Практика проведения родительского собрания как средства кооперации родительской общественности и сотрудников школы
* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Практика проведения родительского собрания как средства кооперации родительской общественности и сотрудников школы

Худякова Елена Викторовна
методист, учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Приозёрная средняя общеобразовательная школа»
РФ, п. Приозёрный, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ
E-mail: xew1974@mail.ru

Актуальность. Начать продуктивное взаимодействие с целой группой малознакомых людей достаточно непросто. Классным руководителям, в силу своих должностных обязанностей, приходится овладеть навыками выстраивания командного взаимодействия дважды: при работе с классным коллективом детей, а так же при работе с родителями. Кто-то пытается интуитивно, на основании личного родительского опыта организовать такого рода работу. И часто это приводит к нестабильным результатам, конфликтным ситуациям, в основе которых лежит непонимание и обманутые ожидания каждого из участников отношений. Кому-то везёт, и всё складывается удачно. Но наша команда считает, что оставлять педагога один на один в ситуации выстраивания отношений с группой людей – безответственно со стороны более опытных коллег. По этой причине мы разработали данное родительское собрание.

Объект исследования: родители 8 класса МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа»

Предмет исследования: буллинг в классе, агрессивно-оборонительная позиция родителей.

Цельсоздание системы группового взаимодействия между родителями и сотрудниками школы.

Задачи:

Выявить основные проблемы класса на основе изучения особенностей

классных взаимоотношений

(на этапе предварительной подготовки к родительскому собранию)

.

Созда

ть атмосферу открытого общения и заинтересованности общим делом.

Распределить функциональные обязанности между участниками образовательных отношений.

Привлечь родителей к активному воспитанию детей.

Оборудование: чистые листы бумаги и ручки по количеству участников; компьютер и проектор.

Описание практики

Организационный момент.

- Добрый вечер, дорогие родители. Меня зовут …, я – педагог-психолог. С вашими ребятами мы знакомы, и вместе уже успели проделать много работы: …

- Я рада тому, что вы нашли время и пришли сегодня на встречу. Мне бы хотелось попросить вас сегодня быть активными участниками в обсуждении вопросов, не стесняться вносить свои предложения и коррективы по ходу моего выступления.

Мотивационный этап.

- Прежде всего, обращаю ваше внимание на слайд.

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДА № 1

- Поделитесь, пожалуйста, своими ассоциациями с этой картинкой.

ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ

- Большое спасибо за ваши ответы! Действительно, это картинка выражает главную мысль моего выступления – командное взаимодействие нас с вами, дорогие родители.

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДА № 2

- Интерес к такому взаимодействию проявляют очень многие. В том числе и наше государство, по заказу которого в 2021/2022 годах сотрудники института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования в г.Москве задались вопросом о том, как родители видят роль школы в воспитании детей [1].

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДА № 3

- Было выявлено, что родители видят роль образовательной организации в привитии детям следующих ценностей (приведены в порядке уменьшения значимости для родителей):

Духовно-нравственные ценности

Ценности дружбы

Ценность труда

Патриотизм

- Озвученные данные, хоть и представляют интерес, но являются несколько оторванными от нашей с вами реальности. Ни я, ни вы не принимали участия в данном опросе. Но сегодня, сейчас, у нас с вами есть шанс заявить о себе, выразить своё отношение по данному вопросу.

Основная часть

.

- В процессе обучения идеальным считается формирование следующей системы:

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДА № 4

- Дети, члены их семей и сотрудники образовательной организации выстраивают взаимоотношения на основе единства целей и разделения функциональных обязанностей между собой.

- Но прежде, чем команда сможет совместно достигать результатов, необходимо пройти ряд шагов, обеспечивающих слаженный механизм такого сотрудничества [1].

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДА № 5

- Началом можно считать момент получения на ряд вопросов, что вы видите на слайде.

- Первый из них: «Что школа должна воспитывать в детях и для чего?»

- Я предлагаю вам на чистых листах, расположенных перед вами, перечислить те направления, те ценности, которые вы посчитаете нужными. Рабочий лист подписывать или сдавать не нужно. Это – ваш рабочий инструмент на сегодня, и его задача – помощь вам отразить свои мысли и наглядно их представить.

