Сроки реализации: долгосрочный ( 1,5 месяца)

Участники проектной деятельности: воспитатели, воспитанники и родители средней группы «Капелька».

Актуальность проекта:

Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители).

Для всестороннего развития детской личности воспитанников среднего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с профессий родителей. На основании этого и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.

Цель проекта:

расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы;

познакомить детей с разнообразием профессий родителей и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.

Задачи проекта:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о важности трудовой деятельности в жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия - представителей разных профессий.

- расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности

- обогащать представления детей о профессиях родителей;

- дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий;

- показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей;

- обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки;

- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.

Предполагаемые целевые ориентиры

Дети должны знать:

- Название и назначение разных профессий;

- Понимание значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий;

- Атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий;

Профессии своих родителей.

Дети должны уметь:

- Понимать значение труда людей разных профессий;

- Ценить результаты труда людей разных профессий;

- Использовать активный словарь по теме;

- Самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.

Этапы реализации проекта

1 этап «Подготовительный»

«Проблемная ситуация»

-Кем и где работают мои родители?

-Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

О профессиях работников детского сада?

Я хочу больше узнать о профессии моих родителей.

В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями.

2 этап «Организационный»

1. Оформление информационного стенда для родителей

2. Организация развивающей предметной среды:

- подбор художественной литературы в книжном уголке

- Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок

- пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин»«Парикмахерская»«Детский сад»«Мы - водители»«Мы – строители»«Больница»

- Подбор дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с профессиями.

3 этап «Познавательно-творческий»

• Проведение целевых экскурсий по детскому саду

• Просмотр презентаций о профессиях

• Беседы о профессиях родителей

• Чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки)

• Организация дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр «Собери картинку», Кому что нужно», «Угадай профессию»«Что делает?» и др.

Продуктивная деятельность:

Аппликация в технике пластилинография «Профессии», раскраски по теме  «Все работы хороши – выбирай на вкус»,

• Семейный фото-репортаж «Как я маме помогаю»

Краткое описание проекта

В начале проектной деятельности организуются экскурсии для детей, на которых они ближе знакомятся с профессиями работников д/с.

Беседы и презентации о профессиях, чтение художественной литературы, экскурсии в медицинский кабинет, кухню, изучение пословиц и поговорок о труде, творческая коллективная работа.

Описание форм образовательной деятельности

Образовательные области

Виды деятельности

Познавательное развитие

1. Познавательные занятия и беседы

• «Все работы хороши, выбирай на вкус»

• «Инспектор ДПС»

«Предметы – помощники»

2.Дидактические игры:

• «Кому что нужно»,

• «Для чего нужен этот предмет?»,

• «Умные машины»,

• «Хорошо - плохо»,

• «Кем я хочу стать?»,

• «Знаю все профессии»,

• «Собираемся на работу»,

• «Угадайте, что я делаю»».

• «Кто знает больше профессий»

• «Произнеси правильно»

• «Добавь словечко»

Настольные игры:

«Профессии»

«Кому нужны инструменты»

«Собери картинку»

3. Экскурсии- наблюдения по детскому саду.

4. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».

Физическое развитие

Подвижные игры:

• «Водители»

• «Летчики»

• «Изобрази профессию»

• «Воробушки и автомобили»

Физминутки

Социально–коммуникативное развитие

1.Сюжетно-ролевые игры:

• «Магазин»,

• «Столовая»,

• «Супермаркет»,

• «Парикмахерская»,

• «Поликлиника»,

• «Детский сад»,

• «Салон красоты»

2.Составление творческих рассказов:

• «Профессии моих родителей»

• «Кем я буду, когда вырасту большой»

3.Трудовое воспитание :

- Беседы о труде взрослых в детском саду, целевые экскурсии в детском саду

- Трудовая деятельность на прогулке:

подметание дорожек, веранды сортировка выносного материала, развешивание кормушек на территории детского сада.

- Дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях.

- Хозяйственно бытовой труд:

приучать наводить порядок в группе; подклеивать книги, ремонтировать игрушки, стирать кукольную одежду

Речевое развитие

1.Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Почта», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»«Дядя Степа»«Дядя Степа-миллиционер», К. И. Чуковский «Айболит», • «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер

2. Беседы с детьми

«Кем быть»

«Без труда не будет и плода»

«Кто не работает, тот не ест»

«За что говорят спасибо»

«Почему люди трудятся вместе»

3. Драматизация отрывков художественных произведений С. Михалков «А что у вас?»

4. Вечер загадок о профессиях.

5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о профессиях

Взаимодействие с родителями

• Консультации для родителей

Привлечение родителей в изготовлении лэпбуков об их профессии.

Результат проекта:

- Дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы.

- Расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями.

- Узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.

Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.

Диагностика по проекту «Путешествие в мир профессий»

детей средней группы «Капелька»

п/п

Фамилия, имя ребенка

Дети знают название и назначение разных профессий

Понимание значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий

Атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий продолжить исследовательский поиск,

Дети знают профессии своих родителей

Средняя оценка

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Аитова Ульяна

3

3

2

3

2

3

2

3

2,3

3,0

Акименко Маргарита

2

3

2

3

2

3

2

3

2,0

3,0

Акимов Евгений

1

2

1

2

2

3

2

3

1,5

2,5

Баранова Алиса

2

3

2

3

2

3

1

2

1,8

2,8

Давтян Лаура

2

3

2

3

2

3

1

3

1,8

3,0

Джуманов Ильдар

2

3

2

3

2

3

2

3

2,0

3,0

Козлова Василиса

2

3

2

3

2

3

2

3

2,0

3,0

Колесников Илья

2

3

1

2

2

3

1

2

1,5

2,5

Миронова Елизавета

2

3

2

3

2

3

2

3

2,0

3,0

Родняков Максим

2

3

2

3

2

3

2

3

2,0

3,0

Смирнова Василиса

1

2

1

2

1

2

1

2

1,0

2,0

Тихонова Стелла

1

2

1

2

2

3

1

2

1,3

2,3

Тузбаев Матвей

2

3

2

3

2

3

2

3

2,0

3,0

Финашкин Вячеслав

2

3

2

3

2

3

2

3

2,0

3,0

Чарушкин Глеб

2

3

2

3

2

3

2

3

2,0

3,0

Средний балл по группе

1,9

2,9

1,8

2,8

2,0

3,0

1,8

2,8

1,9

2,9

1 – низкий уровень;

2- средний уровень;

3 – высокий уровень.

Диаграмма уровня освоения полученных знаний в средней группе «Капелька»

по трудовому воспитанию и ранней профориентации

«Путешествие в страну профессий»

 

Дети знают название и назначение разных профессий

Понимание значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род занятий

Атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий

Дети знают профессии своих родителей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 235»

Проект

по трудовому воспитанию и ранней профориентации

«Путешествие в страну профессий»

в средней группе «Капелька»

Воспитатели: А.В.Морозова

Н.Ю.Шакирова

Саратов 2024