Интегрированное занятие по ПДД в группе комбинированной направленности для детей с ЗПР с элементами логоритмики
«Правила дорожные всем соблюдать положено».
Цель: формировать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, умения применять полученные знания на практике.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
активизация и актуализация словаря по теме «Правила дорожного движения»;
ф
ормировать интеллектуальную инициативу в умении различать и понимать назначение дорожных знаков, дифференцировать цветовые сигналы светофора;
у
чить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;
у
чить различать проезжую часть дороги, тротуар;
формировать представление о
важно
сти соблюдения правил
дорожного движения;
з
акреплять
знания о дорожном движении в целях сохранения жизни и
здоровья (своего и окружающих);
п
ознакомить детей с понятием
«
фликер
»
и светоотражающими элементами;
п
родолжать
учить по алгоритму составлять
синквейн
(
пятистрочное
нерифмованное стихотворение), закреплять знания о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.
Коррекционно - развивающие:
р
азвитие
речевого слуха
, связной речи
, зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков
,
общей
и тонкой
моторики
;
р
азвитие координации речи с движением
;
р
азвивать познавательный интерес;
р
азвивать куль
туру общения, обогащать словарь;
р
азвивать высшие психические функции (внимание, память,
логику, мышление, воображение)
.
Коррекционно - воспитательные:
в
оспитывать способность внимательно слушать взрослых и друг друга;
в
оспитывать осознанную позицию пешехода и
безопасного дорожного движения;
воспитывать культуру поведения на улице и вырабатывать потребность в соблюдении правил дорожного движения;
воспитывать
эмпатию
(сочувствие, желание прийти на помощь).
Материалы и оборудование:
заготовка книжки-подсказки;
игрушечный светофор
;
макет дороги с пешеходным переход
ом, дорожные знаки
;
фломастеры чёрного цвета
(по количеству детей)
, заготовки для модели
рования (
белый треугольник,
синий квадрат,
шагаю
щ
ий человечек)
и один готовый знак;
П
олоски
из картона
белого
и черного
цвета
(для «зебры»);
Различные
фликеры
для пок
аза,
фликеры-наклейки
для детей;
воздушные шарики с прикрепленными дорожными знаками.
Предварительная работа:
Беседа о правилах дорожного движения.
Наблюдения за транспортом.
Беседа о городе, о дороге.
Организация д
идактически
х игр «Подумай – отгадай», «Дорожные знаки для пешехода», «Телевизор», «Собери знак», «Угадай и покажи дорожный знак»
и сюжетно-ролевые игры «
П
ешеходы
и водител
и
»
по ПДД.
Ознакомление с
художественными произведениями
:
А.Тюняева
«Правила дорожного движения», С.Михалков «Бездельник светофор», «Дядя Степа», В. Лебедев Кумач «Умные зверюшки», М.Дружинина «Моя улица»
,
Г.Георгиев «Светофор», М.Запольский «Как по улице идти»,
Я.Пищуков
«Это моя улица».
П
р
осмотр мультфильмов о Красной Шапочке
.
Экскурсии в
Автогородок
и по микрорайону
.
Рассматривание иллюстраций по теме, рисование улицы, дороги, перекрестка.
Разучивание стихотворений с детьми.
Ход занятия
Организационный момент.
Психогимнастика «Улыбка и хорошее настроение»
Дети, держась за руки, стоят в кругу.
Педагог-психолог:
-Ребята, поделитесь, пожалуйста, какое настроение у вас сегодня?
- Ключ, открывающий замки в душах людей, - это улыбка. Давайте мы подарим друг другу добрые улыбки и замечательное настроение.
Встали дружно мы по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется. [5]
Основная часть
Проблемная ситуация.
Раздаётся стук в дверь и в группу заходит Красная Шапочка.
Красная Шапочка: - Здравствуйте, ребята! Моя бабушка переехала из деревни в город, где есть трамваи, троллейбусы и большое движение. Все жители соблюдают правила дорожного движения. А что это такое - я не знаю.
Попав в огромный, шумный город
Одна и без друзей
Я испугалась, я пропала…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попала!
Везде машины, тут троллейбус,
А тут автобус на пути…
Признаюсь честно, я не знаю:
Дорогу где мне перейти?
Вы мне, ребята, помогите,
А, если можно, покажите,
Дорогу где переходить,
В аварию чтоб не угодить?!
- Я слышала, что в детском саду вы учите правила и уже хорошо их знаете. Помогите, мне, пожалуйста, попасть к бабушке в гости.
Объявление темы.
Педагог-психолог: (обращаясь к детям) - Ребята, поможем Красной Шапочке? Давайте познакомим ее с правилами поведения на дороге, чтобы с ней не случилась беда. А, заодно, сделаем для нее книжку-подсказку, которая поможет ей запомнить правила поведения на дороге (показывает заготовку книжки).