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДА № 5 (2 щелчок – анимационный выход 2 вопроса)

- После того, как вы описали свои ожидания от школы, вы можете ответить на второй вопрос, который звучит так: «Что семья должна воспитывать в детях и для чего?»

- Когда вы ответили на оба вопроса, я предлагаю сравнить ответы. Сначала обратите внимание на количество пунктов по 1 и по 2 вопросу. Где больше? На ком, по вашему представлению, должна лежать большая ответственность за воспитание детей? Кто является наиболее значимой фигурой для ребёнка?

- Так же посмотрите, есть ли пункты, повторяющиеся на оба вопроса. Или школа воспитывает одно, а семья другое? Тогда можно ли говорить о единстве требований и стремлений?

- После своеобразного диагностического блока, мы с вами переходим к пониманию реальной ситуации.

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДА № 6

- В дальнейшем у вас есть возможность сравнить свои пометки с тем, что сотрудники школы: классный руководитель и педагог-психолог, обозначили как основные направления работы с классом на данный момент времени:

Дружба в коллективе

Самоконтроль

Культура взаимоотношений

Есть ли у вас, дорогие родители, какие-то предложения к тем пунктам, что вы видите на слайде? Может быть, вам хотелось бы что-то добавить, так как вы считаете, что этого детям нашего класса не хватает. Или, вам кажется, что есть лишние направления, которые уже не являются значимыми. Хотелось бы услышать вашу оценку данной ситуации.

ОРГАНИЗУЕТСЯ ДИАЛОГ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И СОТРУДНИКАМИ ШКОЛЫ (цель – определить те направления работы с классом, которые будут удовлетворять все стороны взаимоотношений)

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДА № 7

- Теперь мы с вами готовы приступить к следующему этапу выстраивания командной работы – планированию конкретных действий. И здесь я снова предлагаю вам сначала подумать над тем, как вы хотели бы видеть это сотрудничество. Какие конкретные действия, на ваш взгляд, может предпринять школа для получения намеченного результата? Пожалуйста, для удобства так же перечислите на своём рабочем листе.

- А что может предпринять семья для получения намеченного результата?

- Сотрудники школы в рамках реализации тех направлений работы, что обсуждались ранее, вспомнила уже проведённую работу с классом и отразила её на следующем слайде:

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДА № 8

Занятия с психологом

Работа в группах на уроках

Подготовка к этапам конкурса «

ЮнАрктика

»

Индивидуальные беседы

Знакомство с нормативными документами

Классные часы

- Есть ли у вас, дорогие родители, какие-либо предложения к нам? Может быть, мы что-то не учли, или у вас есть идеи по оптимизации внутриклассных процессов?

- Так же у нас есть некоторые просьбы к вам. Ознакомьтесь с ними, пожалуйста, и дайте ответ: согласны ли вы помочь нам в этом, или у вас есть возражения?

Что может предпринять семья:

Контроль: выполнения Д/з, внешнего вида…

Информировать о возникающих проблемах

Участвовать в решении проблем класса

ОРГАНИЗУЕТСЯ ДИАЛОГ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И СОТРУДНИКАМИ ШКОЛЫ (цель – определить конкретные действия и сроки их выполнения)

Заключительная часть.

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАЙДА № 9

- Сейчас, когда мы с вами пришли к соглашению и выработали единое мнение о том, что и как мы будем развивать в наших детях, мы готовы приступить к последнему этапу – реализации задуманного.

- Мы благодарим вас за активность и смелость в выражении своего мнения по важным для нас всех вопросам. Мы думаем, что это отличное начало наших отношений. Помните, что со всеми вопросами и просьбами вы можете обращаться к нам: классному руководителю и педагогу-психологу. Всего вам доброго!

Результаты:

По итогам проведенной работы были получены следующие результаты:

№ п/п

Задача

Начальная ситуация «Было»

Маркеры

Конечная ситуация «Стало»

Выявить основные проблемы класса на основе изучения особенностей классных взаимоотношений.

