ПРОЕКТ ПО ПДД ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Правила движения - достойны уважения»

Наименование

Проекта

«Правила движения - достойны уважения»

Авторы Проекта

Олейникова Елена Александровна, воспитатель

Место реализации Проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Снежинка» (МАДОУ ДС №16 «Снежинка»)

Направленность Проекта

Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма детей

Вид проекта

Информационно-познавательный, практико-ориентированный, комплексный, групповой.

Участники Проекта

Подготовительная к школе группа № 12 «Почемучки»

Родители (законные представители) детей

Олейникова Елена Александровна, воспитатель

Иванова Зоя Николаевна, старший воспитатель

Стрельникова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель

Инспектор ОГИБДД по г. Радужный

Цель Проекта

Предупреждение дорожно-транспортного травматизма, посредством включения детей старшего дошкольного возраста в деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний о правилах дорожного движения

Задачи Проекта

Обучающие задачи:

Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилам дорожного поведения.

Систематизировать представления детей о значении дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Формировать умения анализировать ситуации, выявлять проблему, при помощи педагога определять пути ее решения.

Развивающие задачи:

Развивать умение ориентироваться в дорожно - транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;

Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

Воспитательные задачи:

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

Воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения.

Планируемые результаты

Снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Адекватное восприятие возможных опасных ситуаций.

Сформированность знаний, умений и навыков в сфере дорожного движения.

Срок реализации Проекта

1 учебный год (ноябрь 2022-ноябрь 2023г)

Актуальность проекта:

Улица для ребенка – это яркий, манящий  и разнообразный мир, который привлекает внимание. Это же так интересно – движущиеся разнообразные машины, пешеходы, различные здания. А ведь именно здесь наших детей подстерегает опасность. 

В связи с этим, приоритетной задачей общества становится обеспечение безопасности на дорогах.

Важное значение здесь играет правильная подготовка детей.

Поэтому работа по этой теме должна идти параллельно – с детьми, родителями воспитанников, педагогами, инспекторами ОГИБДД.  
Только единые требования, предъявляемые к детям со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

И главная задача взрослых - научить ребенка безопасно жить в этом мире.

Проблема:

В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, заборов.

Дошкольник НЕ ПОНИМАЕТ опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги.

У ребенка ДРУГИЕ особенности слуха и зрения. Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.

Ребенок НЕ УМЕЕТ эффективно использовать периферическое зрение и полностью «выключает» его, когда перебегает дорогу. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится.

Ребенок НЕ МОЖЕТ определить, близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.

Чтобы ребенок не попал в беду, необходимо воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.

Учитывая особую значимость работы с дошкольниками в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является первой ступенью в системе непрерывного образования, был создан проект по теме: «Правила движения-достойны уважения»

Реализация которого, предусматривает создание отряда Юных помощников инспекторов дорожного движения (ЮПИД), призванного подготовить грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды.

Пояснительная записка.

В отряд юных помощников инспекторов движения включены все дети подготовительной к школе группы № 12 «Почемучки»

Совместно с детьми придуманы и выбраны эмблема и девиз отряда, оформлена визитка.

Расписание занятий

№ п/п

День недели

Время

Длительность занятия

1.

Четверг

(2,4 неделя месяца)

16.00

30 минут

Основные направления работы ЮПИД:

Пропагандистская

: выступления перед сверстниками и их родителями, участие в викторинах, соревнованиях, конкурсах, тематических утренниках, праздниках и

развлечениях.

Профилактическая

:

участие команды ЮПИД в акциях

с участием работников Госавтоинспекции.

Информационная деятельность

: участие в создание стендов, стенгазет, агитационных листовок, макетов, дорожной атрибутики и др.

План мероприятий отряда «ЮПИД» на 2022-2023 учебный год

Дата

Тема

Ф.И.О. руководителя

ноябрь

Создание и распространение памятки родителям по ПДД «Безопасная дорога детям!»

