Мастер класс

«Приемы мнемотехники, как средство развития речи для детей с ТНР»

Автор: Салимгареева А.З., учитель-логопед первой квалификационной категории

МОУ «НШ Дс № 14»

Как писал, Константин Дмитриевич Ушинский:

«Учите ребёнка какимнибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно «мучиться», но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит команду «запомнить». Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования, словарный запас у них отстает от нормы, страдает связная речь. У детей с ТНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. При развитии речи таких детей вполне обосновано использование мнемотехники для развития наглядно-образного мышления, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Определение «Мнемотехника» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации.

Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: Каждый, Охотник, Желает, Знать, Где, Сидит, Фазан.

Методика мнемотехники значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, помогает развивать:

ассоциативное мышление

;

зрительную и слуховую память

;

зрительное и слуховое внимание

;

воображение.

Актуальность использования мнемотехники в работе с детьми ТНР состоит в том, что:

во-первых, для ребёнка с речевым нарушением характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование мнемотехники вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и при дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все ранее соединённые образы.

Многие методы и приёмы мнемотехники буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон, мы настолько к ним привыкли, что не замечаем их.

Формируя речевые навыки у детей с ТНР, в своей работе я использую методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника.

Мнемотехника для детей с тяжелыми нарушениями речи, помогает в развитии :

связной речи

ассоциативного мышления

зрительной и слуховой памяти

зрительного и слухового внимания

воображения

ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

мелкую моторику.

в формировании навыков чтения

Работа происходит в несколько этапов:

Первый  этап  - это знакомство с символами (работа с мнемоквадратами).

Второй этап – чтение простых схем из 2-4 символов (мнемодорожки).

Третий этап – работа с мнемотаблицами.

Мнемодорожки это последовательность изображений, которые расположены в ряд.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.

Мнемотаблицы можно использовать для:

-        обогащения словарного запаса;

-        обучения составлению рассказов;

-        пересказов художественной литературы;

-        отгадывания и загадывания загадок;

-        заучивания стихов;

-        заучивания пальчиковых игр;

-       заучивания пословиц, поговорок и скороговорок;

-        коррекции звукопроизношения на всех этапах;        

-        автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

- моделирования звуков, слов и предложений.  

- изучения букв;

Основная суть работы с мнемотаблицами заключается в следующем:

на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (символ), т. о. весь текст зарисовывается схематически.

После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит информацию целиком.

Картинка (символ) в данной технике - это  крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка.

Основные этапы работы с мнемотаблицей:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

4 этап: Сохранение в памяти.

В своей работе с детьми ТНР старшего возраста я использую мнемосхемы.

Очень эффективен метод ассоциаций при автоматизации звука.

Из своей практики знаю, как трудно бывает мотивировать ребенка на многократное произношение одних и тех же слов. Сначала я отрабатываю произношение слов парами. Показываю ребенку две картинки с автоматизируемым звуком и предлагаю их запомнить. Для этого ребенок должен объединить их в единую ассоциативную картину, то есть составить предложение с этими словами. Важно отметить, что ребенок сам должен

придумать ассоциацию, только в этом случае он сможет воспроизвести образ.

В процессе активного освоения словаря на уроках часто использую мнемонические приемы, создающие дополнительные ассоциативные связи для повышения эффективности работы памяти.

Система изображений пальчиковой гимнастики в виде таблицы в сочетании с текстом.

Основные этапы работы над стихотворением с использованием мнемотаблицы:

Логопед выразительно читает стихотворение.

Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на

мнемотаблицу

.

Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на

мнемотаблицу

.

Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на

мнемотаблицу

.

При работе со скороговоркой ребёнку нужно не только понять её, но и запомнить.

С этой целью можно использовать мнемотехнику. Содержание скороговорки записывается с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий (пиктограмм). При этом основной опорой запоминания становятся осмыслённые связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия.

Вывод:

Представленные приёмы работы с использованием мнемотехники позволяют повысить эффективность коррекции речи, способствуют повышению интереса к данному виду деятельности, который развивает связную речь детей и являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

«Желаю вам творчества и успехов в вашей работе с детьми!»