Проект по нравственно - патриотическому воспитанию
 "Я живу в России"                                                                                
Разработан воспитателями:  Стерхова С.С., Тисина Л.А.
                                                        (средняя "Б" группа, компенсирующей направленности)
                                                                            
                                                                                             
Цель:
                                                                                                                                   Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма. Приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям;                                                                                                                Воспитание любви и привязанности к родной стране, краю.

Задачи:
                                                                                                                                                            *Дать знания детям об истории родной страны, символике, достопримечательностях.                               *Расширить знания детей разнообразии флоры и фауны страны.                                                   *Воспитывать любовь к родной стране, к русским национальным героям. Гордиться тем, что ты россиянин.                                                                                                                     *Познакомить с праздниками, культурой и традициями русского народа.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим возникла необходимость решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. 
Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в наших группах реализуется проект "Наша Родина - Россия".

Предполагаемый результат:
* формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
* воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне.
* повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
* приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
* умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
Тип проекта: информационно-творческий.
Срок реализации: с 10. 11. 2023г. - по 16. 05. 2024г. 
Вид проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети средней группы "Фантазеры", средней группы "Сказка", средней группы "Солнышко", воспитатели, родители.                                                                                                          
Форма проведения: групповая                                                                                                                                                                           
Материально-техническое обеспечение:
электронные средства обучения:
 проектор;
 компьютер;
 музыкальное оборудование;
Проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет и реализовывается в группах.



Проблема:
Во время бесед с детьми было замечено, что многие не знают ответы на вопросы: ?Что Родиной моей зовётся??, ?С чего начинается Родина??, ?Откуда начинается Россия? Некоторые ребята не понимают смысла слов Отчизна, страна, родина. Поэтому потребовалось глубокое изучение данной темы. Эпиграфом к данному проекту могут служить следующие слова:
Родина слово большое, большое….
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок и я.


1 этап: подготовительный
-составление плана совместной работы с детьми, воспитателями, родителями.
-подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, дидактических и сюжетно - ролевых игр с детьми. 
-подготовка наглядного иллюстративного материала.
- подбор необходимой художественной литературы.
-подбор стихов, песен, связанных с тематикой проекта.
- разработка мероприятий работы с детьми.
-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
2 этап: основной, практический 
- беседы с детьми;
- просмотр иллюстраций, картин;
-игры (сюжетно – ролевые, настольно - печатные);
-выставка рисунков;
- чтение художественной литературы, стихов и загадок.



1.Это что за чудо-сад?
Здесь не зреет виноград
Посмотреть я в сад иду –
Что растёт в таком саду?

Детский сад.
Беседа ?Мой любимый детский сад?
Речевое развитие. Мы – воспитанники старшей группы
Рисование. Наш любимый детский сад?
Чтение художественной литературы. А. Барто ?Первоклассница?, ?Первый урок?.
Сюжетно – ролевая игра. ?Детский сад?.
Лепка. "Игрушки", "В детском саду".

2.С чего начинается Родина?
С той песни, что пела нам мать.

