Применение кинезиологии в логопедической практике

В последнее время наблюдается значительное увеличение числа детей с речевыми нарушениями, требующих логопедической поддержки.

Для этой категории воспитанников характерны:

- Снижение активности речи

- Замедленное развитие основных областей: чувственного познания мира, умственных способностей и эмоционально-волевая сфера

- Недостаточная психическая зрелость

- Нарушения в пространственном ориентировании, что влечёт за собой: 1. Трудности в освоении письменной речи.

2. Ухудшение психологической адаптации и личностных качеств, включая эмоциональную неустойчивость.

3. Общее снижение работоспособности,

4. Физическое истощение (соматические проблемы),

5. Задержку в развитии моторной сферы — проявляется через нарушения координации движений.

В условиях динамично меняющегося общества и повышенных образовательных требований, предъявляемых как учебными заведениями, так и обществом к детям, становится критически важным формирование способности эффективно управлять большими объемами информации.

Специалисты в области нейрофизиологии и кинезиологии утверждают, что основную причину речевых расстройств составляет нарушение симметричности работы коры головного мозга и слабая координация между его полушариями. Важным фактором является снижение нейронной пластичности, что затрудняет усвоение новых навыков и интеграцию функций правого и левого полушарий. Для преодоления подобных проблем необходимо внедрение комплексного подхода, включающего специальные методы коррекции. Особое внимание уделяется кинезиологии — направлению, которое через двигательные упражнения стимулирует улучшение взаимодействия между полушариями. Эти упражнения способствуют формированию новых нейронных связей, оптимизации работы мозга и, как следствие, развитию интеллекта и речевых функций.

Кинезиология непосредственно воздействует на улучшение межполушарных связей в мозге, что способствует повышению когнитивной активности.

В процессе занятий достигается следующее:

1. Развивается как крупная, так и мелкая моторика рук,

2. Значительно укрепляются память, концентрация внимания, воображение и мыслительные процессы.

3. Формируются навыки чёткой речи и правильного произношения.

4. Упрочняется волевой компонент поведения — повышается способность к самоконтролю,

5. Снижается уровень стресса, эмоциональной напряжённости.

6. Создаются условия для стабильного позитивного настроения и психологического комфорта.

7. Эффективно предотвращаются нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

8. Улучшается общая координация действий, что положительно сказывается на развитии ребёнка в целом.

Таким образом, кинезиологические методы играют ключевую роль в гармонизации работы мозга, способствуя всестороннему интеллектуальному и эмоциональному росту.

Кинезиология - это система оздоравления, направленная на активацию скрытых потенциалов детей и стимуляцию пластичности мозга. Основная цель упражнений - интегральное развитие, включающее улучшение физических и психофизиологических характеристик, укрепление общего здоровья и предупреждение возможных отклонений в росте и развитии. Эти упражнения способствуют укреплению мышечного каркаса, повышают стрессоустойчивость, оптимизируют взаимодействие между полушариями головного мозга, улучшают координацию движений, пространственное восприятие и эффективность регуляции нервной системы. Особенность кинезиологии заключается в сочетании как мгновенного, так и долгосрочного положительного влияния на организм.

Для повышения качества коррекционной работы, направленной на развитие и восстановление функций, следует придерживаться строгой системы и соблюдать определенные правила:

1. Кинезиологические упражнения проводятся ежедневно утром, их продолжительность составляет от пяти до пятнадцати минут.

2. Создание поддерживающей и дружелюбной атмосферы во время занятий является ключевым фактором.

3. Регулярность занятий – без пропусков и перерывов – обеспечивает стабильность результатов.

4. Дети должны выполнять все движения и техники с высокой точностью.

5. Занятия строятся на основе специально разработанных программ, рассчитанных на двухнедельные курсы.

В рамках методики используются следующие подходы:

- Растяжки для нормализации тонуса мышц опорно-двигательного аппарата.

- Дыхательные упражнения, способствующие улучшению работы организма, развитию самоконтроля и произвольности.

- Глазодвигательные упражнения, которые расширяют поле зрения, улучшают восприятие и стимулируют межполушарное взаимодействие, повышая общий энергетический уровень.

- Развитие мелкой моторики активирует речевые зоны мозга.

- Массаж воздействует на биологически активные точки организма.

- Упражнения на релаксацию помогают снять напряжение и способствуют глубокому расслаблению.

При составлении комплексов кинезиологической гимнастики я опираюсь на данные методы и приемы, используя их в качестве основополагающих.

Предлагаю учебный материал детям через стихотворения, где ритм становится мощным инструментом для формирования правильного речевого дыхания, развития моторных навыков, координации движений и улучшения запоминания слов. Это особый подход к коррекции речевых проблем, который затрагивает слуховые, речевые и тактильные процессы, работая на разных уровнях восприятия. Данный метод может быть успешно интегрирован как в специальные развивающие занятия, так и использоваться в качестве активных перерывов для детей.

Таким образом, перед началом занятий я выступаю в роли организующего элемента, который помогает подготовить детский организм к эффективной работе в ходе уроков. В своей практике я активно применяю различные методы, вызывающие у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции. К числу таких приемов относятся: плетение кос на специальном тренажере, сбор счетных палочек с использованием одноименных пальцев рук, скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам обеими руками одновременно, а также рисование в воздухе «лежащей восьмерки» и зеркальное рисование.

Итак, стоит отметить, что систематическое применение кинезиологических упражнений приводит к оптимизации взаимодействия полушарий мозга и их согласованной работы. Данный эффект положительно влияет на процесс обучения, стимулирует интеллектуальное развитие детей, способствует укреплению физического состояния и адаптации в социуме. Дополнительно отмечается снижение усталости, повышение их самоконтроля, что напрямую способствует преодолению речевых нарушений.