Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)- это задания, которые носят практико-ориентированный характер, и, следовательно, актуальны и целесообразны. Данный вид заданий можно классифицировать по структуре и характеру выполнения на творческие (эвристического характера, не содержащие чётких требований к структуре и порядку выполнения) и структурированные (соответствующие определённой структуре). Компетентностно-ориентированные задания структурированного типа (КОЗы) представляют собой способ формирования и развития у учащихся таких компетентностей, как информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблем.
Каждая компетентность при разработке КОЗ может быть представлена несколькими аспектами.
Коммуникативная компетентность включает следующие аспекты: письменная коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация.
Информационная компетентность: планирование и поиск информации, извлечение первичной информации, извлечение вторичной информации, обработка информации.
Компетентность разрешения проблем. Идентификация (определение) проблемы, целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы, использование ресурсов, оценка действий, оценка результата/продукта деятельности, рефлексия (оценка собственного продвижения).
Как узнать компетентностно-ориентированное задание?
• Во-первых, это деятельностное задание;
• Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
• В третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
• В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:
o Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение)
o Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания)
o Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)
o Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)
Практически в любом художественном произведении можно найти проблемы, актуальные сегодня. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно найти интересный стимул для интриги. Так, работая над образом Раскольникова, я предлагаю учащимся стимул в форме притчи.
Стимул: Один человек искал идеальное место на земле. И вот в далёкой стране нашёл он место, где ему было хорошо. Он бродил по городу и смотрел вокруг. Но когда он забрёл на кладбище, он ужаснулся. На всех надгробиях даты смерти указывали, что эти люди жили два–три года с точностью до прожитых часов.
В страхе человек побежал вон из города, но на площади столкнулся со стариком. В ужасе человек закричал:
— Вы чудовища! Вы убиваете ваших детей?
Старик показал ему книжечку, которая висела у него на шее на цепочке, и сказал:
— Когда ребёнок у нас достигает зрелости, мы даём ему такую книжку. И каждое мгновение, каждую минуту или час настоящего счастья в нашей жизни каждый из нас заносит в эту книгу. После смерти же все эти мгновения мы складываем. И это — настоящие дни нашей жизни.
Задачная формулировка: Приведите такие примеры из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», которые можно было бы назвать «днями настоящей жизни» Раскольникова.
Вот другой пример. Обратимся к рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Стимул: Знаете ли вы значение своего имени? Верите ли вы, что имя человека имеет огромную власть над его судьбой? Древние египтяне считали, что имя описывает душу человека, отражает его характер и даже судьбу — и всё это подтверждалось не один раз. Вы, наверное, замечали, что если люди носят одинаковые имена, то они удивительно похожи друг на друга своим поведением, привычками…
Задачная формулировка: Докажите или опровергните эти утверждения на примере Желткова из рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Ответ: А.И.Куприн дал имя герою-Георгий, что означает победоносец. Автор изобразил в своём произведении «маленького», но в то же время великого человека, который силой своих чувств встаёт над мелочной суетой. В благородстве чувств не уступает аристократам.
Такие задания можно отнести к КОЗ эвристического характера, они не предъявляют чётких требований к структуре и порядку выполнения.
Приведём пример компетентностно-ориентированных заданий структурированного типа.
Предмет
Литература
Класс
10
Тема
Пути исканий Пьера - пути к собственному прозрению.
Компетентность
Информационно-коммуникативная
Аспект
групповая коммуникация, обработка информации
Стимул
Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается количество людей, у которых выявляют такой дефект зрения, как «близорукость». Специалисты выделяют одну из причин появления близорукости- психологическую: «не вижу, потому что не хочу видеть». Исследователи выяснили, что близорукие люди в большинстве своем приветливы и жизнерадостны.
Задачная формулировка
Узнайте, только ли о физическом недостатке идёт речь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», когда автор несколько раз подчёркивает существенную и многозначную примету Пьера - близорукость? Ответьте на вопросы.
Бланк для выполнения задания
Вопрос
Ответ
Дайте толкование понятию «близорукость» (в контексте)
В каких жизненных ситуациях «близорукость» особенно проявлялась у героя?
(приведите 2-3 примера из текста)
«Близорукость» как своеобразное достоинство или недостаток героя? (вывод)
Инструмент проверки
Вопрос
Ответ
Дайте толкование понятию «близорукость» (в контексте)
Близорукость оказывается не только физическим
недостатком - плохое зрение,- но наш герой несколько
раз в романе обнаруживает «внутреннюю
близорукость» - отсутствие всякой дальновидности.
В каких жизненных ситуациях «близорукость» особенно проявлялась у героя?
(приведите 2-3 примера из текста)
Да, Пьер оказался «близоруким», когда не сумел увидеть
в Элен Курагиной корыстолюбие и позволил ей
обмануть себя.
Если бы Пьер не был «близоруким», вряд ли его втянули
бы в светские интриги, он не дрался бы с Долоховым на
дуэли.
«Близорукость» как своеобразное достоинство или недостаток героя? (вывод)
«Близорукость» охраняет Пьера от тлетворного влияния аристократического окружения ( Шерер, Курагиных,
Друбецких и т.д.) «Близорукость» противостоит той лжи, которая культивируется в среде аристократов-
«патриотов».
Примечание: За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ – 0,5 балла.
За каждый неверный ответ – 0 баллов.
Максимальное количество – 3 балла.
Предмет
Литература
Класс
7
Тема
Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»
Компетентность
Разрешение проблем
Стимул
Нужно ли вам в настоящее время кого-то простить? Или, быть может, вы однажды совершили поступок, за который вам до сих пор очень стыдно?
В библейской притче о Каине и Авеле рассказывается о том, как после смерти Каин просит прощения у своего брата за совершённое убийство. Авель же говорит, что не помнит, кто кого убивал, ведь главное - быть снова вместе.
Все люди совершают ошибки, однако всем нужно, чтобы их любили и прощали.
Задачная формулировка
В рассказе Андрея Платонова «Юшка» противопоставлены два типа людей. Охарактеризуйте каждый из них.
Бланк для выполнения задания
Позиции для характеристики
1 тип людей
2 тип людей
1.Назовите 1-2 персонажей рассказа, представителей каждого типа.
2.Оперируя цитатами либо примерами из текста, назовите 1-2 особенности внешности и поведения таких людей.
3.Найдите в тексте не менее 2 цитат, характеризующих внутренний мир каждого типа
4.Сформулируйте (где возможно, используя цитаты) представление каждого типа о мире, объясняющее их поведение
Примечание: За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ – 0,5 балла.
За каждый неверный ответ – 0 баллов.
Максимальное количество – 4 балла.