МОУ « Средняя общеобразовательная школа им. В.И. Лаврова с. Горяйновка
Духовницкого района Саратовской области » филиал с.Дмитриевка
Приемы создания комичного
в рассказе А. П. Чехова "Хирургия"
Алёхина Алёна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2025
Тема урока: «Приемы создания комичного в рассказе А. П. Чехова "Хирургия"»
Тип урока: открытие «нового» знания
Цель урока: выявление юмористического характера рассказа А. П. Чехова.
Задачи урока: проанализировать речь героев и их поведение, обнаружить юмор в рассказе, закрепить полученные знания.
Познавательные УДД: уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и обосновать, делать выводы.
Регулятивные УДД: уметь подбирать доказательства своим гипотезам, корректировать ответ, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели.
Коммуникативные УДД: уметь строить монологическое высказывание, точно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация Power Point.
Ход урока:
О смех, великое дело!
Ничего более не боится человек так, как смеха…
Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила.
Н. В. Гоголь
Рассказы смешные, но невеселые.
А. П. Чехов
I. Организационный момент
-Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок!
— Добрый день, ребята! Сегодня нас ждёт с вами интересный урок, хочу пожелать вам активной работы!
II. Актуализация знаний.
1.Мотивация. Знакомство с темой урока. Постановка целей.
- Посмотрите на слайд, подумайте, о каком писателе пойдет речь на нашем уроке?
( об Антоне Павловиче Чехове)
- Смотрим дальше. Название этой передачи вам знакомо? А какое настроение вызывает просмотр «Ералаша»? Почему?
(смешная ситуация, смешные герои)
- Как вы думаете, могут быть связаны рассказы Чехова и сценки из «Ералаша»? Чем?
(Они смешные).
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Исходя из темы, давайте выведем цель и задачи нашего урока.
Цель урока: выявление юмористического характера рассказа А. П. Чехова.
Постараться рассмеяться.
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.
Задачи урока:
1. Проанализировать речь героев и их поведение.
2. Обнаружить юмор в рассказе.
3. Закрепить полученные знания.
2.Работа с эпиграфами урока
- Часто ли мы смеемся в жизни?
- Что нас заставляет смеяться?
- Всегда ли смех у нас вызывает радость?
- Кого из писателей мы могли бы назвать, над произведениями которых мы смеемся?
(Зощенко, Гоголь, Чехов)
- Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими.
Что такое юмор? Обратимся к записи на доске.
Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном,
комическом виде.
- Юмор – это всегда какой смех?
(Добрый) Да, это смех, который не уничтожает человека, высмеивает его недостатки.
- Обратимся к эпиграфам сегодняшнего урока, один из которых принадлежит Н. В. Гоголю, а другой А. П. Чехову. Подумайте, как они связаны с темой нашего урока и что хотели сказать нам этими высказываниями Гоголь и Чехов.
(Эпиграф 1: человек боится быть осмеянным, смех заставляет человека задуматься над своими поступками.
Эпиграф 2: смешная ситуация скрывает грусть оттого, что людские пороки и недостатки могут причинять страдание другим людям.)
III. Работа с текстом рассказа
1.Слово о Чехове
- Прежде, чем начать изучать рассказ «Хирургия», вспомним что о Чехове мы знаем.
(Рассказы ребят о Чехове)
- В биографии Антона Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно очень много. Медики считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по литературному цеху восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А родные и друзья называли его не иначе, как «человеком будущего».
2. Подготовка к прослушиванию:
- Одна из жемчужин раннего творчества Чехова — рассказ «Хирургия». Врач по профессии, Чехов в этом произведении касается хорошо знакомой ему области — области медицины. Рисуя небольшой эпизод, он демонстрирует всю силу своего поразительного таланта.
- Можно ли по заголовку узнать, о чём пойдет речь в произведении?
- Как вы понимаете слово «хирургия»? (хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции).
- Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия». Во время прослушивания рассказа обращайте внимание на непонятные вам слова и выражения, выделяйте их, после прослушивания мы проведём словарную работу, а также вы должны подумать и определить, почему же рассказ «Хирургия» юмористический? Что делает рассказ смешным?
3.Прослушивание рассказа(13 минут)
4.Беседа:
- Понравился ли вам рассказ?
- Можно назвать его юмористическим? Почему?
- Проверим, как вы поняли содержание рассказа.
IV. Проверка первичного усвоения
1.Фронтальный опрос.