Олейникова Е.А., воспитатель

ноябрь

НОД «Дорожные знаки – наши помощники»

Олейникова Е.А., воспитатель

декабрь

Познавательная беседа «Безопасные каникулы»

Олейникова Е.А., воспитатель

декабрь

Участие в акции «Засветись в темноте»

Олейникова Е.А., воспитатель

декабрь

Конструирование «Мой город» с использованием макетов по ПДД.

Олейникова Е.А., воспитатель

январь

Инструктаж с детьми

«ПДД в зимнее время»

Олейникова Е.А., воспитатель

январь

Просмотр мультфильма Смешарики.

«Азбука безопасности. Дозорные дорог»

Олейникова Е.А., воспитатель

февраль

Участие в акции «Автокресло детям!»

Олейникова Е.А., воспитатель

февраль

Дидактические игры по соблюдению и выполнению правил дорожного движения в уголке ПДД

Олейникова Е.А., воспитатель

март

Участие в профилактической акции «На дороге дети, они в приоритете!»

Олейникова Е.А., воспитатель

март

Рисование «Машины на нашей улице»

Олейникова Е.А., воспитатель

апрель

Сюжетно-ролевая игра по ПДД

«Заколдованный город»

Олейникова Е.А., воспитатель

апрель

Экскурсия по городу

«Безопасная дорога в школу»

Олейникова Е.А., воспитатель

май

Участие в акции «Внимание, дети!» с привлечением инспектора ГИБДД.

Олейникова Е.А., воспитатель

май

Викторина «Знаю и выполняю ПДД»

Олейникова Е.А., воспитатель

июнь

Целевая прогулка к светофору

Олейникова Е.А., воспитатель

июль

Экскурсия к перекрестку

Олейникова Е.А., воспитатель

август

Встреча с инспектором ГИБДД

Олейникова Е.А., воспитатель

сентябрь

Участие в профилактической акции «Внимание, дети!»

Олейникова Е.А., воспитатель

октябрь

«Безопасный маршрут от дома до детского сада», разработка планов-схем совместно с родителями.

Олейникова Е.А., воспитатель

октябрь

Интеллектуальная игра

Что? Где? Когда? по итогам года

Олейникова Е.А., воспитатель

ноябрь

Городской конкурс видеороликов «Засветись»

Олейникова Е.А., воспитатель

Новизна проекта:

Система деятельности МАДОУ ДС №16 «Снежинка» по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы через игровую деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольников.

Именно через игру обучение детей правилам дорожной безопасности становится более эффективным, именно посредством игры, легко и ненавязчиво постигаются азы дорожной грамотности, в которую включаются специалисты, родители, педагоги, инспектор ОГИБДД.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (аналитический);

Основной

(реализация намеченных планов)

Заключительный

нализ, оценка и обобщение результатов реализации проекта

,

презентация, продукт деятельности )

Предметно-развивающая среда.

Развитие ребенка в ДОУ обеспечивается за счет насыщенности предметно - развивающей среды.

При создании развивающего пространства для реализации проекта  учитывалась ведущая роль игровой деятельности.

В МАДОУ ДС «16 «Снежинка» функционирует Центр БДД - площадка безопасности

«В стране дорожных знаков»

Он обеспечивает:

С

оздание условий

для сознательного изучения деть

ми Правил дорожного движения.

Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопас

ного поведения. 

Формирование культуры участника дорожного движения.

В нем реализуются:

Практические занятия по закреплению полученных знаний в разных видах деятельности.

Сюжетно-ролевые игры с элементами

форм

ы участников дорожного движения.

Моделирование дорожных ситуаций при помощи модулей, макетов, магнитных стендов, дидактических ковриков.

Про

смотр и обсуждение мультфильмов.

Центр БДД - площадка безопасности «В стране дорожных знаков» состоит из:

разборных модулей с разметкой проезжей части, выполненных на листах тонкой фанеры; различных транспортных средств (машинки, велосипеды);

учебных пособий для игр и занятий: элементов формы участников дорожного движения, дорожных знаков на стойках, жезлов, макетов действующих светофоров, макетов домов улицы и пр.;

переносной витрины щита с агитационным материалом (плакаты,

фотоэкспозиции

);

стационарной полки-витрины с детскими поделками,

работами, выполненными родителями совместно с детьми.