Класс отличался слабой дисциплиной, частыми конфликтными ситуациями между учащимися

Поведение на уроке и на перемене – организовано психолого-педагогическое наблюдение за учащимися.

Конфликтные ситуации – проведена диагностика

буллинг

-структуры класса.

Анонимное анкетирование на тему причастности к

буллингу

.

Вывод по результатам диагностики: классный коллектив 8 класса находится на 3 стадии развития (по Лутошкину стадий всего 5) - мерцающий маяк. Дети взаимодействую друг с другом очень активно, так как хотят добиться единства в достижении общей цели – успешного обучения. Однако, интересы других участники не учитывают, что толкает остальных детей на агрессивную защиту своих интересов. Каждый как бы стремиться «исправить», переделать других под себя.

Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов.

Анонимная анкета по исследованию ситуации буллинга в классе показала, что 11 человек из класса были жертвой буллинга, 14 человек стали свидетелями ситуации буллинга, и только 2 человека из класса никогда не были причастны к ситуациям травли в школе.

Создать атмосферу открытого общения и заинтересованности общим делом.

В период, предшествующий организации родительского собрания, родители жаловались классному руководителю на педагогов школы, обвиняя их в неуспешности своих детей.

В начале родительского собрания родители слабо шли на диалог с сотрудниками школы, на вопросы предпочитали отмалчиваться, или говорили, что «ничего всё равно не изменится».

Увеличение количества личностных высказываний от родителей (не «все жалуются на …», а «меня не устраивает…» или «мой ребёнок…»)

,

Увеличение количества положительных оценок в адрес школы и её сотрудников.

Изменение отношения родителей

к школе с агрессивно-оборонительного, на отношение в форме диалога, объединённого общими целями и положительными намерениями.

К концу родительского собрания родители стали больше говорить о своих собственных детях, их впечатлениях и их опыте.

Несколько родителей высказались положительно о своём классном руководителе, выразив благодарность за её работу и отношение к детям, а так же сказав, что часть детей говорят, что она для них «как друг».

В отношении педагога-психолога был задан вопрос, доверяют ли ему дети. При этом были высказаны положительные отзывы о психологических занятиях по профориентации и то, что дети отзываются о них с интересом и под впечатлением делятся о содержании занятий с родителями.

Родители приняли предложенные задачи воспитания, дополнив их собственными задачами.

Распределить функциональные обязанности между участниками образовательных отношений.

Родители неоднократно высказывали своё недовольство в отношении сотрудников школы. Основные замечания: педагоги не проявляют достаточно профессионализма при выстраивании взаимоотношений с детьми, а так же не могут пробудить в детях интереса к своему предмету.

Согласие

родителей

оказать помощь сотрудникам школы в достижении поставленных задач.

Высказывания о том, что готовы сделать родители для улучшения ситуации

.

Родители дали своё согласие оказывать конкретную помощь сотрудникам школы.

Со стороны родителей была получена общая информация о том, что они и так помогают школе, чем могут.

Родители выдвинули предложение, чтобы школа взяла на себя функцию контролировать внешний вид обучающихся. Даже выдвинули предложение одетых не по уставу детей отправлять домой переодеваться.

Родители в ходе родительского собрания внесли несколько предложений, детальной проработкой которых пообещали заняться сотрудники школы: классный руководитель и педагог-психолог.

Привлечь родителей к активному воспитанию детей.

Родители занимали позицию пассивного наблюдателя и строгого критика: по собственной инициативе школу не посещали, с педагогами разговоров не инициировали; оказавшись в школе, защищали ребёнка и самих себя, от любых замечаний.

Увеличение количества посещений родителями школы.

Родители после родительского собрания несколько раз посетили педагога-психолога школы по вопросам воспитания детей и обучения (4 посещения).

Библиографический список

Методические рекомендации по взаимодействию образовательной организации и родителей в процессе реализации рабочей программы воспитания, разработанные сотрудниками ФГБНУ «ИИДСВ РАО», под общей редакцией

Буянова

А.А.