* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

МАОУ Пермская кадетская школа № 1

«Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса

А.В. Суворова»

Технологическая карта занятия: «По дороге к дружбе»

Выполнила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Байдина Наталья Викторовна

Пермь, 2025 г.

Технологическая карта занятия: «По дороге к дружбе»

Общая информация

Тип занятия

:

Командообразующее

с развитием коммуникативных навыков

Целевая аудитория

: Участники разновозрастных отрядов (11–17 лет), 8–25 человек

Продолжительность

: 60–90 минут

Место проведения

: Открытая площадка или просторное помещение (спортивный

или актовый

зал

ы

, поляна), соответствующее санитарным нормам

Рассадка

: Стулья в кругу для обсуждений; открытое пространство для активных заданий

Цель

Сформировать у участников коммуникативные навыки и сплотить разновозрастной отряд через совместные активности, способствующие дружбе и эффективному взаимодействию.

Задачи

Развить навыки активного слушания, невербального общения и выражения идей.

Сформировать умение эффективно взаимодействовать в разновозрастной группе.

Создать доверительную атмосферу для общения и взаимопомощи.

Стимулировать лидерские качества и распределение ролей в команде.

Осознать ценность дружбы и индивидуального вклада в общее дело.

Материалы и оборудование

Стулья (по количеству участников).

Бумага А4 (20 листов), карандаши, маркеры.

Цветные фишки (100 пластиковых жетонов разных цветов).

Картонные листы А4 (10–12 штук) для задания «Островное приключение».

Две пары стульев для задания «Мост дружбы».

20 скрепок, 2 рулона узкого скотча, 2 пары ножниц, 1 мяч для настольного тенниса.

Мел или верёвка для разметки границ.

«Клад» (коробка с маркерами, цветной бумагой или лагерными сувенирами).

Плакат

или презентация

с правилами занятия.

Методы и приёмы

Игровые упражнения (разминка, творческие и физические задания).

Групповое обсуждение и рефлексия.

Проблемно-ориентированные задачи.

Работа в малых и больших группах.

Невербальное взаимодействие и ролевые элементы.

Ожидаемые результаты

Коммуникативные навыки

: Участники научатся активно слушать, выражать свои мысли, использовать невербальные сигналы и учитывать мнение других.

Командообразование

: Формирование сплочённого коллектива, где участники разного возраста поддерживают друг друга.

Личностные

: Повышение уверенности в себе, осознание своей роли в группе, укрепление дружеских связей.

Продукт

: Коллективная работа «

Солнышко

дружбы» как символ единства отряда.

Ход занятия

Этап

Время

Содержание

Методы и приёмы

Действия ведущего

Ожидаемый результат

1.Организационный

5–7 мин

Введение, знакомство, принятие правил. Разминка «Знакомство с рукопожатиями».

Игровой метод, беседа.

Приветствует участников, объясняет цель занятия: «Мы ищем клад дружбы, но нужны общение и командная работа».

Задаёт вопрос:

«Что помогает людям разного возраста дружить?»

Вывешивает правила:

1) Уважение, без обид;

2) Любые идеи приветствуются;

3) Без критики;

4) Помощь друг другу;

5) Разрешено всё, что не запрещено.

Проводит разминку: пожать руки, называя имя и возраст, за 1 минуту. Спрашивает:

«Кто поздоровался с 5 людьми? С 10?»

Участники знакомятся, снимают напряжение, принимают правила. Активизируется групповая динамика.

2. Основной: Совместный шедевр

10–12 мин

Игра для развития креативности и коммуникативных навыков.

Творческое задание, обсуждение.

Выдаёт бумагу и карандаши.

Задание:

1) Нарисовать что угодно (2 мин);

2) Передать соседу слева, добавить к его рисунку (2 мин);

3) Продолжать, пока рисунок не вернётся;

4) Назвать свой рисунок, доработать при желании. Организует «выставку» рисунков.

Вопросы:

«Каково видеть, как другие меняют твой рисунок?

