Мастер – класс «Финансовая грамотность старших дошкольников» Цель мастера – класса: повышение психолого – педагогической компетентности участников в области использования различных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОУ. Задачи: - создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы - познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями - расширить кругозор посредством игр экономической направленности - способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ. ХОД Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встречи с вами. Ни для кого ни секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 гг.» Тем не менее у большинства родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?» Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это ещё зачем? Стоит ли торопить время?» Ведь впереди школа, и там всему научат. Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно». Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникают у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формирует тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия. Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы и методы его организации: - загадки - пословицы - сказки - экономические задачи - дидактические игры - Сюжетно – ролевые игры - занятия. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономики в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая, и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем отправиться в путешествие в страну экономики со сказочным героем, с нашим талисманом Гномом Экономом. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись. РАЗМИНКА Скажите пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (ДЕНЬГИ) Делать это ни в чужом, тем более не в своем доме не стоит, но деньги выжить можно? (СВИСТЕТЬ) Что сколачивают из денег? (КАПИТАЛ) Какое животное всегда при деньгах? (СВИНЬЯ) Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки. 1. На товаре быть должна, обязательно … (цена) 2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход) 3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги) 5. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад) 6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар) 7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал) На формирование отношения ребенка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с момента, когда ребенок получает в руки первые купюры или монеты. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике. Вот и мы сейчас с вами попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно – денежных отношениях и ответим на вопросы загадки: Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (СОБСТВЕННОСТЬ) Плановое ведение хозяйства? (ЭКОНОМИКА) Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (СДЕЛКА) Чем становится собственность, если её хотят продать, обменять? (ТОВАР) Как называются ценные бумаги, при помощи которых делаются покупки? (ДЕНЬГИ) Как называют человека, который продает товар? (ПРОДАВЕЦ) Обмен товарами без участия денег? (БАРТЕР) Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать, это пословицы: Предлагаю Вам по картинке отгадать пословицу. 1. Деньги куры не клюют. 2. Деньги на ветер. 3. Деньги лопатой гребут. 4. Копейка рублю бережет. 5. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. 6. Деньги любят счет. Пословицы и поговорки — это как маленький рассказ, формулирующие многовековую народную мудрость. Предлагаю вам продолжить пословицу… 1. Уговор…дороже денег. 2. Скупой платит …дважды 3. Хороший товар сам себя …хвалит 4. Считай деньги, не отходя от …кассы 5. Будешь крутиться – будут и денежки …водиться Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательной деятельности. Эти игры развивают в логическом мышлении знания экономических пословиц трудолюбие, уважительное отношение к труду взрослых. Дети думают, что на деньги можно купить все что хочешь. Так ли это как вы думаете? Уважаемые коллеги! Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте. 1. В какой сказке жадность оставила медвежат без обеда? «Два жадных медвежонка» 2. Герой какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут? «Буратино» 3. Назовите сказку о волшебном олене, у которого было особенное копытце, с помощью которого можно добывать драгоценные камни. (Серебряное копытце) 4. В какой сказке на трех сундуках с медными, серебряными и золотыми монетами сидели собаки. «Огниво» 5. В какой сказке Муха нашла монету? «Муха-Цокотуха» 6. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. «Кот в сапогах» 7. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка» 8. Между кем и в каком произведении состоялся разговор: «Клад – это такие деньги, и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие. – А зачем? – А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суёшь? – Я? Про запас. _ Вот и они про запас. Ответ: Разговор между Матроскиным и Шариком. «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенский Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие, расчетливость, бережливость и экономность. Уважаемые коллеги! Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем. Предлагаю поиграть в игру «Деньги без сдачи», ИГРА «Умники и умницы» Деньги, любимая тема в экономике. Предлагаю поиграть в АНТОНИМЫ Доход – расход, дешево – дорого, продавец – покупатель, прибыль – убыль, скупой – щедрый, богатство – бедность, экономить – тратить. Следующее задание «АНАГРАММЫ» Уважаемые коллеги, мозговой штурм – составьте правильные слова СИПЕНЯ (пенсия) КАНОЭКОМИ (экономика) КАБН (банк) ГИНЬЕД (деньги) РАПЛАТАЗ (зарплата) Слышат ли эти слова наши дети? Какие из них более часто? Эта игра не требует подготовки, но поможет развить логическое мышление, обогатить словарный запас ребенка в сфере экономических понятий. Я предлагаю вам проверить в игре «Нарисуй и вырежи»: перед вами лежит лист бумаги, нарисуйте пожалуйста мне грушу… переверните листочек, на обратной стороне нарисуйте яблоко. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте и яблоко, и грушу. Что же вы растерялись, можно вырезать сразу два фрукта? Конечно же это невозможно, потому что лист бумаги один, и, если бы изначально вы хотели бы вырезать два рисунка, значит нужно было бы заранее спланировать. Так и с деньгами любую покупку, нужно планировать. Уважаемые коллеги! Вот наша игра и подошла к завершению. Конечно остались ещё многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Дети и деньги». Чистое сердце в дорогу готовь, древняя мудрость сгодится и вновь. Не покупаются, не покупаются — доброе имя, талант и любовь Я Вам желаю стабильного финансового благополучия! Спасибо за внимание!
Презентация мастер - класса "Формирование финансовой грамотности старших дошкольников"