Методы и приемы.

В ходе реализации проекта использовано большое многообразие методов и приемов. Совокупность словесного, наглядного, игрового и практического методов через дидактические игры и упражнения, диалоги, беседы, художественное слово, разнообразие наглядного дидактического материала позволит установить атмосферу доверия на протяжении всей деятельности и обеспечить положительный эмоциональный настрой.

Для организации информационно-творческой деятельности с детьми используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), что позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, интересными, способствуют хорошей результативности, и повышения их эффективности в целом.

Реализация проекта.

Работа над реализацией проекта проходила в несколько этапов, структура которых выстроена достаточно гибко, взаимно дополняя, и подчеркивая, значимость друг друга.

1 этап (подготовительный)

1.Опрос детей по проблеме.

2.Определение целей

и задач

проекта.

3.

Подбор методической, на

учно-популярной и художествен

ной литературы, иллюстративного

материал

а

.

4. Подбор

материал

ов

, игруш

ек

, атрибут

ов

для игровой, театра

лизованной деятельности.

5. Подб

ор

материал

ов

для изоб

разительной и продуктивной дея

тельности детей.

6.

Создание развивающей среды для изучения ПДД – центр ПДД;

7

. Составлен

перспективный план мероприятий.

Итогом предварительной работы является не только сбор информации, но и умение применять и реализовывать ее в ходе всей информационно - познавательной деятельности.

2 этап (основной)

Включает в себя занятия с детьми через интеграцию образовательных областей путем планомерного воспитательно-образовательного процесса.

Система, последовательность и целесообразность работы по теме «Правила движения – достойны уважения» представлена следующим образом:

Образовательная область «Познавательное развитие».

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности, в результате которой формируется:

Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах

Изучение правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе

ф

ормирования умений и навыков безопасного поведения на дороге

Умение прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения

Привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП

Воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения

Развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти

Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Все это становится возможным при выполнении познавательных задач под руководством воспитателя, где ребенок получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого.

Ребенок – дошкольник по сути своей — неутомимый исследователь. Он хочет все знать, ему все интересно и обязательно необходимо подтвердить свои предположения через организацию и проведение действий, направленных на познание:

Занятия

Вовлеченность в исследовательскую и проектную деятельность

Решение проблемных ситуаций

Составление логических цепочек

Выполнение дидактических игр и заданий

Таким образом, ребенок приобретает умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие».

Одной из основных задач данного направления, является освоение детьми, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дороге, ознакомление с основами прав страхования, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Такое ознакомление происходит через целостное познавательно-эмоциональное переживание ребенка, происходящее в процессе слушания литературных произведений, словесных игр и упражнений, обыгрывания ситуаций в которых, усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Словесные дидактические игры:

«Звуки улицы»

«Дорожка вежливых слов»

«Найди ошибку»

«Опиши дорожный знак»

Чтение и обсуждение произведений художественной литературы:

«Скверная история», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова,

«Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегала,

«Знакомьтесь, автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота» И. Серякова;

«Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я.

Пищумова

Таким образом, дети учатся различать положительные и отрицательные ситуации на дороге, дают оценку поступкам, привычкам и поведению участников дорожного движения в разнообразных ситуациях, выражают свое отношение к делам и поступкам литературных героев.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Взаимосвязь и содержание занятий лепкой, аппликацией и рисованием направлены на реализацию задач художественно-творческого развития детей, путем продуктивной деятельности. Особенности дошкольного возраста обуславливают необходимость подкрепления каждого вида продуктивной деятельности словом, игровой мотивацией, проигрыванием.

На основании этого, полученные детьми продукты отличаются оригинальностью, вариативностью, эстетичностью.