Как возраст влиял на идеи?»

Награда: 2 фишки каждому.

Участники учатся принимать чужие идеи, развивают невербальное восприятие. Формируется доверие.

3. Основной: Слушай и передавай

10 мин

Упражнение для развития активного слушания и коммуникации.

Игровой метод, работа в парах.

Делит группу на пары (желательно разновозрастные).

Задание:

1) Один рассказывает другому за 1 минуту, что любит делать в лагере;

2) Второй пересказывает услышанное группе, стараясь не исказить;

3) Поменяться ролями. Вопросы:

«Легко ли было слушать? Что помогало запомнить?»

Награда: 2 фишки каждому.

4. Основной: Островное приключение

15–20 мин

Командная игра для развития сотрудничества.

Проблемно-ориентированная задача.

Размечает линии (4–5 м), кладёт 10–12 картонных «островов».

Задание:

Перебраться всем через «опасную зону», не касаясь пола, с правилом: минимум две ноги на острове (кроме первого/последнего), иначе остров убирается. Сценарий:

«Вы — команда, спасающаяся после крушения».

Наблюдает, поощряет помощь младшим. Вопросы:

«Что помогало?

Как старшие и младшие работали вместе?» Награда: 3 фишки при успехе.

5. Основной: Мост дружбы

15–20 мин

Задание на невербальное общение и командную работу.

Работа в малых группах, невербальное взаимодействие.

Делит на две разновозрастные команды. Выдаёт: 2 стула (1 м друг от друга), 7 листов А4, 10 скрепок, скотч, ножницы. Задание:

1) Спланировать мост (3 мин);

2) Построить молча, используя жесты (8 мин); 3) Прокатить мяч.

Следит за равным участием.

Вопросы:

«Что было сложнее: планировать или строить? Как общались без слов?» Награда: 3 фишки при успехе.

Развиваются невербальные коммуникативные навыки, умение работать в команде.

6. Основной: Разгадка шифра

10 мин

Игра на сплочение и коммуникацию.

Коллективное решение задачи.

Шифр для «ДРУЖБА»: Д(10), Р(12), У(8), Ж(10), Б(12), А(15).

Задание: Объединить фишки, чтобы выложить слово.

Поощряет обсуждение и обмен фишками.

Вопросы: «Каково делиться ради общей цели? Что значит дружба?» Награда: доступ к «кладу» (коробка с материалами).

Участники учатся сотрудничать, ценить общий результат.

7.Заключительный: Дерево дружбы

10–15 мин

Творческое задание для рефлексии и сплочения.

Творческая работа, рефлексия.

Задание: Из «клада» (бумага, маркеры) обвести и вырезать ладонь, написать пожелание себе/другу/отряду.

Собрать «Солнышко дружбы». Вопросы: «Как вы чувствовали себя?

Что узнали о команде и общении?

Как использовать это в лагере?»

Итог: «Дружба и общение — наш главный клад».

Участники осознают ценность дружбы, создают символ единства.

Организационные примечания

Разновозрастной состав

: Старшие участники направляют младших, но ведущий следит за равным участием. Младшим упрощать задания (например, больше «островов»), старшим усложнять (молчание в «Мосте»).

Безопасность

: Медленные движения в «Островном приключении», контроль за активными играми.

Коммуникативный акцент

: Упражнение «Слушай и передавай» развивает активное слушание; «Мост дружбы» — невербальное общение; обсуждения учат выражать мысли и эмоции.

Рефлексия

: Вопросы после каждого этапа помогают осознать коммуникативные и командные навыки.

Адаптация для ЛДО/РВО

: В ЛДО акцент на творчество и веселье, в РВО — на сотрудничество как «миссию отряда».

Контроль и оценка

Наблюдение

: Ведущий отмечает лидерство, участие, взаимодействие старших и младших, коммуникативные навыки (слушание, выражение идей).

Рефлексия

: Ответы участников показывают уровень осознания навыков.

Продукт

: «Дерево дружбы» как показатель сплочённости.