МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Краевое государственное казенное учреждение
«Центр содействия семейному устройству детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , №1 г. Владивостока»
Правовой турнир
«Права и обязанности»
Воспитатель : Поселяющева Н.З.
2024 г.
Правовой турнир
«Права и обязанности»
Цель игры: Правовое просвещение воспитанников, проверка в игровой форме знаний своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством.
Задачи:
- закрепить знания детей о правах ребенка, активизировать речь детей по теме правового воспитания;
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
-развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение отстаивать свои права и уважать права других людей;
- помочь воспитанникам осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- развивать умение называть свои права и анализировать свои поступки;
- воспитывать уважение к другим людям, чувство ответственности за свои действия.
Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, «волшебный сундучок», бланки и карточки с заданиями, буклеты, 2 конверта
Методы: практические, наглядные, словесные
Ход турнира
20 ноября отмечается Всемирный день ребенка - именно в этот день в 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей. (слайд 4)
Ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.
Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.
- А что же такое право?
Права человека – это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, устанавливаемые и охраняемые государственной властью.
А как вы разбираетесь в данной области, мы узнаем с помощью нашей сегодняшней игры «Правовой турнир», посвященный знанию ваших прав и обязанностей.
В турнире принимает участие команда «Знатоки права» и команда «Грамотеи».
Условия турнира таковы: за каждый правильный ответ команда получает один балл, если команда не сможет ответить на вопрос, то ответ дает команда соперников. Так что слушаем вопросы внимательно. Отвечаем на вопросы, только по знаку готовности, с места не выкрикиваем. За нарушение дисциплины будут сниматься баллы. За соблюдением правил будет следить жюри.
1. Тур Разминка. «Волшебный сундучок»
Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека (выходят представители команд по одному) (Приложение 1)
1.Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя)
2.Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)
3.Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)
4.Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
5.Медицинские перчатки - (О праве на медицинскую помощь)
6.Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).
7.Мячик – Почему здесь оказался мячик? О каком праве он напоминает? ( О праве на отдых и досуг)
8. Билет на автобус – (О праве свободно передвигаться)
Картинки: каждой команде. (Приложение 2)
Соедини нанизанные на нитки буквы - и ты узнаешь, какие имеешь права: 1.-я команда «Ж», «З», 2-я команда «З», «У»
(Право на жильё, заботу. Право на защиту, учебу)
2 тур: Правовой словарь (Закончи предложение)
1.Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать (Конституция)
2. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)
3. Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения - это ….. (Обязанность)
4. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)
3 тур: «Сказка ложь, да в ней намек…»
Следующий тур называется «Сказка ложь, да в ней намек». Вам необходимо назвать, какое право нарушено в каждой сказке. (Презентация)
Слайд 8
Вопрос 1. Какое правило нарушено в этой сказке? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) (Ответ : право на владением имуществом)
Вопрос 2. Выберите право, которым воспользовалась лягушка ( Лягушка – путушественница) (Ответ : право на свободное перемещение)
Кто помог лягушке воспользоваться своим правом? (Гуси)
Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право? (Ответ : без ограничения)
Слайд 9
Вопрос 3. Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке (Лиса и заяц) (Ответ : право на неприкосновенность жилища)
Кто нарушает это право ? (Ответ : лиса)
Вопрос 4. Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке (По щучьему велению) (Ответ: право на защиту от жестокого обращения)
Прав ли Емеля , велев дубинке поколотить народ ? (Ответ : нет)
Какое право нарушил Емеля? (Ответ :право на защиту от жестоких унижающих человеческое достоинство видов обращения)
4 тур: Ситуационная игра.
Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Мама . Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Саша. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ.
Ответ: сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2.
Учитель. Надя, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Надя. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!
Объясните Наде, в чём он не права.
Ответ: кроме прав у Нади есть ещё обязанности – дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других детей на чистоту в классе.
Сценка 3.
Учитель. Сережа, ты опять разрисовал парту в кабинете! Ведь дети её только что помыли!
Сережа . А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Кто разъяснит Сереже его права и обязанности?
Ответ: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Сережа должен уважать права других учеников.
Сценка 4.
Учитель. Саша, ты почему на уроке бегал по классу?
Саша. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Саша?
Ответ: его одноклассники имеют право на образование. А он бегал по классу и нарушал их права. Саша не уважает права других людей.
- Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
Ребята, как мы видим, герои этих сценок хорошо знают Конвенцию «О правах ребёнка», т.е. знают свои права, но они совершенно не знают своих обязанностей уважать права других людей.
5 тур: Распределите права и обязанности школьников.
Два конверта, в каждом права и обязанности школьников. Одной команде надо выбрать права школьников, а второй-обязанности и наклеить их на листы.
1. Бесплатное образование
2. Активность в приобретении знаний
3. Уважать мнение всех учащихся и учителей
4. Удобное рабочее место
5. Посещать школу в предназначенное для этого время
6. Защита личной собственности
7. Посещение школьных мероприятий
8. Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
9. Вести себя корректно на переменах и на уроках
10. Деловое сотрудничество с учителем
11. Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
12. Беречь школьное имущество
(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10. Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12).
6 тур «Школа юных сыщиков»
Расшифровать: «Права у всех равны», «Уважай чужие права» (каждая цифра – это буква алфавита. Используя подсказку, впиши буквы в пустые клеточки) (Приложение 3)
- Ребята, как вы понимаете смысл выражений «Права у всех равны»
- Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
7 тур «Верно - неверно»
Мы обсудили общие права и обязанности детей, а теперь давайте обсудим права и обязанности в ваших группах
Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». У вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю утверждение о нашей группе, если вы согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную. Всем понятны правила?
1. Каждый в группе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
2. Все в группе равны независимо от национальности, убеждений.
3. В группе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
4. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
5. В группе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
6. Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
7. В нашей группе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
8. Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
9. Нужно всегда говорить только то, что говорит воспитатель. Нельзя высказывать другое мнение.
10. Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
11. Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно творить, что твоей душе угодно.
12. Нужно содержать в чистоте комнаты, следить за порядком.
13. Нужно следить за порядком только на своём месте.
14. Каждого ребенка нужно любить и выполнять все его желания. А сам ребенок не обязан ни о ком заботиться.
- Молодцы, ребята.
Подведение итогов.
Вот и подошел к концу наш турнир.
- Какие выводы вы для себя сделали?
Каждый из вас, ребята, должен знать свои права и обязанности, знать законы, чтобы с легкостью использовать эти знания в любой жизненной ситуации.
Жюри подводит итоги и объявляет результаты игры. (Приложение 4)
- Слово предоставляется жюри.
Сейчас я хочу вам раздать буклеты, в которых прописаны ваши права, обязанности и ответственность. И в заключение хочется сказать: «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей! Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».