Сроки реализации: долгосрочный ( 1,5 месяца)
Участники проектной деятельности: воспитатели, воспитанники и родители средней группы «Капелька».
Актуальность проекта:
Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители).
Для всестороннего развития детской личности воспитанников среднего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с профессий родителей. На основании этого и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.
Цель проекта:
расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы;
познакомить детей с разнообразием профессий родителей и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.
Задачи проекта:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о важности трудовой деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия - представителей разных профессий.
- расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности
- обогащать представления детей о профессиях родителей;
- дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий;
- показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей;
- обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки;
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.
Предполагаемые целевые ориентиры
Дети должны знать:
- Название и назначение разных профессий;
- Понимание значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий;
- Атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий;
- Профессии своих родителей.
Дети должны уметь:
- Понимать значение труда людей разных профессий;
- Ценить результаты труда людей разных профессий;
- Использовать активный словарь по теме;
- Самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.
Этапы реализации проекта
1 этап «Подготовительный»
«Проблемная ситуация»
-Кем и где работают мои родители?
-Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?
Что я знаю?
Что я хочу узнать?
О профессиях работников детского сада?
Я хочу больше узнать о профессии моих родителей.
В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями.
2 этап «Организационный»
1. Оформление информационного стенда для родителей
2. Организация развивающей предметной среды:
- подбор художественной литературы в книжном уголке
- Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок
- пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Мы - водители», «Мы – строители», «Больница»
- Подбор дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с профессиями.
3 этап «Познавательно-творческий»
• Проведение целевых экскурсий по детскому саду
• Просмотр презентаций о профессиях
• Беседы о профессиях родителей
• Чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки)
• Организация дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр «Собери картинку», Кому что нужно», «Угадай профессию», «Что делает?» и др.
•Продуктивная деятельность:
Аппликация в технике пластилинография «Профессии», раскраски по теме «Все работы хороши – выбирай на вкус»,
• Семейный фото-репортаж «Как я маме помогаю»
Краткое описание проекта
В начале проектной деятельности организуются экскурсии для детей, на которых они ближе знакомятся с профессиями работников д/с.
Беседы и презентации о профессиях, чтение художественной литературы, экскурсии в медицинский кабинет, кухню, изучение пословиц и поговорок о труде, творческая коллективная работа.
Описание форм образовательной деятельности
Образовательные области
Виды деятельности
Познавательное развитие
1. Познавательные занятия и беседы
• «Все работы хороши, выбирай на вкус»
• «Инспектор ДПС»
«Предметы – помощники»
2.Дидактические игры:
• «Кому что нужно»,
• «Для чего нужен этот предмет?»,
• «Умные машины»,
• «Хорошо - плохо»,
• «Кем я хочу стать?»,
• «Знаю все профессии»,
• «Собираемся на работу»,
• «Угадайте, что я делаю»».
• «Кто знает больше профессий»
• «Произнеси правильно»
• «Добавь словечко»
Настольные игры:
«Профессии»
«Кому нужны инструменты»
«Собери картинку»
3. Экскурсии- наблюдения по детскому саду.
4. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».
Физическое развитие
Подвижные игры:
• «Водители»
• «Летчики»
• «Изобрази профессию»
• «Воробушки и автомобили»
Физминутки
Социально–коммуникативное развитие
1.Сюжетно-ролевые игры:
• «Магазин»,
• «Столовая»,
• «Супермаркет»,
• «Парикмахерская»,
• «Поликлиника»,
• «Детский сад»,
• «Салон красоты»
2.Составление творческих рассказов:
• «Профессии моих родителей»
• «Кем я буду, когда вырасту большой»
3.Трудовое воспитание :
- Беседы о труде взрослых в детском саду, целевые экскурсии в детском саду
- Трудовая деятельность на прогулке:
подметание дорожек, веранды сортировка выносного материала, развешивание кормушек на территории детского сада.
- Дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях.
- Хозяйственно –бытовой труд:
приучать наводить порядок в группе; подклеивать книги, ремонтировать игрушки, стирать кукольную одежду
Речевое развитие
1.Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Почта», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер», К. И. Чуковский «Айболит», • «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер
2. Беседы с детьми
«Кем быть»
«Без труда не будет и плода»
«Кто не работает, тот не ест»
«За что говорят спасибо»
«Почему люди трудятся вместе»
3. Драматизация отрывков художественных произведений С. Михалков «А что у вас?»
4. Вечер загадок о профессиях.
5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о профессиях
Взаимодействие с родителями
• Консультации для родителей
Привлечение родителей в изготовлении лэпбуков об их профессии.
Результат проекта:
- Дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы.
- Расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями.
- Узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.
Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.
Диагностика по проекту «Путешествие в мир профессий»
детей средней группы «Капелька»
№п/п
Фамилия, имя ребенка
Дети знают название и назначение разных профессий
Понимание значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий
Атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий продолжить исследовательский поиск,
Дети знают профессии своих родителей
Средняя оценка
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
Аитова Ульяна
3
3
2
3
2
3
2
3
2,3
3,0
Акименко Маргарита
2
3
2
3
2
3
2
3
2,0
3,0
Акимов Евгений
1
2
1
2
2
3
2
3
1,5
2,5
Баранова Алиса
2
3
2
3
2
3
1
2
1,8
2,8
Давтян Лаура
2
3
2
3
2
3
1
3
1,8
3,0
Джуманов Ильдар
2
3
2
3
2
3
2
3
2,0
3,0
Козлова Василиса
2
3
2
3
2
3
2
3
2,0
3,0
Колесников Илья
2
3
1
2
2
3
1
2
1,5
2,5
Миронова Елизавета
2
3
2
3
2
3
2
3
2,0
3,0
Родняков Максим
2
3
2
3
2
3
2
3
2,0
3,0
Смирнова Василиса
1
2
1
2
1
2
1
2
1,0
2,0
Тихонова Стелла
1
2
1
2
2
3
1
2
1,3
2,3
Тузбаев Матвей
2
3
2
3
2
3
2
3
2,0
3,0
Финашкин Вячеслав
2
3
2
3
2
3
2
3
2,0
3,0
Чарушкин Глеб
2
3
2
3
2
3
2
3
2,0
3,0
Средний балл по группе
1,9
2,9
1,8
2,8
2,0
3,0
1,8
2,8
1,9
2,9
1 – низкий уровень;
2- средний уровень;
3 – высокий уровень.
Диаграмма уровня освоения полученных знаний в средней группе «Капелька»
по трудовому воспитанию и ранней профориентации
«Путешествие в страну профессий»
Дети знают название и назначение разных профессий
Понимание значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий
Атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий
Дети знают профессии своих родителей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 235»
Проект
по трудовому воспитанию и ранней профориентации
«Путешествие в страну профессий»
в средней группе «Капелька»
Воспитатели: А.В.Морозова
Н.Ю.Шакирова
Саратов 2024