Поддержка детской инициативы в детском саду играет ключевую роль в развитии самостоятельности, креативности и уверенности детей.
Вот основные способы и направления такой поддержки:
1. Самостоятельная исследовательская деятельность: Предоставлять детям возможность исследовать предметы, материалы и вещества, обогащая их сенсорный опыт.
2. Обогащение сенсорного опыта: Помогать детям развивать восприятие окружающего мира через различные ощущения.
3. Предоставление самостоятельности: Позволять детям реализовывать свои замыслы без опасности для их жизни и здоровья, поддерживая их идеи.
4. Отмечание успехов: Приветствовать и отмечать даже самые маленькие успехи детей, укрепляя их мотивацию.
5. Формирование привычки самостоятельности: Поощрять детей находить интересные занятия самостоятельно, развивая их инициативность.
6. Поддержка в продуктивной деятельности: Создавать условия для реализации детских планов и замыслов в продуктивной деятельности.
Эти меры способствуют развитию у детей самостоятельности, креативности и умения принимать решения, что важно для их дальнейшего обучения и социализации.
Одной из технологий, для поддержки детской инициативы является «Тематические карточки».
Это – карточки с заданиями, которые дети выполняют самостоятельно и по желанию. Составление заданий на карточке оставляет возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, строить и т. п.
Применение карточек:
Тема недели реализуется через разную направленность заданий в карточка
х – ознакомление с окружающим миром
; математические представления и действия с цифрами, знаками; разв
итие речи и основы грамотности;
Важно компоновать задания так, чтобы работая с карточкой, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий.
Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком на карточке действия будут обучающими (развивающими).
К оформлению тематических карточек предъявляются определенные требования.
Каждый отдельный лист должен иметь программированное место для подписи (имени автора-ребенка и даты работы). «Индивидуальность» карточки достигается тем, что каждый ребенок обязательно подписывает свою карточку, ставит дату работы. Если дети не умеют писать, то используется метод копирования (предлагаются готовые таблички с именами, датами), или рисуется индивидуальный значок.
Каждый лист может иметь рамку, которая придаст работе ребенка эстетичный «законченный» вид. Вместе с тем, рамка должна быть рабочей, т. е. ее можно дорисовывать, раскрашивать.
Могут быть указаны уровни сложности заданий, видя которые ребенок, оценивая свои возможности, выбирает себе соответствующее задание.
Заполненные карточки можно:
повесить на стену (в уголке достижений и пр.);
вложить в портфолио ребенка;
выдать родителям для работы с ребенком дома.
Использовать тематические карточки можно в разных формах образовательной деятельности: на занятиях, в самостоятельной свободной деятельности, в работе с родителями.