- Каков сюжет рассказа? (У дьячка заболел зуб. Он пытался его лечить подручными
средствами, но в конце концов обратился в земскую больницу. Фельдшер Курятин не
сумел правильно удалить больной зуб.)
- Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? (Доктор уехал жениться).
- А кто такой фельдшер? (помощник лекаря, врача).
- Как фамилия фельдшера? (Курятин). Как зовут его? (Сергей Кузьмич).
- Сколько лет Курятину? (Человек лет сорока).
- Как фамилия дьячка? (Вонмигласов Ефим Михеич).
- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? (Водку с хреном).
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? (на руке носить ниточку с Афонской горы и полоскать зуб теплым молоком).
- Какие инструменты называл Курятин? (Щипцы, козья ножка, ключ).
- Какая жакетка была у фельдшера Курятина? (чечунчовая). А брюки? (истрепанные
триковые).
- Что было на глазу дьячка? (бельмо).
- Что принес Вонмигласов фельдшеру (вынул из красного платочка)? (Просфо́ру).
- На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (карболовым).
- Рассказ получился смешным. Почему? (Дети пытаются дать ответы)
- Всё верно, ребята, рассказ является юмористическим. А знаете ли вы, что
такое «Юмор»? (Варианты детей). Юмор – это добродушный смех, который
не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.
Работа с терминами на доске
6.Характеристика героев (работа в парах)
1 пара: Курятин карточка с вопросами
- Найдите в тексте портрет Курятина. Соответствует ли его одежда виду врача? (Толстый человек 40 лет, в поношенной одежде, истрепанных брюках, на лице выражение чувства долга и приятности).
Вывод: Не соответствует внешнему виду врача.
- Как ведет себя фельдшер? Соответствует ли такое поведение поведению врача?
(Зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние).
Вывод: Не соответствует виду врача.
- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.
(А-а-а. мое вам. Сейчас мы его тово. Раз плюнуть. Хирургия – пустяки).
- Как речь Курятина характеризует его?
(Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).
Вывод: Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным
человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный,
невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена).
2 пара: Вонмигласов карточка с вопросами
- Каков внешний вид служителя церкви?
(Высокий, коренастый старик, правый глаз с бельмом и полузакрытый, на носу бородавка, издали похожая на большую муху).
- Как ведет себя Вонмигласов? Что можно сказать о его поведении? (Крестится на бутыль с карболовым раствором. Доверяет фельдшеру удалить зуб. Глупый).
Вывод: Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника.
- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.
(Старославянские слова. Просторечные слова).
Вывод: Вонмигласов хочет казаться культурным, на самом же деле - бескультурный,
малообразованный человек.
- Понимают ли герои, что они смешны? С помощью чего писатель показывает героев смешными?
(Нет, не понимают. А. П. Чехов показывает героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи, «говорящих» фамилий.)
Работа в тетради
- Запишем в тетрадь:
Приемы создания комичного:
1.Смешная ситуация, заставляющая нас улыбнуться!
2.Интересный язык, использование слов в переносном значении, сочетание слов из разных стилей (художественный и разговорный).
3. Использование «говорящих фамилий» героев.
4. Использование приёма несоответствия (это противоречие, которое лежит в основе языка произведения, поступках героев)
Постановка диагноза
Чехов был хорошим доктором. Доктора на своих больных заводят историю болезни. Попробуем и мы с вами составить “Историю болезни” на героев рассказа “Хирургия”.
– Что такое нравственность? (Это система правил и ценностей которые определяют что хорошо а что плохо.)
Итак, какой диагноз мы с вами поставим? (БОЛЕЗНЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ)
– О каких ее симптомах поведал писатель? (невежество, хвастовство, чинопочитание, грубость).
– Можем ли мы назвать причину заболевания? (низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины).
– Подумайте о лекарстве против болезни, об ее профилактике.
(учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков).
- Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? (Не вести себя глупо.)
- Только ли юмор есть в рассказе? (помимо юмора в этом рассказе присутствуют еще сатира и ирония.)
Учащиеся работают с выданными ими карточками, на которых приведены данные термины.
- Предлагаю закрепить полученные на уроке знания, разгадав кроссворд и выполнив задания карточек от учителя.
Заключение.
- Доктор Чехов не только тогда был доктором, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.
Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: “Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову”.
VII. Рефлексия
- Что мы сегодня нового узнали?
- Чему мы научились?
- Как вы себя оцениваете?
- Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?
Домашнее задание: стр. 268, в. 1-5 (устно), стр. 269-270 читать, учить термины «юмор», «ирония», «сатира». Читать рассказы писателя.
Оценивание.