Моя семья.
Мир ребенка начинается с его семьи. О родной семье проходили беседы: ?Мой дом. Моя семья? ?Мои бабушка и дедушка?. ?Хочу быть похожим на маму?, игровая ситуация ?Как сказать маме о плохом поступке?; ?История и традиции праздника ?День матери?, рассматривали фотоальбом ?Моя семья?.
Чтение художественной литературы В. Сухомлинского ?Семь дочерей? рассказа М. Зощенко ?Показательный ребёнок?. И. Сударева ?Папа?, ?Моя мама?, стихотворения ?У меня есть семья? помогает ребёнку осознать себя человеком - членом семейного сообщества.
С-р игра ?Семья?: сюжет ?Мама приходит с работы?, ?Мама кормит дочку? ?Мама идёт на приём к врачу?
Знакомили детей с историей и особенностями русского народного костюма, расширяя знания о русской народной культуре. Объемная аппликация ?Члены моей семьи?.
Оформление выставки детских рисунков ?Моя семья?
3.С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
Моя улица
Занятие ?Вот моя улица, вот мой дом?, беседа о родной улице, целевая прогулка. Пословицы и поговорки о доме, о дружбе, загадки о правилах дорожного движения.
Дидактические игры: ?Мой этаж?, ?Из чего построен дом?, ?Мой домашний адрес?, ?Я живу на улице?, ?Из чего построен дом?, ?Город- деревня?, ?Деревня - городу?, ?Кто живет в деревне?.
Рассматривание картины ?Улица города?.
Коллективная аппликация ?Дом, в котором я живу?
Рисование: ?Моя родная улица?, ?Мой дом?. ?Деревенский дом?
Все мероприятия формируют у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепляют знание домашнего адреса.
4.?Город свой мы любим всей душой,
ведь он частица Родины большой?

Родной город.
Занятие ?Родной город?, беседы о городской архитектуре, о городских зданиях (театры, музеи, цирк, зоопарк, парк отдыха, загадки про городские здания).
Тематическая беседа ?История возникновения города?, ?Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего?
Рассматривание иллюстраций и фотографий городских зданий, открыток с видами города. Рассматривание альбома ?Города России?
Фотовыставка ?Как мы отдыхаем?, экскурсии. Рисование: ?Мое любимое место в городе?
5.С чего начинается Родина?
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.

Кудрявая красавица берёза - символ России.
Беседы об осенних приметах в родном городе, красоте русской природы, целевая прогулка ?От сентября к лету поворота нету?, рисование осенних деревьев и листочков, рассматривание осенних пейзажей (И. И. Левитан ?Золотая осень, В. Д Поленов ?Золотая осень?, чтение стихотворений русских поэтов об осени (А. С. Пушкин Унылая пора! И. Бунин ?Листопад?, Н. Некрасов ?Несжатая полоса?)
Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Составление осеннего букета в группе.
Дидактические игры: ?Когда это бывает?, ?С какого дерева листок?, ?Что нам осень принесла?
Побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку;
 Передавать в высказываниях свое отношение к природе; 
Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.
6.Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

