«Применение Су-Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста» (мастер-класс)

Кузьмина Кристина Валерьевна, воспитатель логопедической группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 68», г. Нижнекамск, НМР РТ

I. Вступительная часть.

1) Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Скажите громко и хором, друзья,

Помочь откажитесь мне? Нет или да?!

Деток вы любите? Да или нет?!

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет ?!

Вам лекции хочется слушать здесь?

Нет???

Я вас понимаю…

Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам?

Да!!!

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажитесь мне?

Нет!!!

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?

Да!!!

- И так, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»!

II. Теоретическая часть.

1) Введение в тему мастер-класса.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Полноценное и качественное образование возможно только с использованием здоровьесберегающих технологий. Они создают психофизиологический комфорт детям во время занятий, а также помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

В своей логопедической работе мы активно используем следующие здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, Су-Джок терапия. Остановить на последней технологии поподробнее.

Все большее признание среди педагогов, логопедов, дефектологов приобретает Су-Джок терапия. Это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка: «Су» - кисть, «Джок» - стопа. В первую очередь – это самомассаж.

Применение Су-Джок массажеров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Технология интересна тем, что может быть использована не только педагогами и специалистами ДОУ, но и родителями дома.

2) Демонстрация массажера Су-Джок.

Этот кругленький дружок

Называется Су-Джок.

Этот шарик разноцветный

Покатаем мы в руках.

Чтобы легче было думать,

Сила чтоб была в руках.

Покатаем по ладошкам,

Он откроется … вот так!

Там волшебное колечко,

Ни большое, ни малое,

В гости к пальчикам заходит,

Всем оно подходит!

- Попробуйте покатать шарик между ладонями. Тут же ощутите прилив тепла и легкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.

Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке находятся два эластичных кольца, сделанных из металлической проволоки. Ими можно свободно прокатываться по пальцам вверх и вниз, создавая приятное покалывание и тепло в массируемой области.

3) Задачи, решаемые с помощью Су-Джок терапии.

1. Нормализация мышечного тонуса, развитие координации движений и мелкой моторики.

2. Активизация области коры головного мозга, способствование установлению межполушарных связей.

3. Способствование снижению двигательной и эмоциональной расторможенности.

4. Возможность использования элементов Су-Джок терапии в различных видах деятельности.

5. Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания.

III. Практическая часть.

1) Массаж ладоней рук шарами.

Этот шарик непростой!

Он колючий, - вот какой!

(любуются шариком на левой ладошке, затем закрывают его правой ладошкой)

Будем с шариком играть,

Своим ручкам помогать.

(прокатывают шарик вдоль ладошек, держа их горизонтально)

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.

(прокатывают шарик вдоль ладошек, держа их вертикально)

Катаем, катаем, катаем,

Сильней на шарик нажимаем.

(продолжают прокатывать шарик вертикально, затем горизонтально)

Как колобок мы покатаем,

Сильней на шарик нажимаем.

(прокатывают шарик в центре ладошек по кругу)

В ручку правую возьмем,

В кулачок его сожмем.

Раз сжимаем, два сжимаем.

Шарик мы не выпускаем.

(выполняют движения по тексту)

В ручку левую возьмем,

В кулачок его сожмем.

Раз сжимаем, два сжимаем.

Шарик мы не выпускаем.

(выполняют движения по тексту)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки.

Есть у нас на них горошки?

(выполняют движения по тексту)

Мы похлопаем немножко,

Потрясем свои ладошки.

Мы немного отдохнем,

Заниматься мы начнем.

2) Массаж пальцев рук кольцом.

(надевают поочередно массажное кольцо на каждый палец по тексту стихотворения сначала на правой руке, затем на левой руке)

Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинку будем мы катать!

Вот нашли большой мы пальчик,

Он попрыгает, как зайчик!

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Ты, пружиночка, катись!

Указательный поймаем

И пружинку покатаем!

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Ты, пружиночка, катись!

Где ты, наш середнячок?

Ты ложись-ка на бочок!

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Ты, пружиночка, катись!

Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Ты, пружиночка, катись!

Вот наш пальчик маленький!

Самый он удаленький!

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Ты, пружиночка, катись!

Мы пружиночки снимаем,

Свои пальчики считаем:

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять!

А сейчас мы проверяем –

На двух ручках мы считаем:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

3) Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Шарик кати - слово говори».

Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе, ребенок, поймав ладонью шарик, отправляет его обратно, называя этот предмет во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Чей? Чья? Чьи?»

4) Использование Су-Джок шаров при совершенствовании навыков употребления предлогов.

Упражнение «Ловко с шариком играем и предлоги называем».

На столе стоит коробка. По инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку, синий шарик – под коробку, зеленый – около коробки. Затем отвечает на вопросы взрослого: - Куда ты положил синий шарик? – Откуда я достала красный шарик? И т.д.

5) Использование Су-Джок шаров при формировании и развитии фонематического слуха.

- Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячьте шарик в ладонях, если звука там нет.

- Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

- Упражнение «Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой».

- Упражнение «Телеграфисты».

(простукивают шариком заданного ритмического рисунка)

- Упражнение «Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук» .

6) Использование Су-Джок шаров при выполнении слогового анализа слов.

- Упражнение «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай».

(проговаривает предложенное слово по слогам, при этом на каждый слог берут по одному шарику из коробки, затем считают количество слогов)

7) Использование Су-Джок шаров при выполнении звукового анализа слов.

- Упражнение «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери».

(Для характеристики звуков используются шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает шарик нужного цвета. При наличии в шарике колечка – звук звонкий, при его отсутствии – звук глухой).

- Упражнение «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу».

(Педагог показывает шарик. Ребенок дает характеристику тому или иному звуку)

8) Использование Су-Джок шаров для развития цветовосприятия.

- Упражнения «Разложи шарики по цвету», «Найди все шарики цвета неба (солнца, травы)», «Сделай шарики разноцветными» (красно-синий, желто-зеленый и т.д.)

9) Использование Су-Джок шаров в развитии связной речи. Презентация сказки «Ежик».

- Делая массаж малышу или при выполнении самомассажа можно одновременно рассказывать сказку.

Сказка «Ежик»

Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал Ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца).

Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» - подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша. Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча: «Куда ты идёшь?». «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдём со мной». Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому).

Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) - много насобирали.

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ёжик: «Ты куда скачешь?». «Скачу, куда глаза глядят» - отвечает лягушка. – «Поскакали со мной».

Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

IV. Заключительная часть.

1) Итог мастер-класса.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с помощью нестандартной и интересной Су-Джок терапии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Вот такими нестандартными и интересными способами можно не только занимать детей, но и развивать им речь. Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии.

2) Рефлексия.

Упражнение «Благодарю!»

- Уважаемые педагоги, предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этой встрече нового.

- А теперь предлагаю дружно, громко, что есть сил похлопать в ладоши и сказать друг другу: «БЛАГОДАРЮ!»

- Благодарю за сотрудничество! Желаю всем творческих успехов!