Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лениногорская школа №14 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка воспитательного мероприятия для учащихся начальной школы с легкой степенью умственной отсталости для республиканского конкурса

«Учитель – моя профессия».

Номинация: сценарий праздника

«По дорогам сказок».

Духовное и нравственное направление.

Автор: Миронова Е.П., учитель – дефектолог.

2023 г

Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственное поведение, которое регулирует желания и поступки ребенка. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Целевая аудитория: Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на учащихся начальной школы с легкой степенью умственной отсталости. В ходе работы с обучающимися учитываются возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста, данной категории детей: коррекционная направленность, расширение кругозора учащихся,

Роль и место мероприятия в системе работы учителя: Данное мероприятие входит в программу внеурочной деятельности, духовно-нравственное направление. В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Цель: организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить воспитанников с историей происхождения русских народных сказок;

- закреплять знания детей о содержании и названии различных сказок, их главных героев;

- способствовать развитию основных психических функций (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

- прививать интерес к чтению сказок и художественной литературы;

- активизировать пассивный словарь детей.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к сказкам и к чтению;

- способствовать формированию нравственных качеств: доброта, сострадание, справедливость, желание оказать помощь слабому;

- воспитывать соревновательные качества, взаимовыручки, поддержки, чувства дружбы, коллективизма;

Коррекционные:

- коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;

- коррекция высших психических и моторно-двигательных функций.

- способствовать созданию атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и эмоционально-физического удовлетворения.

Планируемые результаты:

На занятие у учащихся будут формироваться

личностные универсальные учебные действия, т. е.:

-учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

-способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

-чувства прекрасного и эстетического;

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

регулятивные универсальные учебные действия, т. е. научатся:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-оценивать правильность выполнения действия;

познавательные универсальные учебные действия, т. е. научатся:

-строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

коммуникативные универсальные учебные действия, т. е. научатся:

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора: Форма проведения воспитательного мероприятия – игра, так как у детей младшего школьного возраста игра является ведущей деятельностью. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатовДля достижения планируемых результатов применялись следующие педагогическиетехнологии: здоровьесберегающая технология, игровая технология, технология сотрудничества.

Методы: беседа, игра, практическая деятельность.

Приемы: эмоциональный настрой игровые ситуации, соревнование, коррекция позиций, взаимопомощь, рефлексия.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Раздаточный материал, технические средства: ноутбук и проектор.

Литература:

1. Упражнения по коррекции - https://globuss24.ru/doc/uprazhneniya-po-korrektsii-i-razvitiyu-poznavatelynih-protsessov

2. Задания - https://iemcko.ru/4303.html

3. Загадки - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/05/04/zagadki-o-skazochnykh-geroyakh

4. Картинки к заданиям из общего доступа в интернете.

5. Динамическая пауза – физминутка – автор И. А. Шиенок

Рекомендации по использованию методической разработки в практике учителя: Данная методическая разработка по теме «По дорогам сказок» может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Основная часть.

Описание подготовки воспитательного мероприятия.

-Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся повторили сказки.

-Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы, презентацию. Подбирает загадки, музыкальное оформление.

План занятия:

1. Вступительная часть.

2. Основная часть

3. Динамическая часть

4. Продолжение основной части

5. Рефлексия

Ход занятия

1. Организационная часть

Учитель: Ребята, представьте, что мы с вами листочки

Вот подул ветер, листочки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие листики (сели девочки, затем листики побольше (сели мальчики).

Все листики оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом солнца листочки начали просыпаться, они обрадовались ясному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

-А кто знает какой сегодня праздник?

-Поздравление с Днем знаний. Пожелания.

-А знаете ли вы, в какой стране мы живем?

- Что означает слово культура?

-Культура – это и музыка, и сказки, фильмы.

- Люди нашей страны сочиняли много сказок. Это сказки, которые придумывали люди и рассказывали своим детям, и сказки которые писали знаменитые писатели.

Успехов вам и удач! (слайд 1,2)

Учитель: Любите ли вы сказки? А что больше слушать или читать? Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке и вспомним любимых героев. Отгадайте загадки. (слайд 3,4,5)

Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж …

Сказку заново прочтёшь!

Она по полю пошла,

В поле денежку нашла,

Самовар себе купила

И гостей чайком поила.

Веселились все вокруг,

Но вмешался злой паук…

Пауков боится Муха,

Муха - (Цокотуха).

На ней жениться хочет

Слепой и жадный крот,

Мышь над ней хохочет,

А ласточка спасёт!

Подскажи мне, Томочка,

Кто это?. (Дюймовочка).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, простодушный

И румяный (Колобок).

2. Основная часть

Задание 1. «Нарисуй по точкам»

Цель: развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта. (слайд 6).

Учитель: Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось? В каких сказках встречаются такие герои?

Задание 2«Наложенные» изображения.

Цель: развитию зрительного восприятия.

Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. (слайд 7)

Учитель: Ребята, повторите за мной(повторяем 3 раза)

• Мы внимательные!

• Мы старательные!

• Мы добрые!

• Мы отлично учимся!

• Всё у нас получится!

Учитель: Молодцы! Продолжаем занятие!

Задание 3. «Составь фигуру» (слайд 8)

Учитель: Из набора геометрических фигур необходимо сложить изображение по образцу. (Задание можно усложнить, если геометрических фигур положить больше, чем необходимо.) (приложение 3). У вас у всех получилось? В чем испытали затруднение?

Задание 4«Рассказ по картинкам»

Учитель:Сказки мы слушаем и читаем. А сейчас попробуем составить сами. Перед вами картинки, подумайте и составьте по ним рассказ(слайд9)

Понравилось составлять рассказы? Какие трудности вы испытали при составлении? (слайд 9)

3. Динамическая пауза (слайд 10)

Учитель: Хорошо сегодня мы работаем, но ведь отдыхать тоже нужно… Давайте немного разомнемся! (презентация с физминуткой «Страна чудес»)

4. Продолжение основной части

Учитель: Молодцы! Отдохнули мы на славу! И нас ждут новые гости и задания. Кто же это? (слайд 11)

С Пятачком он ходит в гости,

Любит мёд, варенье просит…

Это кто, скажите вслух!

Медвежонок (Вини - Пух).

«Ребята, ребята, давайте жить дружно!

Не нужно ругаться и злиться не нужно,

Ведь даже травинка чувствует боль!» -

Поёт добродушный кот (Леопольд).

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спросу.

Даже дырку на картине

Носом сделал (Буратино)

Задание 5. «Сравнение предметов»(слайд 12)

Учащимся предлагается сравнивать предметы, противопоставляя один предмет другому по ряду признаков. Педагог зачитывает начало предложений, а учащиеся продолжают, что подходит по смыслу.

• Грач чёрный, а воробей …

• Грач – крупная птица, а воробей…

• Грач – перелётная птица, а воробей…

• У грача клюв длинный, а у воробья …

• Сахар сладкий, а перец …

• Зима холодная, а лето … и др.

Задание 6«Назови одним слово»(слайд 13)

Учитель: Необходимо назвать, одним словом ряды конкретных понятий: (можно приготовить картинки с обобщающими словами, чтобы все дети участвовали, показывая их, а не говоря)

6. Рефлексия (слайд 14)

Учитель: Вот и подошло к завершению наш праздник. Мы очень хорошо потрудились. Покажите смайлики, с каким настроением вы уходите с мероприятия?  

Спасибо за работу! До новых встреч!