нужно было прорекламировать обычную вещь в необычной форме.
Мы заканчиваем наш урок. Пришло время огласить окончательные итоги всего мероприятия. Просим это сделать наше уважаемое жюри.
Жюри подводит итоги.
Ведущий.
Мир стареет в былых надеждах.
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе мастера.
Руки вещие простирая
К перекрёсткам звёздных миров,
Время движется мастерами
И надеется на мастеров.
(Р. Рождественский)