Конспект занятия «Игровые технологии. Сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр».
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах и признаках предметов: их форме, цвете, величине, количестве, положении в пространстве.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка трех лет является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Цель: поиск эффективных педагогических условий сенсорного развития у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.
Задачи игровой технологии:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста; 2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. 3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр. 4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Ход занятия:
Воспитатель зовет к себе детей и просит встать в круг. Здороваемся.
Физминутка:
Здравствуй правая рука (протягиваем вперед)
Здравствуй левая рука (протягиваем вперед)
Здравствуй друг (беремся одной рукой с соседом)
Здравствуй друг (беремся второй рукой с соседом)
Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками)
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента (подняли руки вверх и опустили)
Можем маленькими быть (присели)
Можем мы большими быть (встали)
Но один никто не будет!
- Молодцы, ребята! Правильно! Это очень хорошо, когда у вас много друзей! Ой…Ребята, вы слышите? Кто-то плачет! (Дети оглядываются по сторонам и находят игрушку-Зайчика).
-Смотрите, это же Зайчик! Здравствуй Заинька! А что ты здесь делаешь и почему плачешь?
Зайка: Я замерз в лесу и решил погреться у вас в детском саду, но сейчас я хочу обратно домой, а обратной дороги не помню, вот и плачу!
-Не плачь, Заинька! Мы тебе поможем! Правда ребята?
Дети: Да..
-А где живет Зайчик?
Дети: В лесу.
-Верно. А для того, чтобы попасть в лес, нам нужно преодолеть путь по мосту. Смотрите через реку ведут два моста. Как вы думаете, по какому мосту безопаснее будет перейти реку?
Дети: по…
-Почему?
Дети: Потому, что он широкий и мы не упадем в реку. Второй мост очень узкий!
-Молодцы, ребята! (переходим по мосту)
- Смотрите, ребята! Возле леса удивительный цветочный ковер! Цветы мне, что-то напоминают. Что это?
Дети: Геометрические фигуры.
-Возьмите, пожалуйста, по одной и присядьте на стульчики.
_Ребята, а вы знаете, как они называются?
Дети: Да
-Сейчас мы проверим! Поднимите вверх геометрические фигуры только те, у кого круг! А теперь только квадрат! Хорошо! А теперь треугольники! Замечательно! Теперь только прямоугольники! Великолепно!
-Ой! Но мы отвлеклись и совсем позабыли о Зайчике! Зайчик, не плачь! Мы почти добрались до леса!
Зайчик: Я хочу есть и немного замерз!
-Ребята, давайте мы зайчика накормим и согреем! Для этого нам нужно вспомнить, на какие геометрические фигуры похожи овощи!
Воспитатель показывает картинку капусты.
Дети: Круг.
-Молодцы! Сложите все круги в корзинку с капустой, пожалуйста! А теперь посмотрите на картинку с морковью.
Дети: треугольник! (треугольники складываем в корзину около моркови).
- А это кусочек коры березы!
Дети: Квадрат. (квадраты складываем в корзину около кусочка коры).
- Очень хорошо!!! Кушай, Зайчик! А для того, чтобы тебя согреть, ребята сейчас вспомнят, что бывает теплым и прямоугольным?
Дети: Одеяло!
-Молодцы! Вот теперь наш Зайчик сытый и согрелся! Но что-то его опять беспокоит! Зайка, почему ты прячешься и дрожишь?
Зайчик: Я боюсь! В лесу столько опасностей!!!!
- Это не беда! Мы их сейчас всех найдем и они больше не будут тебя пугать!
(Дети сидят на стульях. Воспитатель показывает детям картину с изображением леса, в котором спрятались опасности)
Игра: «Найди, где спрятались…» (Лиса, волк, сова, медведь, охотник) (закрепление предлогов и ориентировка на листе бумаги)
-Вот и всё! Больше тебе ничего не угрожает, Зайчик! Осталось, только найти твой домик в лесу!
Зайчик: Мой дом под тем дубом! А чтобы до него добраться, нужно пройти по цветным дорожкам.
Игра: «Разноцветные цилиндры» (двигательная активность, закрепление цветов)
-Вот, ты и дома, Зайчик! А нам пора возвращаться к себе домой -в детский сад!
Зайчик: Спасибо вам большое!!! А чтобы вы быстрее добрались я вам дам волшебное перышко! (достает из под корней дуба). Вы им три раза взмахните и скажите волшебные слова:
Словно палочкой волшебной
Перышком взмахну три раза
В детский садик непременно
Дети все вернутся сразу!
Считаем: раз, два, три!
-Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? А что больше всего вам понравилось?
Я рада, что вы такие отзывчивые, смелые и добрые. Спасибо, до свидания!!!