Продуктивная деятельность.

Рисование

Аппликация

Конструирование

Музыкально-художественная деятельность.

Музыкально-художественная деятельность наиболее близка ребенку, так как затрагивает его эмоциональную сферу.

Содержание музыкальных произведений усиливает возможности мышления, воображения, развитие эстетических эмоций, а их тематическая направленность увеличивает эмоциональное восприятие детей-дошкольников.

Разучивание песен:

«Песенка про уличное движение » ( муз. и сл. С.Насауленко)

«Песня друзей» (сл Ю.Энтина, муз.Гладкова)

Слушание музыки.

«Песня Дорожных знаков» »(Сл. Г. Бойко, муз. Т. Шутенко)

«Светофор»(Сл. Г. Бойко, муз. Т. Шутенко)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Для формирования элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, и воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил, используются ситуативные разговоры, речевые и проблемные ситуации, познавательные беседы с целью активизации диалогической речи, а также, для уточнения и систематизации представлений детей о ПДД, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. 

Беседы:

Мой друг-светофор»,

«Знаки дорожного движения»,

«Наша улица

»

Ситуативный разговор:

«О чем рассказали дорожные знаки?»

Речевая ситуация:

«О чем нас предупреждает дорога…».

Решение проблемных ситуаций:

«Что было бы, если бы исчезли машины в нашем городе?»

Игровая деятельность.

Игра – дело серьезное! Среди различных способов коррекции этических трудностей игра занимает существенное место. Игра пользуется особой любовью детей, и возникает без принуждения со стороны взрослых, а как ведущая деятельность. Это означает, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении, происходят в игре.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, формируют коммуникативные компетенции, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя.

Благодаря специально подобранным играм и игровым упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт,

что позволяет им в игровой форме почувствовать себя полноценным участником дорожного движения.

Дидактические игры:

«Найди вторую половинку дорожного знака»

«Дорожное домино»

«Собери светофор»

«Дорожная азбука»

«Правила улиц и дорог»

Сюжетно-ролевые игры:

«Жизнь большого города»

«Заколдованный город»

« Прогулка по улице»

Образовательная область «Физическое развитие».

Одной из основных направлений деятельности ДОУ №16 «Снежинка» является охрана жизни и здоровья ребенка.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием.

Таким образом, тематический подбор спортивных игр и упражнений по ПДД в комплексе со здоровьесберегающими технологиями сформировали у детей четкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Подвижные игры.

«Путешествие», «Оживи картинку», «Грамотный пешеход», «Паровоз», «Перевези пассажиров».

Взаимодействие с родителями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Реализация проекта в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия воспитателей и семьи.

Известно, для того, чтобы воспитательно-образовательный процесс был результативным, необходимо объединение усилий педагогов и родителей, создание формы общения между ними. Главная цель установление конструктивных взаимоотношений с родителями, поиск новых форм общения, установление доверительных отношений с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество.

 

Подготовлены тематические консультации:

«Родитель - пример поведения на улице и дороге»

«Безопасная дорога»

«

Как научить ребенка безопасному поведению на дороге

»

Памятки:

«

Уроки дорожной безопасности для родителей

»

«Внимание, фликер!»

Разработаны тематические буклеты:

«Автокресло – детям!»

«Безопасная дорога – детям!»

Проведено родительское собрание «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Целю которого, является, сохранение здоровья и жизни детей, формирование у родителей ответственности за безопасность своего ребенка. Повышение компетентности родителей по проблемам соблюдения правил дорожного движения.

Сотрудничество с родителями:

Изготовление игрушки Светофор,

дидакт

и

ческих игр, пособий и атрибутов

в тематический центр ПДД группы.

Участие в профилактических акциях «Пристегнись, Югра», «Внимание, дети!», «Засветись в темноте», «На

дороге дети, они в приоритете!»

Разработка планов-схем:

«Безопасный маршрут от дома до детского сада».

Результат:

Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует осознанию их социальной грамотности, развитию творческой инициативы.

