Плоскостное конструирование - как средство развития психических процессов у детей с ТНР.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что содержание образовательной программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе речевое развитие, которое включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Актуальной и традиционной для системы дошкольного образования было и остается конструирование как одно из средств развития психических процессов для развития ребенка с ТНР, способствующей познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста. Конструирование способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию психических процессов, речевой активности, у дошкольников с ТНР. Конструктивная деятельность, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста.
Составление разнообразных конструкций из геометрических фигур – эффективное средство к всестороннему развитию ребенка
Занимаясь геометрической аппликацией, ребенок в игровой форме знакомится с особенностями геометрических фигур, развивает зрительно-моторную координацию, произвольное внимание, восприятие, пространственное и логическое мышление.
Различные приемы плоскостного конструирования способствуют активизации работы обоих полушарий головного мозга и оказывают благоприятное воздействие на развитие психических процессов, познавательных умений, речь, что необходимо для достижения
образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из действенных средств коррекции и компенсации недостатков в развитии детей с проблемами в развитии является конструктивная деятельность.
В процессе конструирования осуществляется пространственная организация объектов (форма, размер, композиционные и пространственные отношения между ними), отражаются их основные функциональные особенности.
У детей с ОВЗ познавательные способности снижены, следовательно важно обучение, способствующее развитию познавательных способностей 9 психических процессов).
Кроме того, полноценное умственное воспитание может осуществляться тогда, когда цель деятельности ребенка заключена не в решении конструктивной задачи, а, в использовании постройки в сюжетной игре.
При этом вся его деятельность приобретает более сложную, многоступенчатую структуру, а процесс конструирования подчиняется конечной цели, что положительно влияет как на характер анализа образца, так и на выбор средств деятельности, повышает уровень детской самостоятельности.
Виды конструирования:
Плоскостное конструирование и объёмное способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.
В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщенные способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения задач.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнёрами, работать в коллективе.
В процессе деятельности создается продукт, собственный или коллективный, который вызывает эмоциональный отклик, желание высказаться, поделится впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию, в результате чего активизируется, развивается речь.
У детей дошкольного возраста ещё не развито абстрактное мышление, им сложно вычленить или извлечь только один из признаков, не обращая внимание на другие, например, выделить цвет, не замечая формы или размера, или выделить только форму, не обращая внимание на размер и цвет. Ещё сложнее детям приходится при составлении предложений при описании картины, при пересказе текста и при составлении различного вида рассказов. А эти абстракции с точки зрения детей очень важны в формировании и развитии многих высших психических функций, в том числе речи. Эффективность речевого развития дошкольников во многом зависит от того, какими средствами пользуется взрослый.
С помощью игр и игровых упражнений на различных этапах формирования и развития речи детей с ТНР, в различных структурных компонентах коррекционного занятия используя различные конструкторы: плоские геометрические фигуры различного цвета и величины, «Блоки Дьенеша», развивающая игра Воскабовича «Нетающие льдинки Озера АЙС», Развивающая предметно – игровую систему «Соты Кайе», развивающая игра «Мосты и берега», счетные палочки, раздаточный материал в виде плоских геометрических фигур.
Которые являются для меня более функциональными как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Все игры и игровые упражнения представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждая игра опирается на предыдущую и подготавливает следующую. Последовательность игр построена на основе системы развития логических приемов мышления, начиная с анализа и синтеза, заканчивается классификацией.
На первых этапах дети играют с наиболее знакомым материалом – счетными палочками, затем переходим на геометрические фигуры, где также соблюдается определенная последовательность включения детей в практическую деятельность.
СЧЁТНЫЕ ПАЛОЧКИ Задания со счётными палочками развивают не только мелкую моторику, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Помогают закрепить представления о геометрических фигурах, знакомят с понятием «симметрия».
Конструирование из плоскостных и объёмных геометрических фигур. Таких как «Блоки Дьенеша», пособие состоит из 48 геометрических фигур, различающихся формой, цветом, размером и толщеной. Это пособие развивает не только логику, но и улучшают также математическое и пространственное мышление, учат обобщать и разделять их по тому или иному признаку.
Развивающая игра Воскабовича «Нетающие льдинки Озера АЙС» Это увлекательная игра и эффективное средство развития ребенка, набор символов, с одной стороны и реальные предметы, с другой. Это 36 квадратных пластин, частично окрашенных и один целый квадрат-образец. Закрашенная часть каждой пластины представляет собой геометрическую фигуру, часть целого квадрата. Играя в эту игру можно обучиться счету, знакомиться с формой, умение ориентироваться в пространстве.
Развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе» Этот набор состоит из 84 объёмных элементов, имеющих форму шестигранника, из мягкого полимера. С одной стороны, они желтого цвета, на оборотной стороне нанесен рисунок, всего рисунков- 21 вариант, по 4 штуки каждого вида. Способствует развитию мелкой моторики, полезна для развития у ребенка, таких психических функций как память, внимание, воображение, речь и мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение и др. Это развитие усидчивости, аккуратности, произвольности. Развитие навыков пространственного представления («внизу», «вверху», «слева», «справа»), определенной последовательности выкладывания фишек.
Развивающая игра «Мосты и берега» Эта ига состоит из 48 карточек, на которых изображен различный зеленый орнамент. Есть несколько вариантов этой игры:
1.Складывание из карточек различные фигуры. От простых с использованием 3-4 карточек до сложных с участием 15-30 карточек. Схемы представлены в книге.
2.В игре участвуют 2 игрока – один строитель, цель которого построить мост с одного берега на другой, другой разрушитель, цель которого разрушить мост или создать тупик для дороги.
3. Построить дорогу для игры с маленькими машинками.
Следует отметить, что на занятиях с использованием интеграции конструирования и развития речи у детей формируются важные качества: умение слушать педагога, принимать задачу и находить способ её решения путём синтезирования конструирования, воображения и речевого сопровождения. Осознанный способ решения заданной задачи (синтез слова и деятельности) формирует контроль над своей деятельностью с учётом поставленной задачи, то есть появляется самоконтроль. Такая деятельность формирует основы логического мышления, необходимого для успешного обучения в школе для детей с ТНР.
Применение игр и упражнений, представленных в приложении, в коррекционно-развивающей работе позволило улучшить аналитико-синтетическую деятельность детей, речь, пространственные представления, мелкую моторику, повысить способность к произвольному контролю. У детей отмечается активизация интеллектуальных и познавательных процессов.