Наша страна - Россия.
Мы живём в огромной и прекрасной стране. Она называется Россия. Наша великая страна стала Родиной для многих народов и национальностей. Вы только представьте какая она необъятная: на севере идёт снег, трещат морозы, люди ходят в шубах, водоёмы скованы льдом, а на юге в это же самое время цветут цветы, летают бабочки, можно купаться в море и загорать на солнышке. На западе дети только просыпаются, чтобы пойти в детский сад или школу, а на востоке ребята уже пришли домой.
Дидактическая игра ?Животные и растения родного края?.
Найти животных, растения и птиц, которые живут на территории России. (Детям предлагаются картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в различных местах планеты.)
Игра ?Куда я отправлюсь на прогулку?.
Дети рассматривают сюжетные картинки с изображением достопримечательностей родного края и рассказывают, куда бы они хотели пойти на прогулку или отправиться в путешествие.
В выходные дни я пойду с мамой и папой гулять в парк.
А я пойду в туристический поход на берег нашей реки и т. д.
Проблемная ситуация: ?Погодные условия?
Одна девочка живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят?
7.Что мы Родиной зовём?
Флаг России над Кремлём.
?Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина? (Константин Ушинский).
* Занятие 
* рассматривание изображения государственного герба и флага РФ. 
* рассматривание герба на монетах, документах.
* аппликация ?Наш флаг?.
* Дидактические игры: ?Узнай наш герб?, ?Узнай наш флаг?. 
* прослушивание музыкальных произведений.
Москва-столица нашей Родины.
* Занятие.
* рассматривание открыток с видами Москвы.
* просмотр видеофильма о достопримечательностях столицы.
* прослушивание стихов, литературных произведений о Москве.
8.Что мы Родиной зовём?
Наши праздники и песни,
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия:
?День знаний?, ?День пожилого человека?, ?День отца?, ?День матери?, ?День хлеба?, ?День единства?, ?Ярмарка?, праздник ?Осень в гости к нам пришла?, песни о России.
?Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши? (Константин Ушинский).
Беседа ?Они прославили Россию?
 Цели:                                                                                                                                            * развивать познавательный интерес к наследию России                                                                                  * развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и сверстниками,                           * воспитывать патриотические чувства, гордость за свой народ, уважение к людям отечества,                                                                                                                                          * формировать составлять короткий рассказ о знаменитом человеке.
Праздник ?День хлеба?: 
презентация ?Мы печём дома? (выполнена родителями).                                                          * Познакомить детей со знаменитым соотечественником - А. С. Пушкиным                                                * рассматривание репродукций портретов А. С. Пушкина,                                                                    * прослушивание стихов, сказок,                                                                                                                                       * рассматривание иллюстраций к ним. 
Рисование: ?Сказки Пушкина?
Обогащение предметно-развивающей среды в группе:
1. Пополнение патриотического уголка                                                                                       * папками-раскладушками ?Наша Родина - Россия?,                                                                  * ?Москва – столица нашей Родины?,                                                                                         * ?Природа Кемеровской области?;                                                                                                       * ?Костюмы народов России?;                                                                                                           * лэпбук ?Мы-Россияне?,                                                                                                              * изготовление настольно- печатной игры ?Моя родина - Россия?
2.Организация выставки книг о России, Москве; 
русских народных сказок, поговорок и т. д. в книжном уголке.
3.Подготовка презентации о родном городе, ?Россия – наша Родина?, ?Россия – многонациональная страна?
4.Скачивание мелодии гимна.
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Презентация лэпбука: ?Мы - Россияне?
Выступление на педсовете об итогах проекта
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Составление лэпбука ?Мы - Россияне?.
2. Беседа с родителями на тему ?Важность развития патриотизма для детей?
3. Работа с родителями по оказанию помощи в изготовлении дидактических игр для детей.
4. Изготовление картотеки дидактических игр.
5. Создание альбома вместе с родителями ?Города России?
6. Рекомендации родителям организовать экскурсию в краеведческий музей, цирк, кукольный театр, хлебный магазин

Паспорт лин-проекта МБ ДОУ № 233 
?"Оптимизация временных затрат подготовки к занятиям"
Основные данные:
Заказчик:?заведующая МБ ДОУ № 233
Процесс:?Знакомство с родным краем, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям;                                                                                                                Воспитание любви и привязанности к родной стране, краю.
сса:?от создания временной творческой группы по разработки и апробации проектов по внедрению бережливых технологий.
Руководитель лин-проекта:? Гасанова З.Р.  ст.воспитатель.
Команда лин-проекта:?Вопитатели ДОУ -  Гросс О.М., Кувшинникова Т.Ю., Тисина Е.А., Стерхова С.С., Гриднева Е.Д.
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
Обоснование:
* Отсутствие у детей знаний об истории родной страны, символике, достопримечательностях, не сформировано понятие детей о Родине;




Цели:
Наименование цели, ед.измерения.
Текущий показатель
Целевой показатель

Оптимизация процесса подготовки за счет применения стикеров - подсказок.
Системного размещения материалов.



Эффекты:
 * формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
* воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне.
* повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
* приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
* умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

Сроки:
1.Согласование паспорта лин-проекта.                                         2.Картирование текущего состояния 10.11.23.                                            3.Анализ проблем 11.11.23. 4.Составление карты целевого состояния  13-11.23.                            5.Разработка плана мероприятий 15-18.11.23.                                     6.Внедрения улучшений ?(мониторинг улучшений)                            20.11.23-10.05.24.                                                 7.Закрытие лин-проекта 10.05.23  9.Мониторинг стабильности достигнутых результатов