Класс: 6. Предмет: история России.
Тема урока: «Правление князя Владимира. Крещение Руси»
Тип урока: комбинированный урок
Цель: ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира. Подведение учащихся к пониманию роли князя Владимира Святославовича в развитии государства, причин и последствий крещения Руси.
Задачи:
- объяснить особенности новой религии по сравнению с язычеством
- объяснить значение принятия христианства на Руси;
- закрепить знания по внешней и внутренней политике первых русских князей;
- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы, развивать устную речь учащихся;
- Воспитывать чувство патриотизма, уважение к мировым религиям.
.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-раскрывать причинно-следственные связи событий;
-определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
- извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.
4. Работа с историческими источниками:
выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния);
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
8. Применение исторических знаний:
объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).
Оборудование: карта «Киевская Русь в IX – в начале XII вв.», презентация,
Основные понятия и термины: христианство, язычество, былины, печенеги, митрополит, епископ, монастырь, десятина.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
-Ответы на вопросы.
-Работа с хронологией.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Изучение нового материала.
План:
Начало правления князя Владимира.
Причины принятия христианства.
Крещение Руси.
Становление православно церкви.
Значение принятия христианства.
1. Начало правления князя Владимира.
После смерти Святослава возникла княжеская междоусобица на Руси: трое сыновей – делили между собой власть. Ярополк княжил в Киеве и опирался на варягов. Олег правил в Древлянской земле, он создал дружину из крестьян. Владимир правил в Новгороде и он тоже опирался на варягов-наемников и крестьян, ремесленников. В результате междоусобных воен погиб Олег. Владимир изгнал Ярополка, сам занял Киев. Изгнанав варягов – наемников он создал дружину из своего народа и это позволил Владимиру укрепить обороноспособность страны.
Работа с картой «Киевская Русь в IX – начале XII вв.».
-Определить итоги похода Владимира против печенегов.
Ученики работают с картой. На карте показывает походы князя Владимира против кочевников. И отвечает на вопрос.
-В результате этих походов сложилась огромная территория Киевского государства.
Работа с текстом учебника (§6 пункт 2 страница 50)
_ Работаем с текстом учебника и определяем, что сделал Владимир для укрепления южных границ?
Учащиеся работают с текстом .
Предполагаемые ответы. (Создание мощной системы крепостей, валов на южной границе. Создание гарнизонов, крепостей в северных областях. Были построены сигнальные башени).
- По каким признакам можно судить что в годы правления Владимира Святославовича окрепло Древнерусское государство?
1) Во время правления Владимир остановил завоевательных походов и перешел к укреплению границ Руси
2) Были созданы оборонительные системы и крепости на юге Руси
3) Произошло переселение в города-крепости жителей с севера для несения сторожевой службы
4) Был остановлен натиск печенегов
2. Причины принятия христианства.
Работа с картой:
- Назовите и покажите территории соседних с Русью государств.
(Хазарский каганат, Византия, Волжская Булгария, Польша, племена балтов, фино-угоров).
- Какой религии они поклонялись?
Хазары исповедовали – иудаизм, Волжские Булгары - ислам, Византия – православие, Польша – католичество.
Это были религии, в основе которого лежала вера в одного бога. Только племена балтов, фино-угоров были язычниками.
Работа с текстом учебника. (§6, п.2, стр.50).
- Назовите причины принятии христианства на Руси.
(Объединить и покорить восточнославянские племена можно было только на основе общей монотеистической религии т.е. веры в одного бога. Необходимость усиления княжеской власти. Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси. Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования. Стремление укрепить международный авторитет Руси.)
3. Крещение Руси.
- Ребята работаем в парах 1 пара работает по картине стр. 52 и с 1 текстом.
1 пара Текст №1
«Повесть временных лет» о крещении Руси.
«Князь Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор».
Вопросы: - Когда и где происходили описанные события? - Какое наказание идолам учинил князь Владимир после принятия христианства. Объясните, почему?
- Как относились к такому наказанию люди? Объясните их поведение.
- Задание для второй паре.
2 пара Текст №2 «Повесть временных лет» о крещении киевлян
«….Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам».
Вопрос: Какое событие описано в отрывке из «Повести временных лет»? Как восприняли крещение киевляне?
-Слушаем ответы учеников.
- Математическая задача.
Сочетайте сколько лет прошло после принятия христианства? Сколько лет прошло после принятия христианства Ольги?
4. Значение принятия христианства.
Работа с текстом стр. 54
1 группа 1-2абзаца
2-я и 3-я группы п.4
-Как изменилась жизнь на Руси после принятия христианства?
- Ответы учеников.
- изменился быт
- запретили многоженство, кровную месть, жертвоприношение, умыкание невест;
- способствовало развитию культуры: распространялись письменность и грамотность, появились школы, начали строить храмы, появилась живопись;
- возрос международный авторитет Русского государства.
- Итак подведем итог.
При князе Владимире Древняя Русь усилилась и окрепла. В конце Х века на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны и оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени.
5.Рефлексия
Прием - СИНКВЕЙ И ДИАМАНТА - применяются на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы
Синквей:
1 строка - Существительное
- тема синквейна (объект)
2 строка - 2 прилагательных
описывающие признаки и свойства объекта
3 строка - 3 глагола
- действия, совершаемые объектом
4 строка - Предложение
- отношение автора к объекту
5 строка - Синоним
к первой строчке - суть объекта
1.) Князь.
2.) Равноапостольный, великий.
3.) Выбирает, крестит, строит.
4.) Меняет язычество на христианство.
5.) Красное Солнышко.
N
Критерии оценки
Макс. балл
Моя оценка
1
Я сегодня активно работал в течении всего урока
5
2
Я неоднократно выступал публично
5
3
Я активно работал в паре
5
4
Я не очень активно работал на уроке
2
5
Я не очень активно работал в паре
1
6
Я часть времени спал, но вовремя проснулся и чуть поработал
1
7
Я был не готов работать на уроке, но кое-что произносил тихо, но не был услышан.
0,5
8
Я все знал, но предпочитал молчать (не по мне эта наука)
0.25
9
Я даже смотрел и слушал, что вокруг происходит
0.25
10
Я вообще не понял, что здесь происходило
0.5
11
Я решил стать историком
10
Итого я набрал - ___________баллов.
Считаю, что заслужил оценку________
Поставьте галочки в те графы, которые соответствуют вашей работе на уроке
Д/з. Параграф 6, вопросы с.55, слова найти в словаре – выучить.
-работа с документом на стр.55. ответы на вопросы.