Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)- это задания, которые носят практико-ориентированный характер, и, следовательно, актуальны и целесообразны. Данный вид заданий можно классифицировать по структуре и характеру выполнения на творческие (эвристического характера, не содержащие чётких требований к структуре и порядку выполнения) и структурированные (соответствующие определённой структуре). Компетентностно-ориентированные задания структурированного типа (КОЗы) представляют собой способ формирования и развития у учащихся таких компетентностей, как информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблем.

Каждая компетентность при разработке КОЗ может быть представлена несколькими аспектами.

Коммуникативная компетентность включает следующие аспекты: письменная коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация.

Информационная компетентность: планирование и поиск информации, извлечение первичной информации, извлечение вторичной информации, обработка информации.

Компетентность разрешения проблем. Идентификация (определение) проблемы, целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы, использование ресурсов, оценка действий, оценка результата/продукта деятельности, рефлексия (оценка собственного продвижения).

Как узнать компетентностно-ориентированное задание?

• Во-первых, это деятельностное задание;

• Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

• В третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;

• В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:

o Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение)

o Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания)

o Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

o Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)

Практически в любом художественном произведении можно найти проблемы, актуальные сегодня. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно найти интересный стимул для интриги. Так, работая над образом Раскольникова, я предлагаю учащимся стимул в форме притчи.

Стимул: Один человек искал идеальное место на земле. И вот в далёкой стране нашёл он место, где ему было хорошо. Он бродил по городу и смотрел вокруг. Но когда он забрёл на кладбище, он ужаснулся. На всех надгробиях даты смерти указывали, что эти люди жили два–три года с точностью до прожитых часов.

В страхе человек побежал вон из города, но на площади столкнулся со стариком. В ужасе человек закричал:

— Вы чудовища! Вы убиваете ваших детей?

Старик показал ему книжечку, которая висела у него на шее на цепочке, и сказал:

— Когда ребёнок у нас достигает зрелости, мы даём ему такую книжку. И каждое мгновение, каждую минуту или час настоящего счастья в нашей жизни каждый из нас заносит в эту книгу. После смерти же все эти мгновения мы складываем. И это — настоящие дни нашей жизни.

Задачная формулировка: Приведите такие примеры из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», которые можно было бы назвать «днями настоящей жизни» Раскольникова.

Вот другой пример. Обратимся к рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Стимул: Знаете ли вы значение своего имени? Верите ли вы, что имя человека имеет огромную власть над его судьбой? Древние египтяне считали, что имя описывает душу человека, отражает его характер и даже судьбу — и всё это подтверждалось не один раз. Вы, наверное, замечали, что если люди носят одинаковые имена, то они удивительно похожи друг на друга своим поведением, привычками…

Задачная формулировка: Докажите или опровергните эти утверждения на примере Желткова из рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Ответ: А.И.Куприн дал имя герою-Георгий, что означает победоносец. Автор изобразил в своём произведении «маленького», но в то же время великого человека, который силой своих чувств встаёт над мелочной суетой. В благородстве чувств не уступает аристократам.

Такие задания можно отнести к КОЗ эвристического характера, они не предъявляют чётких требований к структуре и порядку выполнения.

Приведём пример компетентностно-ориентированных заданий структурированного типа.

Предмет

Литература

Класс

10

Тема

Пути исканий Пьера - пути к собственному прозрению.

Компетентность

Информационно-коммуникативная

Аспект

групповая коммуникация, обработка информации

Стимул

Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается количество людей, у которых выявляют такой дефект зрения, как «близорукость». Специалисты выделяют одну из причин появления близорукости- психологическую: «не вижу, потому что не хочу видеть». Исследователи выяснили, что близорукие люди в большинстве своем приветливы и жизнерадостны.

Задачная формулировка

Узнайте, только ли о физическом недостатке идёт речь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», когда автор несколько раз подчёркивает существенную и многозначную примету Пьера - близорукость? Ответьте на вопросы.

Бланк для выполнения задания

Вопрос

Ответ

Дайте толкование понятию «близорукость» (в контексте)

В каких жизненных ситуациях «близорукость» особенно проявлялась у героя?

(приведите 2-3 примера из текста)

«Близорукость» как своеобразное достоинство или недостаток героя? (вывод)

Инструмент проверки

Вопрос

Ответ

Дайте толкование понятию «близорукость» (в контексте)

Близорукость оказывается не только физическим

недостатком - плохое зрение,- но наш герой несколько

раз в романе обнаруживает «внутреннюю

близорукость» - отсутствие всякой дальновидности.

В каких жизненных ситуациях «близорукость» особенно проявлялась у героя?

(приведите 2-3 примера из текста)

Да, Пьер оказался «близоруким», когда не сумел увидеть

в Элен Курагиной корыстолюбие и позволил ей

обмануть себя.

Если бы Пьер не был «близоруким», вряд ли его втянули

бы в светские интриги, он не дрался бы с Долоховым на

дуэли.

«Близорукость» как своеобразное достоинство или недостаток героя? (вывод)

«Близорукость» охраняет Пьера от тлетворного влияния аристократического окружения ( Шерер, Курагиных,

Друбецких и т.д.) «Близорукость» противостоит той лжи, которая культивируется в среде аристократов-

«патриотов».

Примечание: За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

За каждый правильный, но неполный ответ – 0,5 балла.

За каждый неверный ответ – 0 баллов.

Максимальное количество – 3 балла.

Предмет

Литература

Класс

7

Тема

Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

Компетентность

Разрешение проблем

Стимул

Нужно ли вам в настоящее время кого-то простить? Или, быть может, вы однажды совершили поступок, за который вам до сих пор очень стыдно?

В библейской притче о Каине и Авеле рассказывается о том, как после смерти Каин просит прощения у своего брата за совершённое убийство. Авель же говорит, что не помнит, кто кого убивал, ведь главное - быть снова вместе.

Все люди совершают ошибки, однако всем нужно, чтобы их любили и прощали.

Задачная формулировка

В рассказе Андрея Платонова «Юшка» противопоставлены два типа людей. Охарактеризуйте каждый из них.

Бланк для выполнения задания

Позиции для характеристики

1 тип людей

2 тип людей

1.Назовите 1-2 персонажей рассказа, представителей каждого типа.

2.Оперируя цитатами либо примерами из текста, назовите 1-2 особенности внешности и поведения таких людей.

3.Найдите в тексте не менее 2 цитат, характеризующих внутренний мир каждого типа

4.Сформулируйте (где возможно, используя цитаты) представление каждого типа о мире, объясняющее их поведение

Примечание: За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

За каждый правильный, но неполный ответ – 0,5 балла.

За каждый неверный ответ – 0 баллов.

Максимальное количество – 4 балла.