Растригина Юлия Владимировна
методист методической службы
Применение индивидуальных образовательных маршрутов
как эффективный способ учёта потребностей
одарённых детей
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных особенностей, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Об этом в своем указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», говорит Президент России Владимир Путин. Владимир Владимирович подчеркнул значимость поддержки талантливой молодежи и воспитания лидеров с высокими моральными принципами и социальной ответственностью. Эти задачи включены в число национальных целей, и достичь их поможет нацпроект «Молодежь и дети», который стартовал в этом году.
Новый нацпроект «Молодежь и дети» направлен на формирование возможностей для самореализации и развития талантов детей и молодежи, а также выявления и поддержку одаренных детей.
Цель проекта - становление и развитие поколения российских граждан патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России.
Национальный проект «Молодежь и дети» включает девять федеральных инициатив:
1. «Россия – страна возможностей»
2. «Мы вместе (воспитание гармонично развитой личности)»
3. «Россия в мире»
4. «Все лучшее детям»
5. «Педагоги и наставники»
6. «Ведущие школы»
7. «Создание сети современных кампусов»
8. «Университеты для поколения лидеров»
9. «Профессионалитет»
Федеральный проект «Все лучшее детям» позволяет детям и молодежи развивать свои способности и таланты.
Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, способностей и талантов, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Одаренный ребенок — это не только тот, кто выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями, но и тот, кто имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.
Одаренность ребенка, согласно определению Д.Б. Богоявленской, это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Чаще всего выделяют пять типов одарённости:
Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.
Создание системы сопровождения одаренных детей в рамках дополнительного образования, как тренд образования, включает в себя следующие развивающиеся направления:
разработку новых процедур и механизмов сопровождения непрерывного образования одаренных детей в процессе взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования;
развитие инновационных технологий работы с одаренными детьми средствами дополнительного образования, в том числе посредством использования современных сервисов и технологий;
разработку процедур и технологий тьюторского сопровождения одаренных детей;
создание
консультационных сервисов
для родителей по вопросам развития одаренных детей, центров медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи одаренным детям на базе организаций дополнительного образования для обеспечения их
профессиональной ориентации
, планирования и сопровождения профессиональной
карьеры;
создание цифровой системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях детей, полученных в рамках дополнительного образования.
Одним из которых является разработка моделей и механизмов реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающегося в условиях дополнительного образования.
Для максимального учета индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования. Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к образованию детей, так одаренных так и детей ОВЗ, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые стимулируют у учащегося самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Индивидуализация образования, ориентируется на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога.
Индивидуализированное образование осуществимо с помощью индивидуального образовательного маршрута обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут - это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося, а также содержанием образования.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного ученика, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
ИОМ помогает одаренному ребенку максимально раскрыть его способности. Использование ИОМ в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.
Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одарёнными детьми, детьми ОВЗ, педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.
Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов - особенностями, интересами, потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагога; возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности детей; возможностями материально-технической базы учреждения. В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося.
Основания для создания индивидуального образовательного маршрута городских
Активное участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях (школьных, районных, региональных, всероссийских и международных) по дополнительным общеобразовательным программам.
Повышение мотивации детей к занятиям в объединениях за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
Специфические особенности обучающегося, связанные с его здоровьем, личностью, социальными проблемами, подходом к обучению.
Индивидуальный образовательный маршрут:
связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися (актуальным) уровнем развития обучающегося;
оформляется в виде документа, содержащего временную последовательность реализации образования обучающегося на определенном этапе обучения
.
Индивидуальный образовательный маршрут одарённых детей должен строиться на следующих принципах:
обучать на более высоком уровне трудности, на занятиях давать более сложные задания, чем остальным детям;
не наставлять, а помогать;
поощрять проявление инициативы;
учить анализировать и самостоятельно решать проблемы;
учить использовать межпредметные связи для решения задач;
создавать обогащённую предметную и образовательную среду;
обеспечивать ребёнку психолого-педагогическую поддержку
.
Структура индивидуального образовательного маршрута
Диагностика (определение уровня развития ребенка, в том числе его качеств и способностей);
Определение целей и задач (определение долгосрочных и краткосрочных целей и путей к их достижению)
Определение времени (определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы)
Определение роли родителей
Разработка учебно-тематического плана
Определение содержания, форм работы и оценивание знаний
.
Достижение нового качества образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагога, его готовности решать новые сложные задачи. Необходимо помнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный, никогда не прекращающийся процесс, который требует от педагога личностного роста педагогического мастерства, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с родителями одаренных детей.