З этап (заключительный)

Педагогические продукты:

Игра «Что? Где? Когда» (по итогам года)

Данное занятие систематизирует представления детей о дороге, дорожном движении и безопасности. Сформирует устойчивый навык к изучению и соблюдению ПДД.

Методический продукт:

Презентация проекта в ДОУ.

Распространение

положительного

опыта работы среди педагогов ДОУ

.

Заключение.

По окончанию плодотворной, творческой, совместной работы считаем, что в ДОУ и группе созданы все основные педагогические условия и эмоциональный комфорт для развития коммуникативной компетентности, для формирования личностных качеств, для приобретения теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Таким образом, реализация проекта «Правила движения-достойны укажения» при содействии отряда Юных помощников инспекторов дорожного движения (ЮПИД), является положительным примером для воспитанников ДОУ в подготовке грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды.

Показателем результативности работы команды ЮПИД в ходе реализации проекта «Правила движения - достойны уважения» в период с 01.11.2022 по 30.11.23г является:

(номер группы может отличаться в связи с присоединением корпуса № 2 с корпусом №1)

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Росинка» реорганизовано путем присоединения к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 16 «Снежинка» с 20.10.2022 на основании постановления администрации города Радужный от 08.06.2022 № 897

Просмотр мультфильма «Дозорные дорог»

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457243591%2Falbum-211806309_00%2Frev

Встреча инспектора ОГИБДД по г. Радужный Коробкова Ю.Г.

https://vk.com/public211806309

Профилактическая акция «Дорогу детям»

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457243799%2Fwall-211806309_2107

Памятка для родителей «Дорогу детям»

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457243800%2Fwall-211806309_2108

Игра по правилам дорожного движения «Дорожные знаки»

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457243833%2Fwall-211806309_2123

Профилактическая акция «Внимание, дети!»

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457243834%2Fwall-211806309_2125

Инструктаж с родителями « Обучение детей наблюдательности на улице"

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457244133%2Fwall-211806309_2231

Профилактическая акция «Неделя безопасности дорожного движения»

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457244190%2Fwall-211806309_2242

Памятки «Соблюдение правил дорожного движения»

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457244223%2Fwall-211806309_2260

Участие в конкурсе «Засветись»

https://vk.com/wall-194588913_1283

Целевая прогулка к светофору

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457244501%2Fwall-211806309_2452

Профилактическая акция «Пристегни самое дорогое»

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457244526%2Fwall-211806309_2462

Информация для родителей о соблюдении правил дорожного движения

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457244937%2Fwall-211806309_2659

Памятка «я грамотный пешеход»

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457244945%2Falbum-211806309_00%2Frev

Челлендж «Шагаем безопасно»

https://vk.com/public211806309?z=video-211806309_456239634%2F7726b5c5ecd5ba142c%2Fpl_wall_-211806309

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» совместно с инспектором ОГИБДД

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457244968%2Fwall-211806309_2683

День памяти жертв ДТП

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457245121%2Fwall-211806309_2733

Рисунки по правилам дорожного движения

https://vk.com/public211806309?z=photo-211806309_457245286%2Fwall-211806309_2823

Городской конкурс на лучший видеоролик по правилам дорожного движения среди обучающихся «Засветись» Знарок Анастасия приняла участие в городском конкурсе видеороликов по правилам дорожного движения среди обучающихся "Засветись", заняла 1 место.

https://vk.com/public211806309?z=video-211806309_456239671%2F4a9d2a19bebdac9f1c%2Fpl_wall_-211806309

Используемая литература:

Авдеева

Н.Н., О.Л. Князева, Р.Б.

Стеркина

. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

Белая К.Ю.,

Зимонина

В.Н.,

Кондрыкинская

Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.

Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008

Занятия по правилам дорожного движения

/ С

ост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А.Б.

Малюшкина

. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.

Стеркина

, М.Д.

Маханева

«Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы.

/ Сост.

Поддубная

Л

. Б. – Волгоград: ИТД "