Работа по теме.
Педагог-психолог: - Ребята, скажите, кого называют участниками дорожного движения?
Педагог-психолог: - Чтобы транспорт и пешеходы передвигались без аварий, необходимо знать правила дорожного движения.
Дорожных знаков очень много,
Должны их дети знать
И правила движения
Точно выполнять!
На столе разложены карточки с дорожными знаками.
Педагог-психолог: Дети, как вы считаете, какой знак самый главный?
Каждый ребенок берёт в руки знак и рассказывает, что это за знак и какое он имеет значение. Высказывают свое предположение.
Педагог-психолог: - Из ваших ответов ясно, что все дорожные знаки важны и необходимы. Без них не обойтись. Поместим их в нашу книжку.
Педагог-психолог: - А без чего еще нельзя обойтись пешеходам и водителям? Отгадайте загадку:
Смотрит зорко постовой
За широкой мостовой,
Поглядит он красным глазом –
Остановятся все сразу,
Глаз зелёный подмигнёт –
И машины, и народ
Дружно двинутся вперед. (светофор)
Педагог-психолог: - Ребята, скажите, зачем нужен светофор?
Педагог-психолог: - Правильно, светофор нужен чтобы регулировать движение на дороге, чтобы порядок был на улицах.
Игра «Сигналы светофора»
Психолог по очереди включает цвета светофора, а дети в соответствии с ними выполняют движения. На зелёный цвет - бегут на месте. На жёлтый – хлопают в ладоши. На красный – стоят по стойке «Смирно».
Учитель – логопед:
Синквейн «Светофор»
- Светофор какой? (высокий, разноцветный)
- Светофор что делает? (сигналит, горит, мигает)
- Придумайте предложение о светофоре (светофор – наш друг и помощник)
- Назовите слова, связанные со словом «светофор» по смыслу (Зеленый огонек. Безопасность. Дорога.)
Один из детей выразительно зачитывает получившийся синквейн.
Ребенок:
Светофор.
Высокий, разноцветный.
Сигналит, горит, мигает.
Светофор – наш друг и помощник.
Зеленый огонек. Безопасность. Дорога.
Педагог-психолог: - Ребята, что может произойти, если вдруг пропадут все дорожные знаки и светофоры?
- Правильно, водители не узнают, куда ехать: налево или направо.
Не узнают, где можно отремонтировать машину или заправить ее бензином.
Не смогут найти столовую, остановку, больницу.
Люди не будут знать, где пешеходный переход.
Пешеходы и водители могут попасть в аварию.
- Давайте поместим светофор в нашу книжку.
Учитель - логопед: - Для чего нужна дорога?
- Ребята, давайте покажем, как едут по дороге машины:
Логоритмическое упражнение «Машина»
Гудит машина - би-би-би.
Дети постукивают кулачком одной руки о ладошку другой.
Стучит мотор - тук-тук-тук.
Ритмично хлопают руками.
Громко он нам говорит - едем, едем, мы вперёд.
Ритмично топают ногами.
Шины шуршат о дорогу - шу-шу-шу.
Потирают ладошки.
Крутятся колёса и вперёд они спешат - та-та-та.
Делают ритмичную «вертушку» руками.
Учитель - логопед: - Дети, скажите, пожалуйста, как называют людей, которые движутся по улице, по дороге?
Учитель - логопед: - А можно ли переходить улицу в любом месте? Скажите, а играть на дороге можно?
Учитель - логопед: - А где ходят пешеходы?
Учитель - логопед: - Правильно, по тротуару. Скажите, ребята, правила дорожного движения должны ли соблюдать пешеходы?
Учитель - логопед: - Правильно! Для этого мы с вами и учим их. Пешеходы переходят проезжую часть только в специально отведенных местах, где установлен знак.
Загадка
Знак совсем не сложный,
Зато друг такой надежный!
Он поможет нам в пути
Через дорогу перейти.
Учитель - логопед: - Вспомните, что это за знак?
Учитель - логопед: - Ребята, вы - молодцы! Как же выглядит этот знак?
Учитель - логопед: - Давайте попробуем его собрать.
Моделирование знака «Пешеходный переход»
Дети получают заготовки для изготовления знака и собирают знак «Пешеходный переход».
Учитель - логопед: - Давайте проверим? Посмотрите, такой знак получился (показывает изображение знака)?
Учитель - логопед: - Да, действительно, не хватает полосок для тротуара. Возьмите черные фломастеры и дорисуйте их (дети выполняют).
- Молодцы! У вас отлично получилось. Вот и ещё одна подсказка для нашей книжки.
Физкультурная минутка «Переходим дорогу»
(на макете дороги с пешеходным переходом)
- А теперь покажем Красной Шапочке, как мы переходим дорогу по пешеходному переходу.
Все по улице шагаем (дети шагают, высоко поднимая колени)
Галок вовсе не считаем, (вертим головой вправо - влево)
Дружно движемся вперёд (дети шагают, высоко поднимая колени)
Туда, где пешеходный переход! (останавливаются)
Посмотрите все налево, (поворачивают голову налево)
Посмотрите все направо, (поворачивают голову направо)
Нет машин, тогда – пошли! (шагают по переходу, высоко поднимая колени)
Всё, дорогу перешли! (остановились)
Прыгать можно – раз, два, три! (прыжки на месте)
Учитель - логопед: Давайте добавим такую же разметку в книжку-подсказку для Красной Шапочки.
Игра «Назови ласково»
Детям предлагается назвать слова ласково: пешеход, дом, машина, светофор, дорога, тротуар. (пешеходик, домик и т.д.).
Учитель – логопед: - Дети, скажите, а безопасно ли ходить пешеходам по тёмным дворам и улицам?
Учитель - логопед: - Для безопасного движения в тёмное время суток, люди придумали использовать на одежде светоотражающие элементы, или по- другому они называются «фликеры». Давайте повторим все вместе «фликеры». Словарная работа.
Учитель - логопед: - Светоотражатель – это надежный спутник в пути для всех пешеходов. Как же работает светоотражатель? Оказывается всё очень просто: свет фар, попадая на фликер, подсвечивается и отражается (возвращается) обратно водителю. Благодаря светоотражателям, вы становитесь заметнее на дороге. Вам необходимо лишь разместить их на рюкзаке, одежде, обуви, сумке и можно смело передвигаться по дороге!
Учитель - логопед: - Светоотражатели бывают разные: наклейки, значки, брелоки (показывает).
Учитель - логопед: - Я дарю вам вот такие фликеры – наклейки. А Красной Шапочке еще один разместим в книжке.
Учитель - логопед: - Ребята, смотрите, какая замечательная книжка-подсказка у нас получилась.
- Красная Шапочка, тебе она нравится?
Красная Шапочка: - Ребята, я сегодня, столько много узнала о правилах дорожного движения! Спасибо вам огромное за знания и книжку – подсказку. Я с ее помощью безопасно доберусь до своей бабушки.
Игра «Разрешается-запрещается».
- А теперь, я предлагаю всем вместе поиграть и проверить, как вы усвоили правила дорожного движения.
Перекрёстки и бульвары – везде улицы шумны.
Баловаться здесь, мешать народу…(запрещается).
А примерным пешеходом быть… (разрешается).
Играть в мяч на остановке… (запрещается).
Толпой гулять по тротуару…(запрещается).
Сзади обходить автобус… (разрешается).
Перед близко идущим транспортом перебегать дорогу… (запрещается).
На проезжую часть выбегать…(запрещается).
Погулять ты вышел просто - внимательно вперёд гляди,
Шумный перекресток осторожно переходи.
Дорогу переходить при красном свете… (запрещается).
На зелёный, даже детям - … (разрешается).
Возле проезжей части играть, строго…(запрещается).
Правила дорожного движения уважать…(разрешается).
Учитель - логопед: Хочу обратить ваше внимание на влияние настроения людей на дорожную обстановку. Человек в любом настроении (плохом или хорошем) должен быть внимательным и осторожным на улице.
Заключение.
Рефлексия.
Педагог - психолог:
- Итак, ребята, сегодня мы повторили правила дорожного движения и сделали книжку-подсказку для нашей гостьи, с помощью которой она благополучно доберётся до своей бабушки.
- Возьмите по одному светофорчику, опустите его в коробку и скажите, чем понравилось сегодняшнее занятие? Чему оно вас научило? Пригодятся ли полученные знания вам в жизни?
- Нам тоже понравилось с вами работать, мы объявляем вам благодарность и вручаем подарки.
Детям вручаются воздушные шарики с привязанными к ним дорожными знаками.
Вот и подошла к концу наша встреча,
И в заключение хочется сказать:
Правила дорожные
Людям знать положено!
Вы, друзья, доверьтесь им,
Будете целы и невредимы.
Используемая литература:
Алябьева
Е.А.
Логоритмические
упражнения
без музыкального сопровождения
. Методическое
пособие
.
М
.
, 2006.
Авдеева Н.Н.,
Стеркина
Р.Б. Безопасность. СПб; 2004
.
Белая К.Ю.,
Зимонина
В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2000.
Белая К.Ю.,
Зимонина
В.Н. Твоя безопасность. М., 2000.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада.
Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. М., 2009.
7. Слаутина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (для занятий с детьми 3-7 лет). М., 2015.
6. Соболева А.В. Загадки смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., 2000.